Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конкурсный урок по теме Австралия. Географическое положение и история открытия материка - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Конкурсный урок по теме Австралия. Географическое положение и история открытия материка


Автор(ы): Бобина Вера Александровна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: ФЗУ
Цели урока:
учащиеся должны
Знать: Уметь:
  1. определение понятия географического положения материка (II);
  2. особенности географического положения Австралии (II);
  3. историю открытия Австралии (I);
  4. крайние точки материка (II).
  1. давать определение понятия географического положения материка;
  2. определять особенности географического положения материка;
  3. называть первооткрывателей материка Австралии;
  4. показывать крайние точки Австралии.
ОУУН:
  • формирование умения выявлять причинно – следственные связи;
  • продолжить формировать умение сравнивать и делать выводы;
Воспитательная цель: экологическое воспитание обучающихся на примере отношения австралийцев к своей стране, людям, природе.
Оборудование:
  1. Физическая карта Австралии.
  2. Карта географических открытий.
  3. Учебная картина “Открытие Д. Куком восточного берега Новой Голландии (Австралии) 29 апреля 1770 г.”.
  4. Мультимедиа. Электронная версия учебника по курсу “География материков и океанов” - “Электронные уроки и тесты”, ЗАО “Новый диск”,2006 г.
  5. Ж. Верн “Дети капитана Гранта”. Екатеринбург, 1992 г.
  6. Презентация с фотографиями и иллюстрациями австралийских животных.
  7. Фильм об Австралии – “Кораллы”.
  8. Аудиозапись со стихотворением об Австралии Г. Усовой.
  9. Кораллы (скелет), морские звёзды (засушенные экземпляры) и морские раковины.
  10. Посылочный ящик.
  11. Контурные карты.
  12. Календарики с изображением Австралии.
  13. Учебник В. А. Коринская, И.В, Душина, В.А. Щенёв “География материков и океанов”, 7 класс, Москва, 2002 г.
  14. Атласы “География материков и океанов”, 7 класс.
  15. Цветные листки-стикеры для оценивания результатов работы на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Дорогие ребята, прослушайте отрывок из стихотворения и скажите, о каком материке идёт речь? (Г. Усовой “Австралия”):
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье...
2. Получение посылки.
Дорогие ребята! Нам прислали посылку из самой Австралии наши друзья – географы! В посылке письмо. В письме сообщается следующее:
“Дорогие ребята из далёкой Сибири! Мы очень любим свою страну и хотим, чтобы вы узнали об Австралии много нового и интересного. Приглашаем вас совершить воображаемое путешествие по материку. В посылке лежат те предметы, которые помогут вам в создании яркого запоминающегося образа Австралии. Желаем вам успехов в изучении природы и населения нашей замечательной страны. С уважением ваши друзья”.
- Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда в путь!
- А что нам необходимо знать и уметь в первую очередь о той стране, куда мы направляемся?
Правильно, географическое положение, историю открытия этой страны, особенности природы.
Поэтому основной задачей урока будет определение географического положения материка, истории открытия и главных особенностей природы, т.е. создание образа Австралии.
3. Определение географического положения материка: учащиеся открывают
стр. 6 -7 в атласе и стр. 311 в учебнике, работают с картографическим материалом по плану в учебнике, воспринимают материал, изложенный в мультимедийном пособии “Электронные уроки и тесты”);
А) на градусной сетке (в атласе) - относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов;
- На что влияет пересечение тропиком?
Учащиеся смотрят форзац учебника “Климатические пояса мира” и определяют преобладающий тип климата на материке (тропический). Делают выводы:
1) Австралия – самый сухой материк.
2) Материк – пустыня (называют пустыни Австралии).
Б) определяют крайние точки материка и их координаты, наносят на контурную карту, определяют протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток;
Крайние точки Австралии:
северная– мыс Йорк – 10° ю. ш., 142° в. д.;
южная – мыс Саут – ист - Пойнт – 39° ю. ш., 147° в. д.;
западная – мыс Стип-Пойнт – 26° ю. ш., 113° в. д.;
восточная – мыс Байрон – 28° ю. ш., 153° в. д.
Учащиеся измеряют протяженность Австралии:
1) с запада на восток в градусах и километрах по параллели 26° ю. ш.:
а) 153°–113°=40° (длина 1° на параллели 26° приблизительно равна 100 км);
б) 100 км Х 40* =4000 км;
2) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142° в. д.:
а) 39°–10°=29°;
б) 111 км Х 29* = 3219 км.
Б) устанавливают размеры (сравнивают размеры разных материков в учебнике на странице 7) и форму материка;
- Во сколько раз Австралия меньше Евразии? (в 6 раз), Африки? (более, чем в 3 раза)
В) описывают характер береговой линии - острова и полуострова (надписывают названия перечисленных объектов на контурной карте);
Г) моря и океаны, омывающие Австралию (надписывают названия перечисленных объектов на контурной карте);
Е) учащиеся определяют положение Большого Барьерного рифа, наносят на контурную карту, слушают краткое описание Большого Барьерного рифа.
Размеры его настолько велики, что можно увидеть с поверхности Луны.
В теплой морской воде на небольшой глубине живут кораллы – колонии небольших морских животных. Отмирающие кораллы оставляют известковые скелеты, из которых и состоят многочисленные острова и выступы Большого Барьерного рифа. Риф отделен от берегов Австралии проливом шириной до 150 км и служит волноломом, о который разбиваются громадные волны Тихого океана.
На Большом Барьерном рифе выступает 600 островов и более 2000 рифов.
Рассматривают экспонаты кораллов, морских звёзд и морских раковин.
Просмотр фрагмента фильма о кораллах.
Разминка - изобразить движения животных и растений Австралии: эвкалипт, пингвины, кенгуру, страусы.
4. Из истории открытия материка
Учитель:
Название Австралия произошло от латинского austral is - южный – самый маленький материк на Земле. За небольшие размеры ее иногда называют материком-островом. Образ - “ Фасоль в океане”!
Есть особенности и в освоении материка, так как Австралия дольше всех прочих крупных земель планеты оставалась белым пятном. Долгое время континент был как бы оторван от исторических процессов, происходивших в других частях света.
За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по-прежнему царил каменный век.
Итак, ребята, предоставим слово вашим одноклассникам.
Так кто же открыл Австралию? Откройте карту на стр. 2-3 в атласе и стр. 12-13 в учебнике.
Ребята заслушивают сообщения учащихся, рассматривая портрет Д. Кука и картину “Открытие Д. Куком восточного берега Новой Голландии (Австралии) 29 апреля 1770г”.
Из истории открытия Австралии
В XVI в. картографы изображали на картах и глобусах в южном полушарии огромную “Неведомую Южную Землю”. Открытая Магелланом “Огненная Земля” считалась одним из выступов этой “Неведомой Южной Земли”, а северные берега острова Новая Гвинея представлялись другим ее Участком.
В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп - Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым. Когда Торрес сообщил испанским властям на Филиппинах о своем открытии, было решено держать это открытие в секрете, и свыше 150 лет об этом никто не знал. Только после захвата Манилы англичане нашли в архивах сообщение Торреса. Его опубликовали лишь после того, как Джеймс Кук в XVIII в. вторично прошел проливом между Австралией и Новой Гвинеей. Почти в одно время с Торресом голландский мореплаватель Янсзон также видел северный берег Австралии, зайдя в залив Карпентария.
В первой половине XVII в. голландцы открыли северный, западный и часть южного берега Австралии, которую до начала XIX в. называли Новой Голландией. Этот массив суши сначала объявили частью Южной Земли, но в 1642-1643 гг. голландец Тасман, обойдя Новую Голландию по кольцевому маршруту, доказал, что она представляет собой особый континент. Тасман не видел восточных берегов, так как шел слишком далеко от них, но он открыл участок побережья Новой Зеландии.
В XVIII в. между Англией и Францией началось соперничество за первенство открытия нового континента.
Летом 1768 г. от берегов Англии на поиски нового континента на корабле “Индевор” (“Попытка”) отправилась экспедиция под командованием уже известного к тому времени мореплавателя Джеймса Кука. В инструкциях, которые Кук получил перед уходом в плавание, ему предписывалось для поисков Южного материка проследовать от берегов Таити до 40° ю. ш. Если континент не будет открыт, Куку предлагалось отправиться на его поиски к западу, следуя между 40° и 35° ю. ш. до тех пор, пока экспедиция не откроет его или не достигнет восточного берега земли, открытой Тасманом.
В октябре 1769 г. с “Индевора” заметили на горизонте землю. Это был новозеландский берег. Здесь Кук определил, что Новая Зеландия представляет два острова. Таким образом, программа исследования была выполнена.
Обратный путь Джеймс Кук предложил пройти через мыс Доброй Надежды, следуя на запад. 1 апреля 1770 г. “Индевор” взял курс на запад, а 19 апреля экспедиция достигла восточного берега Австралии у самой южной оконечности. 28 апреля на 34° ю. ш. состоялась первая высадка на побережье. Небольшая группа темнокожих аборигенов при виде пришельцев скрылась в лесу. 29 апреля был обнаружен большой залив. Местность вокруг была замечательная: на берегу рос густой лес, воздух в нем был удивительно свеж, и крепкий смолистый запах чуть кружил голову. Деревья в этом лесу были эвкалиптами, а залив был назван Ботаническим.
До конца мая корабль шел вдоль центрального участка восточного побережья. В конце мая “Индевор” вошел в опасную зону коралловых рифов и мелей. Здесь корабль сел на мель и распорол днище. В устье реки (она была названа Индевор) пришлось остановиться для ремонта. “Индевор” очень медленно шел среди рифов и мелей, которые Кук назвал Лабиринтом. В рифах был найден проход, который Кук назвал проходом Провидения. Следуя этим узким проливом, э...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5859

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340