Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса О судьбах важнейших металлов, 9-й класс - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Программа элективного курса О судьбах важнейших металлов, 9-й класс


Автор(ы): Скородумова Инесса Николаевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
Предлагаемая программа относится к предметно-ориентированному курсу области естествознания – химии, рассчитана на 17 часов, один раз в неделю, в течение одного полугодия.
Цель: создать условия для развития познавательного интереса к химии, в частности, на материале элективного курса: “О судьбах важнейших металлов”, осознанного выбора профиля обучения в средней школе.
Исходя из определяющей цели, формулируются конкретные цели и задачи
Развивать у учащихся:
  • познавательный интерес к изучению химии, как одной из наук о природе;
  • самостоятельно работать с информацией (учебником, справочной, научно-популярной, художественной литературой, данными, полученными из сети Интернет), структурировать материал, выделять стержневые мысли, представлять их зрительно в хорошо запоминаемой форме;
  • творческие способности, коммуникативные умения: вести диалог, терпимость к чужому мнению, искать и находить содержательные компромиссы;
  • речевые умения: грамотность, точность, краткость выражения мысли, рецензировать результаты устных сообщений, демонстрационного эксперимента;
  • конспектировать лекции;
Формирование и развитие общеучебных знаний и умений:
  • самостоятельно приобретать и применять знания о металлах и их соединениях;
  • углубить, расширить и систематизировать знания о строении, свойствах, распространении металлов и их соединений;
  • проводить химический эксперимент, составлять план опытов, осуществлять химические операции, отбирать реактивы и оборудование, соблюдать правила техники безопасности, учитывая природу вещества, описывать результаты наблюдения, формулировать выводы;
  • решать познавательные, экспериментальные и расчетные задачи в процессе проблемно-поискового изучения материала;
  • оформлять и представлять результаты своих работ.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
  • строение атома;
  • химическая связь и строение вещества;
  • химические реакции;
  • вещества и их свойства.
Цели и задачи обучения определяют основное содержание курса, главными направлениями которого являются: чему научится и где может использовать приобретенные знания и умения школьник.
Содержание
Данная программа предусматривает расширение, частичное углубление знаний учащихся о строении, распространении, многообразии, свойствах металлов и их соединений (учебное пособие по химии для 8-9 классов, авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, А.Ю. Жегин).
В 8-9 классах основной школы (автор О.С. Габриелян) учащиеся изучают только общую характеристику металлов, отдельные элементы, простые вещества, соединения металлов главных подгрупп первой, второй и третьей группы (алюминий), побочной подгруппы восьмой группы - железо. Большой объем учебного материала, и малое количество времени, не позволяет расширить и систематизировать знания по классу – металлы, а самое главное – не дает права выбора школьнику объекта изучения, развитие его активной познавательной самостоятельности.
Отбор содержания элективного курса выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических химических понятий и максимального использования сведений занимательного, исторического, прикладного характера из других наук: истории, географии, физики, биологии, содействующих мотивации учения, развитию интересов к химии.
Главным объектом изучения – химические d - элементы и формы их существования, следование строгой логике принципа развивающего обучения. Учащиеся изучат известные еще алхимикам - золото, серебро, медь, ртуть, железо, а также марганец. Познакомятся с происхождением их названий, нахождением в природе, свойствами простых веществ и их соединений, биологической и практической значимостью. Эти металлы выбраны не случайно, так знания о соединениях меди, серебра, ртути, марганца и железа позволят более осознанно понять механизм окислительно-восстановительных процессов, их применение в качестве катализаторов химических процессов в курсе органической и общей химии, расширить и систематизировать знания о металлах. К тому же с данными металлами и их соединениями ребята часто сталкиваются в своей повседневной жизни. Полученные теоретические знания учащиеся дополняют, закрепляют и развивают при проведении химического эксперимента: демонстрационные, лабораторные и занимательные опыты, практические занятия.
Использование современных образовательных технологий - важное условие для реализации программы элективного курса: личностно – ориентированное, дифференцированное, диалоговое, проблемное, информационное обучения.
Требования к результатам усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать:
  • положение изученных элементов в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов и их электронные формулы, степени окисления, происхождение названий, нахождение в природе;
  • физические и химические (окислительно-восстановительные) свойства металлов простых веществ и их соединений;
  • классификации металлов на основе строения атомов и свойств;
  • биологическое значение и практическое использование;
  • качественные реакции на важнейшие катионы изученных металлов.
Учащиеся должны уметь:
  • применять следующие понятия: благородные металлы, переходные элементы, амфотерность, окислительно-восстановительные свойства веществ;
  • давать характеристику изученным металлам в свете изученных теорий;
  • разъяснять на примерах причины многообразия соединений, причинно - следственную зависимость между составом, строением, свойствами и биологическими функциями, практическим использованием веществ;
  • выполнять обозначенные в программе эксперименты;
  • решать расчетные задачи по уравнению (определение содержания веществ в смеси);
  • правильно обращаться с металлами и их соединениями в лаборатории и быту.
Критерии успешности ученика при изучении элективного курса
Для контроля уровня достижений учащихся используются формы
промежуточного контроля:
  • наблюдение за активностью учащихся во время занятий;
  • использование учащимися приемов самоанализа и самооценки устных выступлений (выбор, содержание, научность, последовательность, грамотность, доступность, сопровождающая наглядность);
  • степень самостоятельности при проведении эксперимента и решении расчетных задач.
итогового контроля:
  • оформление и представление обобщающего материала о химическом элементе.
Содержание программы
Введение (1 час)
Название, содержание, цели и задачи элективного курса.
Металлы – d -элементы (14 часов)
Медь – сменившая камень. Характеристика элемента. Физические и химические свойства меди. Немного истории. Откуда же берется медь? Биологическое значение и практическое использование меди. Качественная реакция на катион меди (II). Амфотерный гидроксид меди (II).
Серебро – лунный металл. Характеристика элемента. Происхождение названия, нахождение в природе, бактерицидные свойства. Немного истории: Александр Македонский вынужден отступить. Три рекорда. Как из серебра делали зеркала. Получение серебра в лабораторных условиях. Качественная реакция на катион серебра.
Золото – царь металлов – металл царей. Происхождение названия металла. Нахождение в природе. В долине царей – Заботы Семирамиды. Храм Солнца. Золотые лихорадки. Коллекции императрицы. Бактерии - золотоежки. Применение золота и его биологическое значение.
Ртуть – серебряная вода. Бывает ли жидкий металл? Характеристика элемента. Чем опасна жидкая ртуть? Немного из истории. Фокусы средневековых шарлатанов. Применение ртути.
Марганец – вечный спутник железа. Характеристика элемента, особенности строения его атома, окислительно-восстановительные свойства соединений марганца. Перманганат калия, бактерицидные свойства и области применения. Качественная реакция на катион марганца (II).
Железо – великий труженик. Биологические функции железа. Сложный белок – гемоглобин. Методика определения содержания гемоглобина в крови. Заболевания крови.
Заключение (2 час)
Выставка работ учащихся. Отчет о проделанной работе. Анкетирование учащихся. Подведение итогов.
Демонстрации
  1. Образцы металлов и изделий из них.
  2. Коллекция “ Руды и минералы”, “Металлы и сплавы”
  3. Видеоэнциклопедия для народного образования. Химические элементы. Видеостудия. Москва. Школьный химический эксперимент. Неорганическая химия. Общие свойства металлов. Металлы побочных подгрупп.
  4. Учебное электронное издание. Химия (8-11) класс.
  5. Химия. Мультимедийное учебное пособие. Общая и неорганическая химия. Электронная библиотека Просвещение Москва.
Демонстрационные опыты
  1. Реакция “серебряного зеркала”.
  2. Золотой нож.
  3. Звездный дождь
  4. Волшебная палочка.
  5. Минеральный хамелеон.
  6. Кровь без раны.
  7. Серебряный лес
Лабораторные опыты
  1. Окислительные свойства перманганата калия.
  2. Химические свойства гидроксида меди (II)
Практические занятия
  1. Решение экспериментальных задач Качественные реакции на катионы. “Поучительный опыт из области фотографии”.
  2. Решение экспериментальных задач Распознавание веществ.
Расчетные задачи
  1. Определение состава веществ в смеси
Методические рекомендации
Основные содержательные компоненты:
  • введение;
  • химия d - элементов;
  • заключение.
На первом вводном занятии в форме презентации учителю необходимо познакомить учащихся с программой данного элективного курса: цель, задачи, содержание, формы проведения занятий, результаты. Дать возможность учащимся высказать свою точку зрения, предложения, право определить объект изучения, виды деятельности, из учета личных возможностей и интересов. Учащиеся имеют полное право выбрать любые виды самостоятельной работы:
  • объект изучения (химические элементы и формы их существования);
  • вид отчетных работ (устные сообщения, оформление обобщающего материала о металлах, слайдов, химический эксперимент; дидактический и раздаточный материал);
  • информационные источники.
Химические d - элементы следует изучать, на основании их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, начиная с первой группы и до восьмой (медь, серебро, золото, ртуть, марганец, железо). Соблюдать логическую последовательность их изучения: характеристика элемента (положение в периодической системе, особенности строения атома и его свойства, степени окисления, нахождение в природе, история его открытия) > вещества > строение > свойства > получение > применение. Такая последовательность позволяет школьникам, опираясь на ранее изученный материал, как базового курса, так и элективного, использовать методы сравнения, аналогии, систематизации и обобщения, что в конечном результате способствует осознанному усвоению и расширению знаний по химии. Так как железо учащиеся изучили, в данном курсе необходимо расширить знания о свойствах его соединений и биологических функциях. Химический эксперимент должен органично вплетаться в ткань всего курса. Хорошо подобранные опыты, в том числе и занимательного характера, позволят отразить тесную связь теории и практики, убедиться в действенности законов химической науки и возможности научного предвидения. Необходимо показать значение химического образования при приобретении учащимися разных профессий.
По ходу изучения данного курса ученики проставляют оценки, в карту успешности.
На заключительном занятии необходимо подвести итоги: что изучали, какие виды деятельности использовали, где могут применить полученные знания и умения. Выставляется общая оценка (не ниже “4”). С помощью анкетирования выяснить интерес учащихся к изучению данного элективного курса и эмоционального состояния в условиях профилизации. Выдается сертификат.
Формы, приемы и средства организации учебно-воспитательного процесса
Цели и задачи элективного курса реализуются через использование разнообразных форм и приемов организации учебно-воспитательного процесса, в которых учитель должен перестать быть главным источником информации, постепенно увеличивать долю самостоятельности обучающихся.
Из традиционных форм: лекции, семинары, конференции, практические занятия, экскурсии. Из нестандартных – урок самостоятельного поиска знаний, урок - отчет, презентации, урок с ролевыми играми, час занимательной химии, конференция с исполь...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1779

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340