Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Интегрированный урок по географии и математике на тему Температура воздуха, 6-й класс
Автор(ы): Селякова Татьяна Анатольевна, учитель географии; Слудная Марина Михайловна, учитель математики первой квалификационной категории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: 1) Выяснить взаимосвязь элементов природы: зависимость температуры воздуха от формы Земли; зависимость температуры воздуха от суточного вращения Земли вокруг оси. 2) Научится вычислять средне суточную температуру и амплитуду воздуха. 3) Закрепить правила сложения и вычитания чисел. Ход урока 1. Сообщение темы и целей урока. 2. Понятие температуры. Фронтальный опрос учащихся. Привести примеры, где встречается понятие температуры. | Температура | Примерные ответы | 1 | в литосфере | при изучении внутреннего строения Земли: температура ядра, температура мантии, температура земной коры; при увеличении глубины - температура повышается) | 2 | в гидросфере | температура на поверхности океана зависит от количества солнечного тепла, поступающего на поверхность воды (на глубине 1000м - температура одинаковая +2°С) | 3 | у растений | вегетативный период | 4 | у животных | пресмыкающиеся - холоднокровные животные, температура тела у них зависит от окружающей среды, температура у птиц +41 - +42°С; температура у млекопитающих + 32 - +39°С | 5 | в атмосфере | при подъеме с высотой - температура воздуха повышается | Итак, мы с вами выяснили, что с понятием температуры вы уже встречались при изучении тем литосферы, гидросферы, атмосферы, вы знаете температуру тела у животных и растений из курса природоведения. Подробно с понятием температуры вы познакомитесь в курсе физики 7 класса. На сегодняшний день вы должны знать, что температура воздуха - тепловое состояние воздуха. 3. Элементы погоды. Ребята, какая погода сегодня? А по каким элементам погоды вы определили? (температура, ветер, атмосферное давление, осадки, облачность). Сегодня мы с вами остановимся на одном из главных элементов погоды – температуре воздуха. Каждое утро, отправляясь в школу, вы слышите прогноз погоды, в котором первым называется температура воздуха. 4. Температура —>Солнце (зависимость температуры воздуха от формы Земли) Вопрос: Ребята, почему на экваторе всегда теплее, чем у нас? Ответ: Экватор получает больше солнечного тепла. Учитель с помощью специального прибора (теллурия) объясняет учащимся зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Монологический рассказ учителя. Солнце - это основной источник тепловой энергии, поступающей на Землю. Солнечные лучи достигают земной поверхности и отдают каждому см2 - 2 ° С тепла в минуту. Но на разных широтах до поверхности Земли доходит неодинаковое количество тепла. На экваторе солнечные лучи падают под прямым углом, проходят кратчайшим путем сквозь атмосферу, принося много тепла. В районах полюсов, солнечные лучи будут скользить по земной поверхности и проходить через большую толщу воздуха, поэтому тепла будут приносить мало. Работа с учебником Параграф 36, стр.109, рис.69 Вопрос: Ребята, какая из трех площадок будет получать больше солнечного тепла? Почему? Ответ: Первая площадка, т.к. лучи проходят кратчайшим путем через атмосферу. Вопрос: Какая площадка получит меньше всего солнечного тепла? Ответ: Третья, т.к. солнечные лучи будут скользить по поверхности Земли и пройдут через большую толщу воздуха. Вывод: В связи с тем, что Земля имеет шарообразную форму, температура на экваторе будет самая высокая, т.к. солнечные лучи будут падать под прямым углом; температура на полюсах будет самая низкая, т.к. солнечные лучи будут скользить по земной поверхности. Мы с вами выяснили зависимость температура воздуха от формы Земли. 5. Как измерять температуру воздуха? Сообщение ученика. Температуру воздуха определяют по термометру и выражают в °С. Термометр - прибор для измерения температуры воздуха. В нем имеется резервуар (шарик) с ртутью или спиртом. Содержимое резервуара, нагреваясь, расширяется и поднимается вверх по трубочке. Чем сильнее разогревается жидкость, тем выше она поднимается. Термометры бывают спиртовые и ртутные. Уличные термометры наполняют спиртом, т.к. температура замерзания спирта ниже, чем ртути, они более безвредные, в случае разбивания. На метеостанциях термометры помещают в метеорологическую будку, которая всегда устанавливается так, чтобы шарики термометров были на высоте 2м от поверхности земли. Дверца метеорологической будки должна открываться с северной стороны. Делается это для того, чтобы при отсчете температуры, лучи не нагревали термометр, иначе он покажет не температуру воздуха, a температуру нагревания стеклянной трубки. 6. Суточный ход температуры воздуха. На метеостанциях значение температуры воздуха измеряют систематически, т.к. температура воздуха в течение суток неодинаковая. Почему? (зависит от высоты Солнца над горизонтом). Монологический рассказ учителя. Самая низкая температура перед восходом Солнца, а самая высокая через 2-3 часа после полудня. Почему не в полдень? Ведь Солнце бывает выше всего над горизонтом и сильнее всего нагревает земную поверхность именно в полдень. Воздух еще не прогрелся от земной поверхности. Воздух нагревается в основном от земной поверхности, над которой он находится. На передачу тепла от нагретой поверхности воздуху требуется время. Нагреваясь, воздух расширяется и поднимается. На его место приходит менее теплый воздух и тоже нагревается, поэтому тепло распространяется на еще большую высоту. После полудня, несмотря на то, что Солнце начинает опускаться к горизонту, воздух продолжает получать тепло еще в течение двух часов от хорошо нагретой поверхности. Затем начинается постепенное охлаждение поверхности и соответственно понижение температуры воздуха. Ночью, когда солнечное тепло не поступает, воздух от земной поверхности охлаждается. Правильный суточный ход температуры воздуха иногда нарушается: может похолодать днем или потеплеть к вечеру. Также неожиданные изменения вызваны перемещением воздуха. Например, летом вторжение холодных масс воздуха с Северного Ледовитого океана вызывает похолодания, а зимой - вторжение теплого воздуха с Атлантического океана - потепления. 7. Средняя суточная температура. В сводках погоды нам называют средне суточную температуру. Как ее вычислить? На метеостанциях наблюдение за состоянием погоды, в том числе за температурой воздуха проводят через каждые 3 часа, а затем находят среднее арифметическое этих температур. Проверка знания учащимися основных определений, правил сложения и вычитания чисел: Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых. Сумма двух чисел одного знака есть число того же знака; чтобы найти модуль суммы, надо сложить модули слагаемых. Например: (+12)+ (+8)= +20; (-12) + (-8) = -20. Сумма двух чисел с разными знаками есть число, которое имеет тот же знак, что и слагаемое с большим модулем; чтобы найти модуль этой суммы, надо из большего модуля вычесть меньший. Например: (+12)+ (-8)= +(12-8) = 4; (-12) + (+8) = -(12 – 8) = - 4. Сумма противоположных чисел равна нулю. Например: (+6) + (-6) = 0. Чтобы из одного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому. Например: 12 – (-8) = 12+8 = 20; 12 – (+8) = 12+ (-8) = 4. Применение учащимися знаний в стандартных условиях (под руководством учителя) Задание: Вычислить средне суточную температуру. На доске написаны данные температуры воздуха за сутки 21 мая 2007 года:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3204
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|