Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок-тренинг Умение работать в команде. 10–11-е классы - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Урок-тренинг Умение работать в команде. 10–11-е классы


Автор(ы): Воскресенская Людмила Сергеевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Умение работать в команде, формировать ответственность за свои решения и умение учитывать интересы.
1.Участники делятся на 4 группы
Участникам тренинга предлагается почувствовать себя одной из фигур (кругом, зигзагом, треугольником, квадратом), выбрать одну из фигур, которая ему близка, с которой он себя идентифицирует. Ведущий зачитывает характеристики каждой из фигуры.
Круг –
Эта фигура символ гармонии, самый доброжелательный из 5 форм. “Круги” стабилизируют группу. Это лучшие коммуникаторы, обладают высокой чувствительностью и развитой эмпатией. “Круги”, относятся к “правополушарным” мыслителям. “Правополушарное” мышление – более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее.
Зигзаг – эта фигура символизирует креативность, творчество, ей свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Доминирующим стилем мышления является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится “зигзагам”. Такое мышление позволяет им строить целостные, гармоничные концепции и образы. “Зигзаги” относятся к “правополушарным” мыслителям.
Психологические типы, выбирающие линейные фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник) характеризуются аналитическим “левополушарным” мышлением, способностью глубоко и быстро анализировать ситуацию.
Треугольник – символизирует лидерство. “Треугольники” - энергичные, неудержимые личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они способны брать ответственность на себя, решительны, конкурентны, уверенны в себе. Доминирующие установки – победа, выигрыш, успех! “Треугольники” быстро и успешно учатся, но прежде всего – тому, что способствует достижению их цели. Они глубоко и быстро анализируют любую ситуацию.
Квадрат – символизирует порядок, аккуратность, практичность. “Квадраты” обычно организованы, трудолюбивы, рациональны, настойчивы. Доминирующие установки для них – консерватизм, пунктуальность, осторожность. Выносливость, терпение и методичность обычно делают “квадрата” высоклассным специалистом в своей области, эрудитом. “Квадраты”, как правило, не выносят беспорядка, рисковых ситуаций, нарушений режима, суматохи.
Вывод:
В каждой группе должен присутствовать каждый психологический тип, тем самым правильно распределяться роли (лидера, исполняющих, поддерживающих, генератора идей).
2.Упражнение “Землетрясение”
Инструкция дается каждой группе:
“Представьте себе, что ваша группа оказалась в зоне землетрясения. Комната, в которой мы находимся сейчас, представляет реальную угрозу для жизни, так как в любой момент может обрушиться потолок. Что делают в такой обстановке? К сожалению, люди часто начинают паниковать, впадают в истерику, все одновременно пытаются прорываться к выходу и тем самым губят себя.
Вам нужно принять решение о том, кто и в какой последовательности будет выходить из комнаты. При этом нужно помнить, что шансы первого человека остаться в живых составляют почти 100 %, ведь у него достаточно времени, чтобы спокойно, но быстро, выйти из здания и перейти в безопасное место. Шансы второго человека уже немного меньше, так как время идет и угроза возрастает. У третьего по очереди человека шанс уменьшается еще на какой-то процент и т. д. Вы прекрасно понимаете, что у человека, который будет последним в этой очереди, шансов практически нет, скорее всего, что он погибнет под развалинами. Так что речь идет о жизни и смерти.
Вам нужно принять за очень ограниченное время ответственное решение установить очередность выхода из этой комнаты, потолок которой может с минуты на минуту обрушиться. Но сначала вы примите это решение самостоятельно. Для этого вам нужно взять лист бумаги, переписать имена всех присутствующих, а затем с правой стороны рядом с каждым поставить порядковый номер, соответствующий очередности выхода этого человека из комнаты, рассуждая примерно так: “Первым должен выходить Игорь, так как он самый молодой из нас, вторым пойдет Аня, так как она...” Принимая решение, имейте в виду, что вы должны определить очередь для всех членов группы до последнего человека.
Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в круг и приступить к выработке группового решения, помня, что решение принимается, когда за него проголосуют все члены группы без исключения. Время, которое есть в распоряжении группы, неизвестно, так как когда обрушится потолок трудно сказать, может быть через минуту, а может быть через пять минут. Главное - остаться в живых. Если вы не сможете договориться, вы погибните все, так как эвакуация начнется лишь после того, как каждый будет знать свою очередь, то есть после принятия всех решений. Обычно отводится 20-25 минут на игру, но его можно увеличить или сократить до 17-18 минут.
Если группа сумела принять все решения при 100 % голосовании, следует поздравить участников с благополучным завершением и попросить их подумать, что помогло успешно выйти из столь критической ситуации. Если группа не смогла принять за отведенное время решения по каждому человеку, то ведущий объявляет, что все участники погибли, и просит подумать над причинами, которые привели к этой трагедии.
Вопросы для обсуждения:
  1. Что мешало в принятии решения? С какими трудностями столкнулись при принятии группового решения?
  2. Почему потерпели неудачу?
  3. Что помогало принять групповое решение?
После обсуждения вопросов, зачитываются результаты разделения по группам, и объясняется причина некоторых неудач участников.
3.Анкета
Участникам предлагается оценить свое участие и участие других участников в группе, а также проанализировать, сравнить свою оценку с оценкой других участников.
Анкета для участников группы
Фамилия _____________________ Имя___________________ Класс_______
Ниже перечислено несколько принципов работы человека в группе. Оцените следование этим принципам себя и каждого члена группы (передавая листки по кругу) по пятиба...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1001

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340