Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок по развитию речи, музыке и живописи в 9-м классе. Подготовка к сочинению — описанию картины. В.М. Васнецов — «истинный богатырь русской живописи» - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Интегрированный урок по развитию речи, музыке и живописи в 9-м классе. Подготовка к сочинению — описанию картины. В.М. Васнецов — «истинный богатырь русской живописи»


Автор(ы): Коломникова Ольга Юрьевна, учитель фортепиано; Ахкобекова Халимат Зафировна, учитель:русского языка и летературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  • Развивать образное мышление обучающихся посредством музыкальных и художественных произведений;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся;
  • собрать материал для сочинения – описания картины художника.
Задачи:
  • проанализировать жанровые, “сказочные”, исторические картины художника;
  • охарактеризовать героя музыкальными и изобразительными средствами;
Оборудование урока:
  • Программа “Живопись”. Мультимедийная презентация;
  • Картинная галерея В.М. Васнецова (цветные репродукции картин в формате А14);
  • Музыкальные фрагменты: М. К. Чюрленис “Прелюдия” фа-мажор, “Прелюдия” си-мажор, “Музыкальный момент” фа-диез-минор; Н. Раков “Тарантелла”; В. Присовский “Мечты”; А. П. Бородин “Богатырская симфония”.
Формы работы:
  1. Экскурсия.
  2. Групповая работа по картинам
  3. Музыкальные характеристики.
Базисные понятия:
  • аккорд – самостоятельное созвучие трех и более звуков;
  • арпеджированные аккорды – последовательное исполнение звуков аккорда;
  • диапазон – расстояние от самого низкого до самого высокого музыкального инструмента или певческого голоса;
  • имитация – подражание, подобие;
  • регистр – часть диапазона музыкального инструмента или певческого голоса;
  • симфония – жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в середине XVIII века.
Эпиграф:
Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим. (В.М. Васнецов).

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами находимся в картинной галерее одного из самых знаменитых художников XIX века Виктора Михайловича Васнецова.
Его называли “истинным богатырем русской живописи” не только благодаря образной связи с “богатырской” темой его живописи, но и благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, “национального” направления в русском искусстве.
Цель нашего урока – расширить представление о творчестве В.М.Васнецова, определить основные темы его творчества и собрать материал для сочинения-описания картины художника
  1. Краткая справка о художнике (искусствовед - школьник).
Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году в далеком вятском селе в семье деревенского священника. Он рано начал рисовать, но по традиции должен был унаследовать профессию отца. Его отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.
Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Вышивка, резьба по дереву, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки. Знаменитые вятские пряники – все это видел любознательный и пытливый мальчик.
Природа края с ее холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.
Используя каждую свободную от учебы минуту, Васнецов рисует. На последнем курсе оставляет духовную семинарию и уезжает в Петербург в Академию художеств.
  1. Экскурсия
- Мы начинаем нашу экскурсию, в которой каждому из вас предстоит быть активным зрителем. Для плодотворной работы каждая группа получила вопросы и задания к работе, а также план сочинения-описания.
(Экскурсию по галерее ведут искусствоведы – школьники: делают обзор каждого периода творчества, рассказывая о картине, задают вопросы ученикам-зрителям)
  1. Жанровые картины Васнецова
- Первые шаги Васнецова в искусстве били непосредственно связаны с общим увлечением русских художников 1860–1870-х годов социально-обличительными темами. Его первые работы - жанровые картины “Молочница” и “Жница” (1867) - были разыграны в лотерею. На вырученные деньги Васнецов едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а затем становится учеником Академии.
В Академии началась дружба с Репиным, Антокольским, Крамским, Стасовым. Из академических педагогов он навсегда запомнил П.П.Чистякова, который сразу почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь успехам. “Много тепла и света внесли в мою жизнь разговоры с Павлом Петровичем Чистяковым”, - вспоминал художник. В Академии Васнецов пробыл с 1868 по 1875 год. В печати молодого художника хвалили за зоркую наблюдательность, живую характерность типажа, доброжелательный юмор и демократические симпатии, с которыми он изображал чиновников, мещан, купцов, крестьян и просто “людей без роду и племени”. “Как типист Васнецов, бесспорно, будет одним из лучших русских художников, - отмечала критика. – Типы его оригинальны, разнообразны, в них нет карикатурности”.
Наблюдательность и огромный интерес к жизни народа проявились в его первых картинах “Нищие”, “Чаепитие”, “Рабочий с тачкой”, “Старуха кормит кур”. Следующие работы – “Книжная лавочка” (1876) и “С квартиры на квартиру” (1876) – закрепили за ним положение художника – жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести.
Особый успех выпал на долю картины “С квартиры на квартиру”.
Вопросы:
  1. Всмотритесь в картину “С квартиры на квартиру” (1876). Каково ваше впечатление от картины?
  2. Охарактеризуйте героев.
  3. Что вы можете сказать о деталях картины?
  4. Каков колорит картины?
В.В.Стасов одобрял художника за “трогательный, хватающий за душу сюжет”. На картине изображены несчастные одинокие старики, бредущие через замерзшую Неву в поисках дешевой квартиры с единственным дорогим им существом – мопсом, столь же старым и жалким. Небольшие узелки в руках составляют все их имущество.
Судьба бедных одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей. Жизненная выразительность фигур, искренность сочувствия художника обездоленным определяют достоинства этой картины.
Задание:
- Послушайте произведения известного литовского композитора начала XX века Микалоюса Константинаса Чюрлениса (1875-1911) “Прелюдия” и “Музыкальный момент”.
- Какая из них, на ваш взгляд, передает характер картины?
  • “Прелюдия” - небольшая инструментальная пьеса. Размеренность движения мелодии говорит о том, что некуда спешить, жизнь почти прожита. Нечеткие арпеджированные аккорды как ходьба старого спотыкающегося человека. Музыка оставляет впечатление безысходной жизни, неоткуда ждать помощи.
  • “Музыкальный момент” - небольшая инструментальная, преимущественно фортепианная пьеса. Это многоголосное (полифоническое) произведение. Каждый голос как этап жизни человека – молодость, расцвет, зрелость, старость.
Вопросы:
  1. Какое впечатление производит картина “Преферанс” (1879)?
  2. Каковы особенности освещения?
  3. Охарактеризуйте героев картины.
Ранние жанровые картины художника скромны по живописи, просты по композиции.
Картина “Преферанс” решена сложнее и интереснее других. Её сюжетная и образная разработка лишена однозначности. Изображение играющих в карты стариков преисполнено неподдельного комизма и острой жанровой характерности. Вместе с тем в нем отчетливо проступает авторское осуждение ничтожества и пустоты их страсти. Ни поздний час, ни красота и поэзия лунной ночи не в состоянии вывести игроков из всепоглощающего азарта карточной игры, придающего их существованию оттенок если не драмы, то фарса. Важную роль в картине играет освещение. Яркий золотисто – красноватый свет свечи выделяет лишь лица и руки игроков, фиксируя внимание зрителей на характерности мимики, поз и жестов; отдаленные углы комнаты погружены в глухой полумрак, контрастирующий с голубовато – синим, льющимся из окна лунным светом.
Однако, несмотря на успех у публики и на одобрение друзей и критики, занятия жанровой живописью не приносили Васнецову удовлетворения. В его сознании рождались иные темы, иные образы, смутные, но заманчивые и увлекательные
Задание:
- Послушайте “Тарантеллу” советского композитора Николая Ракова (род. в 1908г.). “Тарателла”- быстрый итальянский танец с характерными прыжками. Как композитору удается передать гротесковый характер происходящего? Каким образом мелодия передает временную удачу в картах?
Скачки в мелодии, то есть движение вверх как удача в карточной игре, а её прерывистость подчеркивает временную удачу.
  1. Исторические картины
- Перебравшись в Москву на постоянное место жительства, отмечает: “Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным”. В его творчестве “происходит решительный и сознательный переход от жанра”. В этом не было ничего неожиданного и внезапного: “Я всегда только Русью и жил. Как я стал из жанриста историком на несколько фантастический лад – на это ответить точно не сумею. Знаю только, что времена самого яркого увлечения жанром меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы”.
Первое серьезное воплощение этих “исторических грез” большое полотно “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880) – было встречено весьма противоречиво: одни расценивали его как отступление от темы. Другие хотели видеть в нем археологически точное изображение древнерусской баталии. И лишь немногие по существу и по достоинству оценили новую работу художника: “Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких ещё не бывало в русской школе,” - писал Репин Стасову.
Вопросы:
  1. Какое литературное произведение легло в основу сюжета картины “После побоища Игоря Святославича с половцами”?
  2. Как художник показывает разделение героев на положительных и отрицательных (лицах, позах, цвете)?
  3. Как решено пространство картины?
- Заимствуя сюжет из древнерусского памятника “Слово о полку Игореве”, Васнецов не стремился к его иллюстрации: дух, поэзию “Слова…” хотел воссоздать он на холсте. Не историческая баталия, а фольклорно – поэтический образ старины волнует его. Вслед за неведомым автором “Слова…” художник славит подвиг во имя Родины. Он лишает картину точных атрибутов батальной сцены и прибегает к условностям: поле боя очищается от грязи и крови, и фигуры павших в бою воинов располагаются в ритмически повторяющиеся группы. В центре – юноша – княжич и русский воин – богатырь. Эти образы являются основными носителями героической идеи картины, их сознательно поэтизирует художник. Подчеркивает нарядность одежд, величественность поз, красоту лиц, не обезображенных смертью. Иначе изображены враги-половцы: их тела искривлены, позы некрасивы.
Новые задачи воссоздания художественного образа привели к существенной перестройке всей живописной системы художника: большой пространственный разворот композиционного построения; использование яркого цветового пятна. Общая гармония достигается уравновешенностью отдельных частей и присутствием легкой сероватой дымки, создающей впечатление сумеречного освещения и влажного вечернего воздуха. Выбор цвета тесно связан с эмоциональным характером каждого образа: он то мягок и нежен, чтобы подчеркнуть лирическую одухотворенность юноши, то торжественно наряден, подчеркивая мужество и благородство витязя, то резок и дисгармоничен в фигурах поверженных врагов.
Успех и новизна картины обеспечили Васнецову положение одного из ведущих художников России
  1. “Сказочные” картины
Картина “Алёнушка” (1881)
Жизнь в Москве складывалась для Васнецова счастливо. Здесь он нашел добрых друзей, сумевших понять его искания. Но особенно важную роль в его жизни и творчестве сыграло семейство Мамонтовых, известного мецената, богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, собравшего вокруг себя цвет русской интеллигенции. Летом многие художники приезжали в Абрамцево, имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви. Именно в Абрамцево художник написал одно из лучших своих произведений “Аленушка”.
Вопросы:...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1912

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340