Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Программа элективного курса В мире информации
Автор(ы): Кривцова Светлана Александровна, учитель математики и информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Стремительно развивающаяся научно- техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень развития современных технологий в стране зависит в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня развития образования в стране. Но сегодня мы должны понимать, что человек, не умеющий сам получать новую информацию - беспомощен в этом мире. Чтобы это уметь, надо обладать системно- логическим мышлением и тогда поиск станет систематичным, а действия, выводы и результаты логичными и обоснованными. Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа. Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно- образовательная среда. Её создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Для создания, развития и эксплуатации информационно- образовательной среды необходимо полностью задействовать научно- методический информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный отечественной системой образования. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, её решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями. При этом должна быть решена проблема содержания образования на современном этапе, соотношения традиционных составляющих учебного учащегося, учителя и образовательной среды. Элективный курс “В мире информации” предназначен для учащихся 9 классов основанной средней школы. Он реализируется за счет школьного компонента учебного плана как ориентированный курс для профильной специализации учащихся 9 классов при переходе их в старшую школу. Его цель- оказание поддержки и помощи учащимся в их самоопределении и построении индивидуальной траектории. Задачами курса являются: - оказание индивидуальной помощи учащимся 9 классов в их самоопределении и построении индивидуальной образовательной траектории на ближайшие два года.
- оказание поддержки в поисках выбора возможной профессиональной деятельности.
- создания положительной мотивации обучения в классах физико- математического профиля, естественного профиля, гуманитарного профиля старшей школы, развития познавательной активности учащихся.
- знакомство с ведущими для данного профиля предметами изучения и с видами учебной деятельности.
- повышение информационной компетентности учащихся.
Курс представляет собой блок занятий, рассчитанный на 8 учебных часов. Основной принцип отбора материала определён целями курса и ориентирован на знания, умения и навыки, наиболее значимые для обучения по различным профилям и обеспечивающие качественную подготовку учащихся; на ознакомление учащихся с методами изучения профильных дисциплин в старшей школе; на осознание значимости изучаемых наук для освоения той частью человеческой культуры, которая во многом определяет лицо современной цивилизации; на осознание своих склонностей и способностей, возможностей в выборе профиля обучения и построения индивидуальной образовательной траектории. Методы обучения направлены на развитие и активизацию учащихся, подготовку их к осознанному выбору продолжения образования: словесный, наглядный, частично-поисковый, самостоятельная работа, групповая работа. Формы занятий предусматривают как традиционно и классно- урочные занятия, так и применение активных форм обучения. Инструментарий для оценки результативности включает в себя защиту проектов, тестирование, анкетирование. Учебно-тематический план 1 | Введение | Беседа, анкетирование (приложение 1) | 1 ч. | 2 | Научно- технический прогресс в развитии технологий | Лекция, реферативныесообщения учащихся по отдедельным вопросам. | 2 ч. | 3 | Формирование мира профессий и рынка труда в современных условиях | Беседа (приложение 2), тестирование | 1 ч. | 4 | Знакомство с системами управления информацией на предприятиях и государственных учреждениях | Экскурсии, диспут по обсуждению итогов | 2 ч. | 5 | Применение информационных технологий | Защита проектов (приложение 3,4,5) | 2 ч. | Содержание изучаемого курса 1. Введение. Общая характеристика целей, задач, методов обучения по профильным предметам, знакомство с методами учебной деятельности учащихся Анкетирование учащихся с целью изучения степени их заинтересованности в профессиональной деятельности. 2.Научно- технический прогресс в развитии информационных технологий. Научная картина мира, эволюция этой картины. Методы познания окружающего мира. Роль информатики в создании научных представлений об окружающем мире. Знакомство с дополнительной литературой. Выбор тем для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Реферативные сообщения по выбранным темам и их обсуждение. Подведение итогов. 3.Формирование мира профессий и рынка труда в современных условиях. Влияния развития науки и производства на формирование мира профессий. Выделение группы профессиональных направлений, в которых необходимы глубокие знания информационных технологий. Формирование рынка труда в современных условиях. Профессии востребованные в нашем городе. Возможные пути построения личной образовательной траектории, учет своих склонностей, способностей, возможностей. Выбор дальнейшего профессионального образования. Тест: “В мире профессий” Е.Н. Прощицкая. Итоги тестирования. 4. Знакомство с системами управления информацией на предприятиях и государственных учреждениях а) Знакомство с системами управления информацией на предприятиях и государственных учреждениях. Экскурсия на ведущие предприятия и учреждения города: ЦРБ, молкомбинат, железно- дорожная станция. Оформление отчетов экскурсии. б) Отчет по проведенным экскурсиям: осуществление системы управления, диагностики, роль информационных технологий в управлении и работе. Кадровый потенциал предприятия, учреждения; перспективы развития предприятия, учреждения на ближайшее время; в том числе и потребности в квалифицированных специалистах, пути решения данной проблемы. 5.Применение информационных технологий. Уровень подготовленности учащихся по информатики необходимым для успешного обучения по различным профилям. Разработка проекта: “Информационные технологии для физико- математического профиля” “Информационные технологии для гуманитарного цикла”, и т.д. Методические рекомендации. Познакомить с целями и задачами профильного обучения, предметами, которые изучаются в каждом из профилей. Изучить информационные технологии, которые необходимы для каждого профиля. 1. Классы гуманитарного профиля. Цели и задачи: Формирование исследовательских навыков учащихся в применении компьютера для анализа структуры поэтического текста; Выработка умений выделить аппарат программных средств для анализа литературного произведения; Совершенствование прикладных навыков работы с персональным компьютером в аспекте литературных исследований. Основные вопросы: Информатика и ИТ. Секретарь- делопроизводитель. Использование БД. Дизайн в полиграфии. Компьютерное делопроизводство. Создание Web- публикаций. Информационные технологии в праве и юриспруденции. Информационное моделирование экономических процессов. Информационные технологии и основы предпринимательства. Компьютерная обработка коммерческой информации. Информационные технологии в экономике. Закрепляются и углубляются знания, полученные при изучении базового курса. Применение текстовых процессоров в современном делопроизводстве, управлении. Составление (возможно на основе имеющейся заготовки) деловых писем, контрактов, договоров, протоколов, бизнес- планов. Разработка приглашений, рекламных объявлений. Хранение, модификация, объединение, унификация текстовых документов. Основы делопроизводства, регистрация входящих и исходящих писем, приказов, распоряжений, договоров. Ведение компьютерных архивов. Компьютерные средства автоматизации делопроизводства. Учащиеся должны знать: Суть операций копирования, переноса, удаления фрагментов текста и роль буфера промежуточного хранения; логику слияния отдельных документов в один документ; основные требования закона о рекламе и общепринятые требования к содержанию рекламного объявления; установленный законом порядок сдачи отчетности в Налоговую инспекцию, знать основные установленные Министерством финансов формы налоговой отчетности и порядок их заполнения. Учащиеся должны уметь: Подготовить на компьютере документы, необходимые для регистрации фирмы; подготовить на компьютере основные финансовые документы "своей фирмы"; подготовить на компьютере деловой договор по установленным образцам; форматировать таблицы, использовать формулы в таблицах; использовать графические средства текстового процессора. 2.Классы естественно - научного профиля. Цели и задачи: - Подготовка учащихся к жизни в информационном обществе;
- Социальная адаптация учащихся к жизни в обществе с рыночной экономикой.
Основные вопросы: Информатика и ИТ. Основы информационного моделирования. Основы экологии и природопользования. Офисные технологии. Обзор и классификация реальных задач обработки информации в офисе коммерческой организации. Основные подходы к организации работы в офисе. Понятие об интегрированных системах обработки коммерческой информации. Организация связи между различными системами обработки информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные понятия, связанные с обработкой ком...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1525
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|