Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок по русскому языку в 9-м классе на тему: Придаточные определительные в сложноподчиненном предложении - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Интегрированный урок по русскому языку в 9-м классе на тему: Придаточные определительные в сложноподчиненном предложении


Автор(ы): Фирсова Валентина Григорьевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
1. Закрепить понятие о придаточных определительных.
2. Обратить внимание на синонимию определительного придаточного и причастного оборота.
3. Продолжить отработку построения схемы СПП.
4. Воспитание гражданственности, патриотизма.
5. Развитие речи учащихся, расширение лексического запаса, совершенствование прописных навыков.
Оборудование: толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова, портреты К.Ф. Рылеева, Н.А. Некрасова, В.В. Маяковского, В.В. Путина, символика государства: гимн, флаг, герб, конституция; высказывания поэтов, словарные слова, карточки, жетоны.
Интеграция русского языка, литературы и граждановедения.
Эпиграф урока: "Я не поэт, а Гражданин" (К.Ф. Рылеев)

ХОД УРОКА.

1. Сообщение цели.

Ребята, обратите, пожалуйста, на тему нашего урока, которая записана в форме схемы. Расшифруйте! Попытайтесь сформулировать цели и задачи нашего урока.
Какой?

[+/- указательное слово + существительное], (союзное слово: который, где, что…)

2. Подготовка к восприятию темы.

Конечно же, сегодня на уроке мы закрепим понятие о придаточных определительных, уделим внимание синонимии определительного придаточного и причастного оборота, лексической работе над словом и продолжим отработку построения схемы СПП.
Обратите внимание на знаменательные даты, которые окружают нас на сегодняшний день, о чем они вам напомнили? (на доске таблицы с датами: 10.12.1821 и 12.12.1993)
Во-первых, 10 декабря (по новому стилю)1821г. родился народный поэт Николай Алексеевич Некрасов, а во- вторых, 12 декабря 1993г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации (основной закон государства).

3. Словарно – лексическая работа.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока: " Я не поэт, а Гражданин". Эта фраза принадлежит поэту - декабристу Кондратию Федоровичу Рылееву, который прежде всего считал себя гражданином своей отчизны. Все помыслы Рылеева были о том, чтобы сделать литературу трибуной, с которой можно бы было говорить о злободневных политических вопросах, учить молодежь патриотизму.
Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну?
Скажите, пожалуйста, кто такой гражданин? (Ответы учащихся)
Найдите данное слово в толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова, зачитайте словарную статью и сравните со своими ответами (ребята ищут в словаре значение данного слова)
В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова дается следующее определение:
ГРАЖДАНИН – 1. Это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических прав и обязанностей. 2. Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему.
Подберите однокоренные слова к слову "гражданин". (гражданка, гражданский, гражданство)
Каково лексическое значение этих слов, проследите за словообразованием и
сконструируйте словосочетания.

4. Работа с синонимической конструкцией определительного придаточного и причастного оборота.

  • Устная работа.
Давайте, еще раз обратим внимание на словарную статью слова "Гражданин". Внимательно прочитайте и охарактеризуйте предложение по количеству грамматических основ.
Зачитывается предложение простое
Чем осложнено? обособленным определением, выраженным
причастным оборотом
Ваша задача: преобразовать его в сложноподчиненное предложение.
(Ребята зачитывают сконструированное предложение)
  • Работа у доски.
Запись готового предложения с пунктуационным, орфографическим и синтаксическим разборами и с составлением схемы.
Гражданин - это лицо, которое принадлежит к постоянному населению данного государства, пользуется его защитой и наделено совокупностью политических прав и обязанностей.
Вывод:
Какие придаточные называются определительными?
  • Лексическая работа.
Что такое государство?
Сравните свои ответы со словарной статьей в толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова (политическая организация общества во главе с правительством и его органами, с помощью которого оно осуществляет свою власть и охрану существенного порядка).
Подберите однокоренные слова. (Государственный, государственность, внутригосударственный, межгосударственный)
Каково лексическое значение этих слов, проследите за словообразованием и сконструируйте словосочетания.

5. Комментарий учителя о Конституции.

Конституция проводит четкое разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства. На сегодняшний день Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах (совокупность законов): в Декларации независимости (1776г. США), в Декларации прав человека и гражданина(1789г. Франция) (официальное или торжественное программное заявление; название некоторых официальных документов).
Человеку отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Права и свободы гражданина реализуются в сфере отношений индивида с государством.
· Вернемся снова в мир поэзии. Н.А. Некрасов, вдохновленный пафосом поэзии Рылеева в 1855г., перефразируя фразу: " Я не поэт, а Гражданин", в стихотворении "Поэт и гражданин" пишет:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2188

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340