Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа по элективным курсам Издательские технологии - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Программа по элективным курсам Издательские технологии


Автор(ы): Мельникова Светлана Владимировна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
Основной задачей курса “Издательские технологии” является знакомство учащихся с основами издательского дела.
Курс рассчитан на изучение в 10-11-х классах средней школы на уроках технологии. Тем самым отводиться по 68 часов (2 часа в неделю) в каждом классе.
Курс состоит из 11 основных разделов:
  1. Культура. Информация. Общество.
  2. Издательское дело в среде текстового процессора Word.
  3. Знакомство с настольной издательской системой PageMaker.
  4. Основы компьютерного производства.
  5. Компьютерная графика.
  6. Работа с изображениями в системе Photoshop.
  7. Цифровые фотокамеры.
  8. Создание презентаций PowerPoint.
  9. Создание баз данных в среде Access.
  10. Компьютерные сети. Web-дизайн.
  11. Мультимедийные проекты.
Цели курса:
  1. научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые проекты;
  2. научить способам предоставления информации в издательском производстве;
  3. познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части издательского дела;
  4. реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания;
  5. сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций конструирования печатных изданий.
Задачи курса:
  1. познакомить с видами печатных изданий, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
  2. сформировать навыки элементарного проектирования, верстки издания;
  3. научить основам работы с программами пакета Microsoft Office, Page Maker, PhotoShop, CorelDraw, NamoWebEditor;
  4. сформировать навыки работы в коллективе с комплексными проектами;
  5. создать собственную газету.
Методы обучения:
Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
  1. социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо создавать печатное издание);
  2. личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области верстки издания);
  3. перечень реальных объектов, относящихся к данным компетенциям (статья, газета, буклет, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);
  4. знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
  5. способы деятельности по отношению к данным объектам;
  6. минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
  7. индикаторы – учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.
Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам.
Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – графического файла, газеты, рекламного буклета, презентации журнала, библиотеки печатных изданий, сайта и т.п.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например фотоколлажа.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствует устранению весьма распространенного недостатка формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Планируемые результаты курса
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
  1. знают принципы и структуру издательского производства, формы предоставления и управления информацией в издательском деле;
  2. умеют найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет, печатных изданий с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
  3. умеют спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему;
  4. умеют программировать на языке HTML на уровне создания не менее 3-5 соответствующих элементов сайта;
  5. владеют способами работы с изученными программами (пакет Microsoft Office, Page Maker, PhotoShop, CorelDraw, NamoWebEditor);
  6. знают и умеют применять при создании своего проекта основные принципы дизайна;
  7. владеют необходимыми способами проектирования, создания, верстки печатного продукта;
  8. знают все виды изданий, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
  9. владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению печатного продукта;
  10. имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных изданий;
  11. имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного проекта;
  12. способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по издательским технологиям.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (издания, фотографии, буклеты, презентации и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого издания.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
  2. взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
  3. публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
  1. по количеству творческих элементов в печатном издании;
  2. по степени его оригинальности;
  3. по относительной новизне статей в газете для ученика и его одноклассников;
  4. по практической пользе печатного продукта.
Примерное тематическое планирование
10 класс, 68 уроков
Раздел, содержание раздела Количество часов по разделу Количество часов по теме Форма проведения
лекция Практика
1. Культура. Информация. Общество. 4
1.1 От индустриального общества к информационному 1 1
1.2 Представление об информационной системе. 1 1
1.3 Представление об информационной технологии 1 1
1.4 Информатика в жизни общества. 1 1
2. Издательское дело в среде издательского процессора Word. 30 11 19
2.1 Введение в настольные издательские системы 1 1
2.2 Объекты печатного издания. 1 1
2.3 Подготовительная работа. 2 1 1
2.4 Основные правила ввода. 2 1 1
2.5 Редактирование текста. 2 1 1
2.6 Форматирование текста. 5 1 4
2.7 Оформление заголовков и подзаголовков. 2 1 1
2.8 Создание колонтитулов. 2 1 1
2.9 Работа с иллюстрациями. 3 1 2
2.10 Макетирование страниц. 3 1 2
2.11 Оформление титульного листа. 3 1 2
2.12 Подготовка к печати. 1 1
2.13 Практическая работа по разделу. 3 3
3. Знакомство с настольной издательской системой PageMaker. 25 7 18
3.1 Сравнительная характеристика издательской системы PageMaker и текстового редактора Word. 1 1
3.2 Начало работы с издательской системой PageMaker. 2 1 1
3.3 Текст. Форматирование символов. Текстовый блок. 2 2
3.4 Графические объекты. Приемы работы с объектами. 3 1 2
3.5 Многоколонная верстка. 4 1 3
3.6 Приемы оформления 6 2 4
3.7 PhotoShop: основы работы с изображением. 4 1 3
3.8 Практическая работа по разделу. 3 3
4. Основы компьютерного делопроизводства. 9 3 6
4.1 Документ и делопроизводство. 1 1
4.2 Оформление документов. 1 1
4.3 Бланк организации. Основные типы бланков. 2 1 1
4.4 Трафаретные письма. 2 1 1
4.5 Создание документов с использованием мастеров. 1 1
4.6 Практическая работа по разделу. 2 2
11 класс, 68 часов.
Раздел, содержание раздела Количество часов по разделу Количество часов по теме Форма проведения
лекция практика
5. Компьютерная графика. 20 2 18
5.1 Графический редактор Paint. 2 2
5.2 Графический редактор Сorel Draw. 5 1 4
5.3 Построение объемных изображений с помощью 3D MAX. 3 1 2
5.4 PhotoShop: работа с изображениями. 6 6
5.5 Практическая работа по разделу. 4 4
6. Цифровые фотокамеры. 3
6.1 Работа цифровых фотокамер. 1
6.2 Выбор цифровых фотокамер. 1
6.3 Решение задач по объему графических изображений. 1
7. Создание презентаций Power Point. 10 2 8
7.1 Представление о Power Point.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1505

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340