Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Программа по элективным курсам Издательские технологии
Автор(ы): Мельникова Светлана Владимировна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Основной задачей курса “Издательские технологии” является знакомство учащихся с основами издательского дела. Курс рассчитан на изучение в 10-11-х классах средней школы на уроках технологии. Тем самым отводиться по 68 часов (2 часа в неделю) в каждом классе. Курс состоит из 11 основных разделов: - Культура. Информация. Общество.
- Издательское дело в среде текстового процессора Word.
- Знакомство с настольной издательской системой PageMaker.
- Основы компьютерного производства.
- Компьютерная графика.
- Работа с изображениями в системе Photoshop.
- Цифровые фотокамеры.
- Создание презентаций PowerPoint.
- Создание баз данных в среде Access.
- Компьютерные сети. Web-дизайн.
- Мультимедийные проекты.
Цели курса: - научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые проекты;
- научить способам предоставления информации в издательском производстве;
- познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части издательского дела;
- реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания;
- сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций конструирования печатных изданий.
Задачи курса: - познакомить с видами печатных изданий, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
- сформировать навыки элементарного проектирования, верстки издания;
- научить основам работы с программами пакета Microsoft Office, Page Maker, PhotoShop, CorelDraw, NamoWebEditor;
- сформировать навыки работы в коллективе с комплексными проектами;
- создать собственную газету.
Методы обучения: Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций: - социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо создавать печатное издание);
- личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области верстки издания);
- перечень реальных объектов, относящихся к данным компетенциям (статья, газета, буклет, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);
- знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
- способы деятельности по отношению к данным объектам;
- минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
- индикаторы – учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.
Формы организации учебных занятий Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – графического файла, газеты, рекламного буклета, презентации журнала, библиотеки печатных изданий, сайта и т.п. Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например фотоколлажа. В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса. Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствует устранению весьма распространенного недостатка формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников. Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой. Планируемые результаты курса В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности: - знают принципы и структуру издательского производства, формы предоставления и управления информацией в издательском деле;
- умеют найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет, печатных изданий с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
- умеют спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему;
- умеют программировать на языке HTML на уровне создания не менее 3-5 соответствующих элементов сайта;
- владеют способами работы с изученными программами (пакет Microsoft Office, Page Maker, PhotoShop, CorelDraw, NamoWebEditor);
- знают и умеют применять при создании своего проекта основные принципы дизайна;
- владеют необходимыми способами проектирования, создания, верстки печатного продукта;
- знают все виды изданий, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
- владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению печатного продукта;
- имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных изданий;
- имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного проекта;
- способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по издательским технологиям.
Способы оценивания уровня достижений учащихся Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (издания, фотографии, буклеты, презентации и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого издания. Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах: - текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
- публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами: - по количеству творческих элементов в печатном издании;
- по степени его оригинальности;
- по относительной новизне статей в газете для ученика и его одноклассников;
- по практической пользе печатного продукта.
Примерное тематическое планирование 10 класс, 68 уроков № | Раздел, содержание раздела | Количество часов по разделу | Количество часов по теме | Форма проведения | лекция | Практика | 1. | Культура. Информация. Общество. | 4 | | | | 1.1 | От индустриального общества к информационному | | 1 | 1 | | 1.2 | Представление об информационной системе. | | 1 | 1 | | 1.3 | Представление об информационной технологии | | 1 | 1 | | 1.4 | Информатика в жизни общества. | | 1 | 1 | | 2. | Издательское дело в среде издательского процессора Word. | 30 | | 11 | 19 | 2.1 | Введение в настольные издательские системы | | 1 | 1 | | 2.2 | Объекты печатного издания. | | 1 | 1 | | 2.3 | Подготовительная работа. | | 2 | 1 | 1 | 2.4 | Основные правила ввода. | | 2 | 1 | 1 | 2.5 | Редактирование текста. | | 2 | 1 | 1 | 2.6 | Форматирование текста. | | 5 | 1 | 4 | 2.7 | Оформление заголовков и подзаголовков. | | 2 | 1 | 1 | 2.8 | Создание колонтитулов. | | 2 | 1 | 1 | 2.9 | Работа с иллюстрациями. | | 3 | 1 | 2 | 2.10 | Макетирование страниц. | | 3 | 1 | 2 | 2.11 | Оформление титульного листа. | | 3 | 1 | 2 | 2.12 | Подготовка к печати. | | 1 | | 1 | 2.13 | Практическая работа по разделу. | | 3 | | 3 | 3. | Знакомство с настольной издательской системой PageMaker. | 25 | | 7 | 18 | 3.1 | Сравнительная характеристика издательской системы PageMaker и текстового редактора Word. | | 1 | 1 | | 3.2 | Начало работы с издательской системой PageMaker. | | 2 | 1 | 1 | 3.3 | Текст. Форматирование символов. Текстовый блок. | | 2 | | 2 | 3.4 | Графические объекты. Приемы работы с объектами. | | 3 | 1 | 2 | 3.5 | Многоколонная верстка. | | 4 | 1 | 3 | 3.6 | Приемы оформления | | 6 | 2 | 4 | 3.7 | PhotoShop: основы работы с изображением. | | 4 | 1 | 3 | 3.8 | Практическая работа по разделу. | | 3 | | 3 | 4. | Основы компьютерного делопроизводства. | 9 | | 3 | 6 | 4.1 | Документ и делопроизводство. | | 1 | 1 | | 4.2 | Оформление документов. | | 1 | | 1 | 4.3 | Бланк организации. Основные типы бланков. | | 2 | 1 | 1 | 4.4 | Трафаретные письма. | | 2 | 1 | 1 | 4.5 | Создание документов с использованием мастеров. | | 1 | | 1 | 4.6 | Практическая работа по разделу. | | 2 | | 2 | 11 класс, 68 часов. № | Раздел, содержание раздела | Количество часов по разделу | Количество часов по теме | Форма проведения | лекция | практика | 5. | Компьютерная графика. | 20 | | 2 | 18 | 5.1 | Графический редактор Paint. | | 2 | | 2 | 5.2 | Графический редактор Сorel Draw. | | 5 | 1 | 4 | 5.3 | Построение объемных изображений с помощью 3D MAX. | | 3 | 1 | 2 | 5.4 | PhotoShop: работа с изображениями. | | 6 | | 6 | 5.5 | Практическая работа по разделу. | | 4 | | 4 | 6. | Цифровые фотокамеры. | 3 | | | | 6.1 | Работа цифровых фотокамер. | | 1 | | | 6.2 | Выбор цифровых фотокамер. | | 1 | | | 6.3 | Решение задач по объему графических изображений. | | | | 1 | 7. | Создание презентаций Power Point. | 10 | | 2 | 8 | 7.1 | Представление о Power Point. | |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1505
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|