Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Формирование речевых навыков с применением элементов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях по программе Дошкольная академия
Автор(ы): Арзамасцева Ольга Геннадьевна, учитель-логопед
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует развитие у него речевых навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах. Среди таких умений и навыков можно выделить: - навыки звукового оформления высказывания;
- умения отбирать для высказывания слова в рамках словарного запаса, соответствующего возрасту;
- строить грамматически правильные высказывания.
Кроме этого необходимо перечислить группу навыков и умений, обеспечивающих процесс слушания речи: - умение понимать предметно-содержательную сторону высказывания;
- осмысливать интонационную сторону высказывания и определять его цель;
- узнавать слова в соответствии с их значением;
- различать слова близкие по звучанию.
Приведённая совокупность умений и навыков является базой для дальнейшего развития дошкольника. В основе работы по программе «Дошкольная академия» лежат следующие принципы: 1. Неразрывность речевого и психологического развития определяет тесную связь формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребёнка, а именно: состоянием его эмоционально-волевой сферы, восприятия, внимания, памяти, мышления, двигательных функций. 2. Одновременное развитие всех речевых компонентов. В работе это реализуется в параллельном воздействии на словарь, фонематику, грамматический строй, так, чтобы речь возможно быстрее становилась средством общения. 3. Логопедические занятия с дошкольниками должны включать в себя упражнения для развития жизненного и речевого дыхания, т.к. правильное дыхание и чёткая артикуляция – основа для развития правильной речи. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, то тренировка речевого дыхания и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Цель программы: - Создать педагогические условия для успешного развития речи у детей дошкольного возраста путём применения логопедических приёмов и упражнений.
Задачи: - Сформировать полноценные фонематические процессы: звуковая сторона речи, правильное восприятие и различие звуков речи, словарный состав, грамматический строй.
- Развить у детей коммуникативные способности в процессе усвоения ими навыков правильной речи: свободное выражение собственных мыслей, широкие возможности в познании окружающей действительности, содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми.
- Привить детям навыки правильного речевого дыхания путём применения логопедической зарядки.
Формы работы с дошкольниками – индивидуально-групповые. Методы работы: - Словесные, наглядные, практические.
- Самостоятельные и под руководством логопеда:
- развитие общей моторики и артикуляционного праксиса; - воспитание нижнедиафрагмального дыхания. Далее приведены примеры логопедических занятий, проводимых с дошкольниками в рамках программы «Дошкольная академия». Занятие № 2. Тема: «Гласные звуки». Цель: закрепить знание: количество слогов в слове зависит от количества в нём гласных звуков. Оборудование: предметные картинки, кружки-символы. Ход занятия: I. Оргмомент. Психогимнастика: На доске картинки с изображениями животных: медведь, лиса, заяц, лягушка. Дети показывают характерные движения этих животных. II. Работа по теме занятия. 1. На доске картинки с изображениями: арбуз, улитка, очки, экскаватор, шары. Выделить из данных слов гласные а, у, о, э, ы. С помощью анализа органов артикуляции и работы голосовых связок делается вывод: данные звуки-гласные (при произнесении этих звуков во рту преграды нет). 2. Повтор за логопедом слов, которые: - начинаются со звука [а]: урна, астра, остров, аптека, и т.д.; - имеют звук [y] в середине: мак, пол, пух, дуб, газ, вол, стук; - имеют звук [o] в конце слова: вода, ведро, марабу, окно, слова, лото. 3. Из одного предмета сделать много: шар-шары шкаф шкафы куст-кусты дрозд-дрозды 4. Анализ слов: [м] [a] [ш] [a], [л] [и] [c] [a] и т.д. - вычленение гласных и согласных звуков - вывод: если поставить рядом короткий (согласный) и долгий (гласный) звуки, то они сольются в слог. 5. Произнесение слов: стол, дом, ма-ма, но-ра, ма-ши-на, мо-ло-ко. - контроль при произнесении слов с помощью ладони под подбородком. - вывод: при произнесении гласных подбородок будет касаться руки. Сколько раз коснётся, столько в слове гласных звуков, а значит столько же и слогов. 6. Физминутка: дыхательная гимнастика. - Мы подуем далеко – с-с-с, - Мы подуем близко – з-з-з, - Мы подуем высоко – с-с-с, - Мы подуем низко – з-з-з! 7. Определение количества слогов в произносимых словах (с помощью контроля подбородок-рука): чай, дом, рыба, каша, ракета, помидоры, и т.д. 8. Обозначение гласного звука символом: красный кружок. 9. Работа в тетради: - с помощью символа ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1803
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|