Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Гуманитарный подход к изучению физики - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Гуманитарный подход к изучению физики


Автор(ы): Нилова Татьяна Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ребенок проводит на уроках большую часть времени нахождения в школе.
поэтому именно здесь должно происходить воспитание школьников, формирование их ценностных ориентаций. Особое внимание отводится педагогами стилю организации деятельности и взаимодействия учителя и учеников на уроке как фактору формирования инициативы, ответственности, мышления. Мы хотели бы обратить внимание на гуманитарный аспект содержания предмета (в том числе и предметов естественно-математического цикла) Так как профильное обучение начинается в старших (10-11) классах, когда молодые люди определились в основном с выбором сферы профессиональной деятельности, то и ценностное самоопределение осуществляется на уровне формирования образа "Будущего". Этот вывод был сделан на основе совместного анализа теории А.Маслоу “Возвышения потребностей”и этапов ценностного самоопределения учащихся, выделенных в монографии доктора педагогических наук, профессора, академика МАИ А.В.Кирьяковой. Выявленная взаимосвязь приведена ниже в таблице. Очевидно, что каждому новому уровню потребностей, характерных для данного этапа развития личности соответствует новый этап ценностных ориентаций:
Схема
Преподавая точные и естественные науки в гуманитарных и филологических классах, необходимо выбрать и ввести материал так, чтобы вместе с информацией о явлениях природы, методах ее познания формировалось умение преломлять законы природы через человеческие законы, общечеловеческие ценности. Ведь не случайно именно Эйнштейну приписываются слова: "Человечеству не хватает только скамейки - сесть и подумать". О чем могут заставить подумать юношу или девушку малопонятные формулы, какие бы красивые и гармоничные законы они не иллюстрировали, если в дальнейшем физика будет им не нужна. Зато есть возможность научить видеть закономерности в природе, литературе, искусстве, увидеть ценность Гармонии во всех областях окружающего мира.
Например, говоря о необратимости процессов в физике, можно обратить внимание не только на необратимость процесса теплопередачи, расширения газа, старения человека, но и на неравнозначность направления "вниз" и "вверх" (стать наркоманом легко, обратный процесс труден и часто необратим, ломать, разрушать легче чем строить, восстанавливать разрушенное, будь то дом, город или человеческая жизнь).
Обсуждая вопросы методологии познания, формирования физических законов, теорий, роли эксперимента в физике, связи между законом сохранения и симметрией пространства и времени, можно предположить, что та же цепочка познания (наблюдение - гипотеза - опыт - закон - теория) прослеживается в гуманитарных, общественных науках (лингвистике, литературе, обществознании). Эта гипотеза может стать основой для учебно-исследовательской работы ученика 10-го филологического или социально-гуманитарного класса. Можно попытаться выяснить, существует ли симметрия в человеческих отношениях, можно ли предположить закон сохранения Добра, Красоты, Любви? Здесь на наш взгляд уместны интегрированные уроки физики, биологии, литературы, обществознания.
При изучении развития атомной физики и ядерной энергетики можно рассмотреть механизм радиации, цепной ядерной реакции и других законов ядерной физики в гуманитарном классе на качественном уровне, зато останется время, чтобы познакомиться с историей развития атомной и ядерной физики, подумать о роли ученого в развитии науки, о его ответственности за сделанное открытие, о роли Человека для Человечества, о его ответственности перед природой. Интересным вариантом проведения такого урока может служить "Суд над радиацией". Такого рода разработки публиковались и использовались учителями. Однако, на наш взгляд, рассматривая пользу и вред радиации, атомной физики, мы берем на себя смелость осуждать или оправдывать Беккереля, Резерфорда, Марию Склодовскую-Кюри, Гана, и других ученых, которые целью жизни считали развитие науки на пользу человечества, а не уничтожение его его же собственными руками.
Предлагаю вашему вниманию вариант урока в гуманитарном классе по теме "Энергия атома на службе человека?"
Цель урока: сформировать у учащихся умение выражать свое мнение на основе научных и исторических фактов, отношение к общечеловеческим ценностям Природа, Истина, Жизнь, формировать социальный опыт, коммуникативную компетентность, критическое мышление, попытаться определить роль человека в мире.
Оборудование: Компьютер, мультипроектор, магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы.
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих лишь грезою природы. (Ф.И.Тютчев)
Эти строки великого русского поэта, мне кажется, не только о величии природы перед человеком, но и предостережение человека от гордыни - одного из величайших грехов. Мы познакомимся сегодня с историческим и научным аспектами развития ядерной физики и использования ее достижений человеком. И не случайно в теме нашего урока стоит знак вопроса. Мы попробуем найти ответ на этот вопрос. А может, это не вопрос, или есть предложения, которые избавят тему от вопросительной интонации. Давайте, попробуем! На нашем уроке будет задан еще не один вопрос. Постарайтесь записать для себя эти вопросы. Чтобы потом подумать. Начнем с истории.
2. Сообщения учащихся
А) История развития атомной физики и ее творцы (сообщение учащихся)
Учитель: Как видите, люди, стоящие у истоков ядерной физики хотели только одного: чтобы наука служила людям, чтобы загадочный атом стал понятен, и ни один из них, добывающих знания порой ценой собственного здоровья, а то и жизни, не желал бы, что бы его имя было связано со способом уничтожения людей.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1144

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340