Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок по русскому языку и информатике на тему Систематизация тропов - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Интегрированный урок по русскому языку и информатике на тему Систематизация тропов


Автор(ы): Кононенко Александра Владимировна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка.
Интеграция представляется одним из перспективнейших инновационных приемов, способных решить многие из проблем современного предметно- разобщенного образования.
Внутрипредметные интеграционные механизмы бывают четырех видов. Важнейшие из них – метаязык, который, «описывая два различных языка как один, заставляет всю систему восприниматься субъективной точки зрения в качестве некоторого единства». К примеру, интегрированный урок русского языка и информатики состоит из следующих принципиально различных областей: художественного текста (эстетическое сознание), исследования текста, создание информационной компьютерной модели (рационально-научное сознание), урочной деятельности ученика (детское сознание). В процессе своей деятельности учитель описывает различные знаковые реальности, соединяет их в единое содержательное пространство и организует урок таким образом, что об одном и том же предмете говорили на разных языках: искусства, науки, детского восприятия, в формах устной и письменной речи.
В процессе подготовки интегрированного урока образовательное пространство наполняется многими компонентами: художественными произведениями, исследованиями, компьютерным моделированием, объяснениями учителей, ответами учащихся. Акцентуация содержания (отбрасывание одних элементов и привлечение других) позволяет привлекать разнородные элементы и создавать из них целостное образовательное пространство.
План урока:
  1. Организационный момент.
  2. Проверка д/з по информатике и русскому языку.
  3. Практическая работа № 1 «Редактирование модели тропов поэтической тетради». (Работа в группах) 15 мин.
    • Обсуждение в группах.
    • Выполнение практической работы на ПК.
    • Защита работ.
  1. Практическая работа № 2 «Написание сочинения – миниатюры с использованием поэтической тетради». (Работа в группах) 15 мин.
    • Написание сочинения-миниатюры.
    • Подбор музыкального сопровождения.
    • Представление своих работ.
  1. Домашнее задание.
  2. Подведение итогов
Цель урока:
Цели по информатике:
  • обобщить понятия модели, системы и структуры;
  • закрепить умения учащихся работать с текстами, таблицами и рисунками в Word;
  • совершенствовать навыки создания презентаций в PowerPoint.
Цели по русскому языку:
  • систематизировать знания об основных видах тропов;
  • повторить способы их выражения;
  • продолжить создание поэтической тетради «Пока горит словесная лампада»;
  • подготовить материал к написанию сочинения о Коломне;
  • воспитывать любовь к Родине, ее культуре, историческому прошлому.
Задачами данного интегрированного урока являются:
  • активизация познавательной деятельности учащихся (через создание ситуации для поиска материала, обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала);
  • усиление практической направленности (через создание продукта и овладение практическими навыками работы на компьютере);
  • оптимизация труда учителя (через накопление методического и дидактического материала);
  • развитие творческих, коммуникативных качеств (через организацию работы в группах);
  • обучение образцовой речи, умению комментировать и делать филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы;
  • формирование у молодого поколения любви к Родине, культуре и родному языку;
  • систематизация знаний с целью подготовки к ЕГЭ.
Методы, применяемые на уроке, можно разделить на две категории:
  • используемые только на уроке русского языка или информатики, требующие внимательного отношения к содержанию курса и возможного пересмотра его реализации:
  • использование различных обучающих программ по русскому языку и информатике;
  • использование тестирующих программ или оболочек для наполнения их тестами по русскому языку и информатике;
  • использование метода групповой, парной и индивидуальной работы;
  • использование различных видов проверки (текущий, промежуточный, итоговый контроль);
  • проверка практических, общеучебных умений и навыков.
  • разделы традиционной информатики:
  • текстовый редактор внедрение рисунков и редактирование текстов;
  • создание компьютерных моделей на основе электронных презентаций по изучаемой теме.
  • разделы русского языка:
  • создание поэтической тетради «Пока горит словесная лампада»;
  • систематизация знаний об основных видах тропов и способах их выражения и практическое умение создавать сочинения разных жанров.
Учебно-материальное обеспечение:
  • компьютерный класс 12 ученических машин и 1 учительская, локальная сеть, мультимедийный проектор;
  • компьютерное программное обеспечение:
    • табличный процессор Microsoft Word,
    • программа создания презентаций Microsoft PowerPoint,
    • мультимедийный проигрывателем Winamp,
    • программа психологической релаксации (авторская работа);
  • компьютерная презентация интегрированного урока русский язык-информатика (авторская работа), тест по русскому языку и информатике (оболочка и тест авторская работа);
  • поэтические тексты о Коломне Л. Пышкиной «Северка», П. Радимова «Коломна»., Ю. Горбатова «Мосты» и А. Ахматовой «Под Коломной», музыка и песни коломенских авторов Федоров А.М «Любимый край», «Притяжение», «Коломенский Арбат», Бирюков «Над Коломной звон», «Васильковая Русь», «Подмосковье», «Моя Коломна», «Колокола»., репродукции картин коломенских художников М. Абакумова, Савиновой И.И., Савинова Г.М.;
  • опорные конспекты, таблицы классификации тропов, таблицы классификации моделей, интерактивные поэтические тетради, таблица правильного оформления цитат в тексте.
ХОД УРОКА
830 лет Коломна – это моя Родина. Горжусь ею.

И.И. Лажечников
На экране проецируется фильм, отредактированный учащимися 11 класса, посвященный историческим местам Коломны. Фильм сопровождается кратким комментарием.
Объявляются цели и задачи урока.
Проверка домашнего задания:
Для подготовки к работе с таблицами в текстовом процессоре Word вспомните алгоритм и ответьте на вопросы в опорных конспектах (Приложение 1).
  • Как выделить, скопировать и вставить фрагмент?
  • Как вставить таблицу, добавить строку или столбец?
  • Как выделить в таблице ячейку, столбец, строку, всю таблицу?
  • Как объединить, разбить ячейки?
  • Алгоритм работы в двухоконном режиме.
Выставите балл.
Работаем в парах. Вспомните определения тропов, используя опорные записи.Выполните задание на компьютере:
  1. Загрузите файл Тест.doc (Приложение 2)
  2. Выберите в тесте тропы.
    Пользуясь средствами Word, перенесите их в таблицу.
    Сохраните в файле Тест1.doc. (Приложение 3)
  3. Проверка по ключу, на экран высвечивается таблица:
Эпитет
Литота
Олицетворение
Сравнение
Перифраза
Метафора
Метонимия
Гипербола
Ирония
Аллегория
Синекдоха
Выставите балл.
Вспомните, что такое модель, моделирование, структура , система и систематизация. Выполните тест mod-sist.dat (Приложение 4) .
Выставите балл.
– На уроке объектом наших исследований и моделирования будут тропы.
Элементами какой системы являются тропы? (Элементами художественных произведений: Л. Пышкиной «Северка», П. Радимова «Коломна», Ю. Горбатова «Мосты» и А. Ахматовой «Под Коломной».)
– К какому классу моделей относятся тропы?
Заполняют таблицу в опорном конспекте (Приложение 1), пользуясь опорной таблицей «Классификация моделей» (Приложение 9).
Проверка по ключу, на экран высвечивается таблица:
– К какому классу моделей относятся тропы?
классификация
объекты
с учетом фактора времени по способу представления моделей по форме представления моделей
тропы статические Информационные – вербальные словесные
Информационные – знаковые – некомпьютерные
Информационные знаковые компьютерные структурные
Выставите балл.
Целью работы является редактирование поэтической тетради «Пока горит словесная лампада», т.е. разработка информационной знаковой компьютерной модели тропов художественных произведений в структурной и словесной форме. Инструментом моделирования будет текстовый процессор Word и программа для создания презентаций PowerPoint.
Приступаем к практической работе (15 мин).
­– Вспомните, что такое эпитет и каковы способы его выражения по опорной таблице Тропы. (Приложение 7) (Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
Эпитеты выражаются различными способами:
  • именем прилагательным, причастием;
  • наречием;
  • именем существительным – приложением.)
– Воспроизведем словесную модель стихотворения Л. Пышкиной «Северка».
Демонстрируется презентация (Приложение 5) под музыкальное сопровождение автора И.В. Родионовой «Коломенка», читается стихотворение Л. Пышкиной «Северка». (Приложение 6).
– Таким образом, с использованием технических средств создается информационная знаковая компьютерная модель стихотворения в словесной форме.
Для работы с поэтической тетрадью вспомните, технологию работы с рисунками и гипертекстом в текстовом процессоре Word и ответьте на вопросы в опорных конспектах. Работаем в парах.
Откройте третью страничку поэтической тетради (Приложение 8) (в которой отсутствует информация, выполненная в цвете ее вносят учащиеся в процессе выполнения практической работы) и внесите примеры, встретившихся вам эпитетов. Создается информационная знаковая компьютерная модель поэтической тетради в структурной форме.
Проверка по ключу (Приложение 10). Вписываются эпитеты из стихотворения Пышкиной.
Выставите балл.
Работа в парах. У доски учащиеся читают наизусть понравившиеся стихотворения о малой родине коломенских авторов, выступления сопровождаются демонст...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1911

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340