Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Интегрированный урок по русскому языку и информатике на тему Систематизация тропов
Автор(ы): Кононенко Александра Владимировна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка. Интеграция представляется одним из перспективнейших инновационных приемов, способных решить многие из проблем современного предметно- разобщенного образования. Внутрипредметные интеграционные механизмы бывают четырех видов. Важнейшие из них – метаязык, который, «описывая два различных языка как один, заставляет всю систему восприниматься субъективной точки зрения в качестве некоторого единства». К примеру, интегрированный урок русского языка и информатики состоит из следующих принципиально различных областей: художественного текста (эстетическое сознание), исследования текста, создание информационной компьютерной модели (рационально-научное сознание), урочной деятельности ученика (детское сознание). В процессе своей деятельности учитель описывает различные знаковые реальности, соединяет их в единое содержательное пространство и организует урок таким образом, что об одном и том же предмете говорили на разных языках: искусства, науки, детского восприятия, в формах устной и письменной речи. В процессе подготовки интегрированного урока образовательное пространство наполняется многими компонентами: художественными произведениями, исследованиями, компьютерным моделированием, объяснениями учителей, ответами учащихся. Акцентуация содержания (отбрасывание одних элементов и привлечение других) позволяет привлекать разнородные элементы и создавать из них целостное образовательное пространство. План урока: - Организационный момент.
- Проверка д/з по информатике и русскому языку.
- Практическая работа № 1 «Редактирование модели тропов поэтической тетради». (Работа в группах) 15 мин.
- Обсуждение в группах.
- Выполнение практической работы на ПК.
- Защита работ.
- Практическая работа № 2 «Написание сочинения – миниатюры с использованием поэтической тетради». (Работа в группах) 15 мин.
- Написание сочинения-миниатюры.
- Подбор музыкального сопровождения.
- Представление своих работ.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов
Цель урока: Цели по информатике: - обобщить понятия модели, системы и структуры;
- закрепить умения учащихся работать с текстами, таблицами и рисунками в Word;
- совершенствовать навыки создания презентаций в PowerPoint.
Цели по русскому языку: - систематизировать знания об основных видах тропов;
- повторить способы их выражения;
- продолжить создание поэтической тетради «Пока горит словесная лампада»;
- подготовить материал к написанию сочинения о Коломне;
- воспитывать любовь к Родине, ее культуре, историческому прошлому.
Задачами данного интегрированного урока являются: - активизация познавательной деятельности учащихся (через создание ситуации для поиска материала, обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала);
- усиление практической направленности (через создание продукта и овладение практическими навыками работы на компьютере);
- оптимизация труда учителя (через накопление методического и дидактического материала);
- развитие творческих, коммуникативных качеств (через организацию работы в группах);
- обучение образцовой речи, умению комментировать и делать филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы;
- формирование у молодого поколения любви к Родине, культуре и родному языку;
- систематизация знаний с целью подготовки к ЕГЭ.
Методы, применяемые на уроке, можно разделить на две категории: - используемые только на уроке русского языка или информатики, требующие внимательного отношения к содержанию курса и возможного пересмотра его реализации:
- использование различных обучающих программ по русскому языку и информатике;
- использование тестирующих программ или оболочек для наполнения их тестами по русскому языку и информатике;
- использование метода групповой, парной и индивидуальной работы;
- использование различных видов проверки (текущий, промежуточный, итоговый контроль);
- проверка практических, общеучебных умений и навыков.
- разделы традиционной информатики:
- текстовый редактор внедрение рисунков и редактирование текстов;
- создание компьютерных моделей на основе электронных презентаций по изучаемой теме.
- разделы русского языка:
- создание поэтической тетради «Пока горит словесная лампада»;
- систематизация знаний об основных видах тропов и способах их выражения и практическое умение создавать сочинения разных жанров.
Учебно-материальное обеспечение: - компьютерный класс 12 ученических машин и 1 учительская, локальная сеть, мультимедийный проектор;
- компьютерное программное обеспечение:
- табличный процессор Microsoft Word,
- программа создания презентаций Microsoft PowerPoint,
- мультимедийный проигрывателем Winamp,
- программа психологической релаксации (авторская работа);
- компьютерная презентация интегрированного урока русский язык-информатика (авторская работа), тест по русскому языку и информатике (оболочка и тест авторская работа);
- поэтические тексты о Коломне Л. Пышкиной «Северка», П. Радимова «Коломна»., Ю. Горбатова «Мосты» и А. Ахматовой «Под Коломной», музыка и песни коломенских авторов Федоров А.М «Любимый край», «Притяжение», «Коломенский Арбат», Бирюков «Над Коломной звон», «Васильковая Русь», «Подмосковье», «Моя Коломна», «Колокола»., репродукции картин коломенских художников М. Абакумова, Савиновой И.И., Савинова Г.М.;
- опорные конспекты, таблицы классификации тропов, таблицы классификации моделей, интерактивные поэтические тетради, таблица правильного оформления цитат в тексте.
ХОД УРОКА 830 лет Коломна – это моя Родина. Горжусь ею. И.И. Лажечников На экране проецируется фильм, отредактированный учащимися 11 класса, посвященный историческим местам Коломны. Фильм сопровождается кратким комментарием. Объявляются цели и задачи урока. Проверка домашнего задания: Для подготовки к работе с таблицами в текстовом процессоре Word вспомните алгоритм и ответьте на вопросы в опорных конспектах (Приложение 1). - Как выделить, скопировать и вставить фрагмент?
- Как вставить таблицу, добавить строку или столбец?
- Как выделить в таблице ячейку, столбец, строку, всю таблицу?
- Как объединить, разбить ячейки?
- Алгоритм работы в двухоконном режиме.
Выставите балл. Работаем в парах. Вспомните определения тропов, используя опорные записи.Выполните задание на компьютере: - Загрузите файл Тест.doc (Приложение 2)
- Выберите в тесте тропы.
Пользуясь средствами Word, перенесите их в таблицу. Сохраните в файле Тест1.doc. (Приложение 3) - Проверка по ключу, на экран высвечивается таблица:
Эпитет | Литота | Олицетворение | Сравнение | Перифраза | Метафора | Метонимия | Гипербола | Ирония | Аллегория | Синекдоха | Выставите балл. Вспомните, что такое модель, моделирование, структура , система и систематизация. Выполните тест mod-sist.dat (Приложение 4) . Выставите балл. – На уроке объектом наших исследований и моделирования будут тропы. Элементами какой системы являются тропы? (Элементами художественных произведений: Л. Пышкиной «Северка», П. Радимова «Коломна», Ю. Горбатова «Мосты» и А. Ахматовой «Под Коломной».) – К какому классу моделей относятся тропы? Заполняют таблицу в опорном конспекте (Приложение 1), пользуясь опорной таблицей «Классификация моделей» (Приложение 9). Проверка по ключу, на экран высвечивается таблица: – К какому классу моделей относятся тропы? классификация объекты | с учетом фактора времени | по способу представления моделей | по форме представления моделей | тропы | статические | Информационные – вербальные | словесные | | Информационные – знаковые – некомпьютерные | | | Информационные – знаковые – компьютерные | структурные | Выставите балл. Целью работы является редактирование поэтической тетради «Пока горит словесная лампада», т.е. разработка информационной знаковой компьютерной модели тропов художественных произведений в структурной и словесной форме. Инструментом моделирования будет текстовый процессор Word и программа для создания презентаций PowerPoint. Приступаем к практической работе (15 мин). – Вспомните, что такое эпитет и каковы способы его выражения по опорной таблице Тропы. (Приложение 7) (Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Эпитеты выражаются различными способами: - именем прилагательным, причастием;
- наречием;
- именем существительным – приложением.)
– Воспроизведем словесную модель стихотворения Л. Пышкиной «Северка». Демонстрируется презентация (Приложение 5) под музыкальное сопровождение автора И.В. Родионовой «Коломенка», читается стихотворение Л. Пышкиной «Северка». (Приложение 6). – Таким образом, с использованием технических средств создается информационная знаковая компьютерная модель стихотворения в словесной форме. Для работы с поэтической тетрадью вспомните, технологию работы с рисунками и гипертекстом в текстовом процессоре Word и ответьте на вопросы в опорных конспектах. Работаем в парах. Откройте третью страничку поэтической тетради (Приложение 8) (в которой отсутствует информация, выполненная в цвете ее вносят учащиеся в процессе выполнения практической работы) и внесите примеры, встретившихся вам эпитетов. Создается информационная знаковая компьютерная модель поэтической тетради в структурной форме. Проверка по ключу (Приложение 10). Вписываются эпитеты из стихотворения Пышкиной. Выставите балл. Работа в парах. У доски учащиеся читают наизусть понравившиеся стихотворения о малой родине коломенских авторов, выступления сопровождаются демонст...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1911
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|