Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок развития речи и биологии на тему: Человек и природа - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Интегрированный урок развития речи и биологии на тему: Человек и природа


Автор(ы): Кравченко Наталья Дмитриевна, учитель русского языка; Шарафутдинова Зита Фархатовна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: научить детей видеть, чувствовать, понимать, любить и охранять природу, углубить знания учащихся о значении природы для человека, воздействии на окружающую среду; подготовить учащихся к домашнему сочинению на данную тему.
Оборудование: мультимедиа, презентация к уроку, словари, учебник, магнитофон, запись музыкального произведения П.И. Чайковского “ Времена года”, иллюстрации картин.
ХОД УРОКА
Учитель русского языка.
Здравствуйте.
Ребята, прослушайте отрывки из произведений, обратите ваше внимание на оформление доски, посмотрите слайды и постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик, –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И. Тютчев
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ, и благородство, и природа.
И. Киселев
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею создаем.
Ф.И. Тютчев
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
Вопрос: о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как будет звучать тема нашего урока?
Давайте сформулируем цели нашего урока?
Сообщение целей урока.
Ребята! Сегодня на интегрированном уроке русского языка и биологии, целью которого является подготовка к домашнему сочинению на тему “Человек и природа”, мы соберем материал к сочинению, т.е. углубим наши знания о природе, ее значении для человека, отрицательном воздействии человека на природу, а также о необходимости охранять природу.
Итак, запишите число, тему урока.
II. Вступительное слово учителей о красоте природы
Учитель биологии. Земля! Третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Она уникальна и неповторима в своем роде, другой такой нет. Когда Ю. Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: “Красота-то какая!”, а после говорил: “Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – все в нежной кисее облаков”.
Это наша Земля. Это наш дом, дом всего человечества. Земля нам мать, она нас кормит, поит. Она источник силы и вдохновения.
Учитель русского языка.
Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь она дает нам все: одежду, пищу, жилье... И ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.
Перед вами репродукции картин известных художников: И. Шишкина, И. Левитана.
Посмотрите на картины. Понравились они вам? Что изображено на картинах?
– Природа – пейзаж – это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении. (Термин записывается в тетрадь)
– Какое настроение вызвали у вас эти картины?
– С помощью чего художник сумел передать свое настроение?
– При помощи красок художник передал всю красоту природы.
А теперь послушаем музыку. Соответствует ли эта мелодия тому, что изображено на картине?
– Давайте закроем глаза и нарисуем в своем воображении картину?
(Звучит музыка П.И. Чайковского.) Что вы представили, слушая музыку? Какие образы возникли у вас?
Вывод: музыка способна разбудить наше воображение. Но описать природу при помощи красок и звуков может не только художник или композитор, но и поэт, писатель при помощи слов.
У Рыленкова есть замечательное стихотворение, в котором есть такие строчки:
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Давай всматриваться и вслушиваться в природу, вчитываться в строчки о природе, вдумываться в слова.
К. Паустовского говорил:
“Для всего, что существует в природе... есть великое множество слов”.
II. Работа с текстом
Прочитайте, определите, какой это тип текста.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Д_рога шла по просеке в с_сновом лесу. Все вокруг з_р_сло п_хуч_ми от летн_й сух_сти тр_вами. Особенно много колосистой тр_вы и цветов р_сло около ст_рых пней. Трухлявые эти пни р_зваливались от ле_кого толчка н_гой. Тогда взл_тала темн_м обл_ком коричневая пыль а в т_инственных х_дах пня н_чинают суетит_ся мурав_и и жужелицы и плоские ч_рные жуки в красных погонах.
(По К. Г. Паустовскому)
Какая часть речи помогает увидеть картину наиболее ярко, образно, в богатой гамме цветов?
(Прилагательные)
Вставьте прилагательные, чтобы получилось описание осеннего леса.
За Доном в лесу прижилась_________ и____________ осень. С шелестом падали с тополей______ листья. Моросит_______ дождь. Птицы улетают в ____________страны. Но вот _________ ветерок разгоняет тучи, и выглядывает солнце. Оно заиграет на последних________ листьях,__________ зайчиками отразится в речке.
(Для справок: тихая, ласковая, сухие, мелкий или холодный, теплые или южные, легкий, золотистых, солнечными)
В каком стиле вы бы написали о лесе? (Художественном – главная цель стиля – воздействовать на читателя, для этого мы рисуем словами конкретные картины и образы.)
А какой тип речи, по-вашему, уместен здесь? Аргументируйте свои мысли. (Описание. В описании изображаются животные, предметы, природа. Основа описания – перечень одновременных или постоянных признаков явления, предмета).
Учитель русского языка.
В русской литературе, особенно поэзии, можно найти немало живописных зарисовок. Природа является и источником вдохновения, и непосредственным участником событий, и местом действия, и лирическим фоном. Поэты и писатели ассоциируют состояние своей души и души героев с состоянием природы, ищут помощь и ответы в философских размышлениях, отраду "измученной душе", уединение от жизни, от общества.
Писатели и поэты всегда воспевали в своих произведениях красоту родной природы.
У большинства русских поэтов природа вызывает, прежде всего восторг и поклонение.
Давайте и мы на минуту войдем в лес или выйдем в поле...
Учащиеся читают стихи русских поэтов.

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой...
А.А. Фет
Лес, точно терем расписной-
Лиловый, золотой, багряный ,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляною.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной
Просветы неба, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И. Бунин
Три клада у Природы есть: вода,
земля и воздух — три ее основы.
Какая бы ни грянула беда —
целы они — все возродится снова.
С. Викулов
III. Слово учителя биологии о значении природы
В прозвучавшем сейчас четверостишье Сергея Викулова вы услышали, что вода, земля, воздух – три основы природы. В чем заключается значение природы?
Для человека вода, земля, воздух, растения, животные — это клад. Огромно их значение в нашей жизни.
Гидросфера
– водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, реки, озера, подземные воды, ледники, на 94% представлена солеными водами океанов и морей. Из 6% пресной воды 5,8% – подземные воды и вода, заключенная в ледниках. И лишь 0,2% – это вода озер, рек, почвы и пары воды в атмосфере.
Прямо скажем, немного. Именно этим объясняется острота проблемы обеспечения человечества пресной водой. Ее не только мало, она еще легко загрязняется и становится непригодной для питья и даже для использования в сельском хозяйстве или промышленности.
Вода (гидросфера) – неразлучный спутник человека с рождения и до смерти. Вода – колыбель жизни. Это минерал, который входит в состав всего живого. Сам человек на 50% состоит из воды.
Атмосфера обеспечивает нас кислородом, защищает от вредных космических излучений, регулирует температурный режим планеты. Земля, ее твердая оболочка, дает нам полезные ископаемые, без которых представить сейчас нашу жизнь невозможно, верхний плодородный слой – почва – необходим для выращивания сельскохозяйственных растений. Растения – это уникальные организмы, которые способны улавливать энергию солнца, при помощи фотосинтеза образовывая органические вещества и пополняя запасы кислорода в воздухе
Растения выделяют особенные вещества – фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии, очищают воздух от пыли и вредных газов, влияют на климат. Растения поглощают индустриальные шумы, вредные для здоровья. Аромат и яркие краски цветов снижают нервное напряжение, создают хорошее настроение, приносят радость. От животных человек издавна получает продукты питания, сырье для промышленности, лекарства. (Термины записываются в тетрадь)
Человек – сам часть природы, поэтому, живя среди животных, растений, воды и воздуха, почвы, он на нее оказывает воздействие, как положительное, так и отрицательное.
В наш бурный век индустриализации, когда человек поднялся в космос, опустился на дно океана, он стал выступать как сила, которая может изменить природу, чему можно привести массу доказательств. Например, орошение, осушение, постройка водоканалов и плотин и т.д. Изменение природы в таком глобальном масштабе привело к экологическим проблемам, которые срочно надо решать.
Вопрос: какая наука изучает взаимоотношение человека с окружающей средой?
– Экология.
Вопрос: объясните значение слова экология?
Экология (по-греческий “экос” – дом, родина, “логос” – наука) – взаимоотношения организма с окружающее средой. (Записываем определения в тетрадь).
Вопрос экологии интересует не только ученых, экологов, но и писателей, поэтов.
Ученик:
Моя планета – человеческий дом,
Но как ей жить под душным колпаком?!
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
IV. Выступления учащихся с сообщениями и обмен собранной учащимися информацией о фактах отрицательного воздействия людей на природу (с использованием местного материала).
Ученик:

С загрязнением атмосферы ученые связывают и разрушение озонового слоя. Это слой атмосферы, на него губительно действуют созданные человеком химические соединения, которые применяются в холодильниках, аэрозольных баллончиках, испаряясь, эти вещества “ убивают” молекулы озона. Молекулы озона поглощают ультрафиолетовое излучение солнца, губительное для всего живого.
Ученик:
Когда-то лесами была занята большая часть поверхности суши планеты. Однако с развитием цивилизации ситуация изменилась, и сейчас все леса занимают около трети поверхности суши. Леса выжигались, вырубались. Уничтожались многие животные, птицы, растения. Сокращение лесных площадей стали одной из глобальных экологических проблем. Если лес уничтожить, то почвы быстро размоет водой, уменьшение площади лесов влечет за собой сокращение запасов биомассы на планете, снижает возможность биосферы поглощать углекислый газ, тем самым, способствуя усилению парникового эффекта, что ведет к изменению климата.
Учитель биологии: Ребята, посмотрите, перед вами лес после кислотного дождя.
Ученик:
Нефть попадает в океан при промывке топливных емкостей судов, перегрузке нефти в танкеры, при авариях – всего от 3 до 8 млн. тонн нефти ежегодно. Самым загрязненным считают Средиземное море, где на 1 км поверхности приходится 20 кг нефти. Сильно загрязнено Северное море, где постоянно возникают нефтяные пятна площадью в сотни и тысячи квадратных километров, а также Балтийское море. Гибнет очень много птиц, рыб и животных.
Ученик:
Давайте вспомним о проблемах озера Байкал – самого крупного в мире хранилища чистейшей пресной воды. В озеро сбрасывает ядовитые стоки крупный целлюлозно-бумажный комбинат. Для разбавления его стоков ежесуточно используется 300 м3 байкальской воды, его влияние распространяется на площадь 35 км2. Кроме того, в окрестностях комбината находится 20 накопителей, в каждом из которых по 1 млн тонн опасных отходов. Фильтрация из этих накопителей сделала воду в окрестных колодцах непригодной для питья. Загрязняют Байкал и другие промышленные предприятия, расположенные в окружающих его городах, а также водный транспорт. По озеру ходят 400 судов, сбрасывающих в воду в сумме около 8 т нефтепродуктов в год. Пока экосистема Байкала справляется с загрязнением. Однако если не принять мер, эта экосистема начнет разрушаться.
Ученик:

На территории России шло грандиозное гидротехническое строительство. Было построено 94% все крупнейших плотин и водохранилищ . Вследствие огромного изъятия воды Амударья и Сырдарья уже не смогли пополнять Аральское море – нарушился его водный баланс, в результате испарения море начало быстро сокращаться в размерах. Все города, стоящие на берегу моря, теперь оказались посреди соленой пустыни, где в песках ржавеют рыболовецкие суда. Полностью разрушилась экосистема моря, которая была представлена пресноводными организмами, так как соленость воды возросла, эти организмы погибли. Аральская экологическая катастрофа продолжается и сейчас, страны Средней Азии не в состоянии решить эту проблему.
Ученик:
В атмосферу округа, в котором мы проживаем, ежегодно выбрасывается около 1 млн тонн загрязняющих веществ.
Несовершенство технологии добычи нефти и газа, их транспортировки обуславливает постоянное сжигание колоссального объема газа в факелах, при этом в атмосферу поступает более 60 тыс. тонн загрязняющих веществ. Основными источниками загрязнения водоемов являются стоки от буровых скважин, транспортных средств, бытовые сточные воды населенных пунктов. Тяжелые фракции нефти, оседая на дно рек, способствуют хроническому загрязнению и вызывают гибель донной фауны
Ученик:

Механическое нарушение почвенно-растительного покрова. Длительность восстановления нарушенных ландшафтов на территории округа составляет от 15 до 100 лет, но основная их часть вообще не восстановима из-за нарушения физико-химического состава почвы. (Погибло 60000 км оленьих пастбищ, сгорело около 14000 км ягельников, тундра за последующие 10–15 лет может лишиться лишайникового покрова)
V. Физ. минутка
VI. Беседа с учащимися об охране природы
Учитель русского языка.
Ребята, вы привели массу примеров, которые доказывают отрицательное воздействие на природу. Послушайте стихотворение Р.Рождественского и ответьте на вопрос:
– Почему человек придет просить прощения у природы?
Кромсая лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька.
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого... пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
– Человек придет просить прощения у природы за то, что он ее уничтожает, а без природы мы – люди не сможем существовать. Все погибнет. Человек сам часть природы и поэтому , чтобы жить он должен охранять и беречь ее.
Учитель биологии. Какие формы охраны природы вы знаете? Что такое заповедник, заказник?
(Определения записываются в тетрадь)
Заповедники – участки территории или акватории со всеми находящимися в их пределах природными объектами, полностью исключенные из всех видов хозяйственного использования, на которых естественные ландшафты сохраняются в ненарушенном состоянии. На территории округа расположены два государственных заповедника: “ Верхнее-Тазовский” и “Гыданский”.
Заказники
– участки территорий или акваторий, где постоянно или временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов( отдельных видов или групп растений, ж...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1298

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340