Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Разработка урока по теме: Понятие и факторы экономического роста - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Разработка урока по теме: Понятие и факторы экономического роста


Автор(ы): Рот Нина Валентиновна, зам. директора школы, учитель экономики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: Понятие и факторы экономического роста.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием экономического роста, способами его изменения, факторами, влияющими на темпы экономического роста.
Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:
  • Экономический рост;
  • Темпы экономического роста;
  • Показатели экономического роста;
  • Факторы роста;
  • Экстенсивный рост;
  • Интенсивный рост.
Раздаточный материал: каждому учащемуся по ксерокопии упражнения 1.
I. Объяснение материала
Понятие “экономический рост” означает увеличение совокупного объема производства товаров и услуг в экономике на протяжении достаточно длительных периодов времени. Этот процесс следует отличать от краткосрочных колебаний выпуска под влиянием различных факторов, отражающихся на изменении совокупного спроса.
Под совокупным объемом производства или выпуска (дохода) обычно подразумевается годовые объемы ВНП или ВВП (с этими показателями мы познакомились в первой теме). Причем данные показатели берутся в реальном выражении. Увеличение ВВП за счет более высоких цен нельзя рассматривать как экономический рост (как очистить показатели от влияния инфляции, мы выясним в упражнении 2 в разделе “Закрепление материала”).
Основная часть экономического роста – поднять жизненный уровень населения. Поэтому важно не просто анализировать изменение реального ВВП, но учитывать одновременно и рост самого населения. Например, если объем выпуска увеличится на 4 % в год, но общая численность населения также возросла на 4 % в год, то в среднем уровень жизни каждого жителя страны не изменится.
Показатели, с помощью которых измеряется экономический рост:
  • Абсолютный прирост ВВП: ^Yt = Yt -- Yt – 1,
где Yt – реальный ВВП в рассматриваемом (текущем) периоде t;
Yt – 1 – реальный ВВП в предыдущем периоде (или периоде, принятом за базу отсчета);
^Yt – абсолютный прирост ВВП;
  • Темп прироста ВВП, или темп экономического роста: Yt = Yt — Yt – 1/ Yt – 1 * 100%
Абсолютный прирост ВВП демонстрирует сам факт наличия или отсутствия экономического роста в стране за определенный период. Темп прироста используется для того, чтобы установить, ускорился, замедлился ил остался на прежнем уровне экономический рост страны в рассматриваемый период. Эти же показатели используются и в расчете на душу населения, когда берется не просто ВВП, а ВВП, деленный на численность населения.
Слишком высокие темпы роста населения могут привести к снижению уровня жизни даже при общем росте производства в стране. Например, в 1980–1992 гг. ВВП на душу населения в Нигерии падал на 0,4 % в год, в Мексике – на 0,2 %. В то же время объем производства в целом, а не на душу населения, также измеренный с помощью ВВП, рос в среднем на 2,3 % и 1,5 % в год соответственно. В эти же годы общий уровень ВВП снизился лишь в нескольких странах мира (не считая бывших социалистических), тогда как доход на душу населения упал более чем в 50 странах, в первую очередь в наименее развитых. В растущих экономиках темпы прироста дохода на душу населения были очень разными: в Японии – 3,6 %, в США и Франции – 1,7 %, в Южной Корее – 8,5 %, в Китае – 7,6 %. Какими же факторами определяется траектория роста ВВП в той или иной стране?
Факторы, влияющие на экономический рост, делят укрупненно на две группы в соответствии с типами роста, которые они обеспечивают:
  1. факторы экстенсивного роста: труд, капитал, земля, природные ресурсы;
  2. факторы интенсивного роста: технологический процесс, экономия на масштабах, рост образовательного и профессионального уровня работников, повышение мобильности и улучшение распределения ресурсов, совершенствование управления производством и т. д.
Экстенсивный рост достигается за счет привлечения дополнительных ресурсов: использования дополнительных земельных площадей, увеличения числа рабочих, оснащения производства большим количеством машин, оборудования (хотя если это приведет к росту капиталовооруженности труда и увеличению его производительности, то можно будет отнести этот фактор к интенсивному).
Интенсивный рост связан с качественным изменением факторов производства, совершенствованием технологий. В этом случае рост осуществляется не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а за счет роста отдачи. Обычно бывает сложно точно выделить вклад каждого фактора в экономический рост, поэтому говорят о преимущественно интенсивном или экстенсивном типе роста в зависимости от преобладания тех или иных факторов. В чистом виде экстенсивный или интенсивный рост в современных условиях встретить трудно.
Статистика последних трех десятилетий свидетельствует, что в развитых индустриальных странах вклад интенсивных и экстенсивных факторов примерно одинаков с некоторым преимуществом интенсивных, тогда как в остальных странах экономический рост осуществляется за счет накопления физического капитала и других экстенсивных факторов.
В учебнике очень подробно описаны интенсивные факторы роста, поэтому можно обсудить их с учащимися при закреплении материала.
II. Закрепление материала
1. Разберите с учащимися ответы на вопросы $ 29 и 30.
2. Предложите учащимся выполнить упражнение 1.
Ответы комментарии к упражнению 1
Из темы 9 “Экономические проблеме безработицы” (9-й класс) мы знаем, что не все население страны является, как говорят экономисты, экономически активным, т. е. Входит в состав рабочей силы. К тому же и в составе рабочей силы есть как занятые, так и безработные. Поэтому очевидно, что более точное представление об уровне производительности труда дает показатель объема выпуска в расчете на одного занятого.
Более сложным будет для учащихся вопрос, почему, скажем, в одной и той же стране показатели темпа роста в левой колонке таблицы оказались выше, чем в правой, и это практически во всех странах. Объясняется данный факт тем, что экономический рост может сопровождаться увеличением доли рабочей силы во всем населении, а также доли занятых в рабочей силе. Например, в Гонконге темп экономического роста с учетом роста населения составил 5,9 % в среднем за год в рассматриваемом периоде. А вот на одного занятого – гораздо меньше – 4,7 %. Получая первый показатель, мы считали изменение ВВП, деленного на численность населения страны. Вероятно, сам по себе ВВП вырос значительнее, но увеличилось и население, а значит, каждый раз, подсчитывая рост ВВП, мы новый ВВП делили на все большую численность населения. Рассчитывая второй показатель, мы смотрели, как изменяется ВВП деленный на число занятых. И вот это число занятых росло быстрее, чем общая численность населения. Возможно, сокращалась безработица, а может быть, среди тех, кто достигал трудоспособного возраста, больше включалось в состав рабочей силы, и меньше было тех, кто остался за ее пределами (попадая в тюрьмы, психиатрические больницы, становясь бомжами и т. п.). Теперь, если мы будем сравнивать два соседних значения ВВП на одного занятого, то прирост этого показателя окажется меньшим, чем в предыдущем случае, так как при том же росте ВВП делитель – число занятых – вырос больше, чем численность населения в первом показателе. Можно далее попросить учащихся привести условный пример для иллюстрации сказанного. Например, такой:
Y70 = 1000, Y71 = 1100;
N70 = 100, N71 = 105;
L70 = 80, L71 = 85.
где, Y – ВВП; N – численность населения; L – число занятых.
Численность населения выросла за год на:
105 – 100/100 * 100% = 5%.
Численность занятых выросла на:
85 – 80/80 * 100% = 6,25 %.
Тогда прирост выпуска на душу населения составит:
(1100 : 105) – (1000 : 100)/ 1000 : 100 * 100% ~ 5%.
Прирост в расчете на одного занятого будет меньшим:
(1100 : 85) – (1000 : 80)/ 1000 : 80 * 100% = 3%.
3. Задача 1.
По данным статистики, ВВП России в текущих ценах (т. е. Номинальный ВВП) составил в 1990г. 644,2 млдр. руб., а в 1991г. – 1398,5 млдр. руб.. в том же 1991 г. индекс цен (дефлятор ВВП) был равен 228,6% (в процентах к предыдущему году). Можно ли сказать, что в 1991г. наблюдался экономический рост?
Решение.
Экономический рост предполагает увеличение реального ВВП. Значит, прежде всего, нам необходимо перейти к реальным показателям. Поскольку даны цифры только по двум годам, то логично принять за базовый год 1990г., чтобы убрать влияние инфляционных процессов в 1991г.. Для этого мы должны ВВП 1991г. в ценах того же года (т. е. в текущих ценах) разделить на индекс цен. Вспомним, что дефлятор ВВП равен отношению номинального ВВП к реальному, а значит, реальный ВВП можно получить делением номинального на индекс цен.
Тогда
ВВП91...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2881

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340