Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование речевых навыков с применением элементов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях по программе Дошкольная академия - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Формирование речевых навыков с применением элементов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях по программе Дошкольная академия


Автор(ы): Арзамасцева Ольга Геннадьевна, учитель-логопед


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.
По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует развитие у него речевых навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.
Среди таких умений и навыков можно выделить:
  • навыки звукового оформления высказывания;
  • умения отбирать для высказывания слова в рамках словарного запаса, соответствующего возрасту;
  • строить грамматически правильные высказывания.
Кроме этого необходимо перечислить группу навыков и умений, обеспечивающих процесс слушания речи:
  • умение понимать предметно-содержательную сторону высказывания;
  • осмысливать интонационную сторону высказывания и определять его цель;
  • узнавать слова в соответствии с их значением;
  • различать слова близкие по звучанию.
Приведённая совокупность умений и навыков является базой для дальнейшего развития дошкольника.
В основе работы по программе «Дошкольная академия» лежат следующие принципы:
1. Неразрывность речевого и психологического развития определяет тесную связь формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребёнка, а именно: состоянием его эмоционально-волевой сферы, восприятия, внимания, памяти, мышления, двигательных функций.
2. Одновременное развитие всех речевых компонентов. В работе это реализуется в параллельном воздействии на словарь, фонематику, грамматический строй, так, чтобы речь возможно быстрее становилась средством общения.
3. Логопедические занятия с дошкольниками должны включать в себя упражнения для развития жизненного и речевого дыхания, т.к. правильное дыхание и чёткая артикуляция – основа для развития правильной речи. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, то тренировка речевого дыхания и уточнение артикуляции проводятся одновременно.
Цель программы:
  • Создать педагогические условия для успешного развития речи у детей дошкольного возраста путём применения логопедических приёмов и упражнений.
Задачи:
  • Сформировать полноценные фонематические процессы: звуковая сторона речи, правильное восприятие и различие звуков речи, словарный состав, грамматический строй.
  • Развить у детей коммуникативные способности в процессе усвоения ими навыков правильной речи: свободное выражение собственных мыслей, широкие возможности в познании окружающей действительности, содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми.
  • Привить детям навыки правильного речевого дыхания путём применения логопедической зарядки.
Формы работы с дошкольниками – индивидуально-групповые.
Методы работы:
  • Словесные, наглядные, практические.
  • Самостоятельные и под руководством логопеда:
    - развитие общей моторики и артикуляционного праксиса;
    - воспитание нижнедиафрагмального дыхания.
Далее приведены примеры логопедических занятий, проводимых с дошкольниками в рамках программы «Дошкольная академия».
Занятие № 2.
Тема:
«Гласные звуки».
Цель: закрепить знание: количество слогов в слове зависит от количества в нём гласных звуков.
Оборудование: предметные картинки, кружки-символы.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Психогимнастика: На доске картинки с изображениями животных: медведь, лиса, заяц, лягушка.
Дети показывают характерные движения этих животных.
II. Работа по теме занятия.
1. На доске картинки с изображениями: арбуз, улитка, очки, экскаватор, шары.
Выделить из данных слов гласные а, у, о, э, ы.
С помощью анализа органов артикуляции и работы голосовых связок делается вывод: данные звуки-гласные (при произнесении этих звуков во рту преграды нет).
2. Повтор за логопедом слов, которые:
- начинаются со звука [а]: урна, астра, остров, аптека, и т.д.;
- имеют звук [y] в середине: мак, пол, пух, дуб, газ, вол, стук;
- имеют звук [o] в конце слова: вода, ведро, марабу, окно, слова, лото.
3. Из одного предмета сделать много:
шар-шары шкаф шкафы
куст-кусты дрозд-дрозды
4. Анализ слов: [м] [a] [ш] [a], [л] [и] [c] [a] и т.д.
- вычленение гласных и согласных звуков
- вывод: если поставить рядом короткий (согласный) и долгий (гласный) звуки, то они сольются в слог.
5. Произнесение слов: стол, дом, ма-ма, но-ра, ма-ши-на, мо-ло-ко.
- контроль при произнесении слов с помощью ладони под подбородком.
- вывод: при произнесении гласных подбородок будет касаться руки. Сколько раз коснётся, столько в слове гласных звуков, а значит столько же и слогов.
6. Физминутка: дыхательная гимнастика.
- Мы подуем далеко – с-с-с,
- Мы подуем близко – з-з-з,
- Мы подуем высоко – с-с-с,
- Мы подуем низко – з-з-з!
7. Определение количества слогов в произносимых словах (с помощью контроля подбородок-рука): чай, дом, рыба, каша, ракета, помидоры, и т.д.
8. Обозначение гласного звука символом: красный кружок.
9. Работа в тетради:
- с помощью символа ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1803

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340