Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Конспект урока русского языка в 4-м классе (1–4). Сочинение по теме Зима
Автор(ы): Кондратова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Триединые цели урока: - Учить детей грамматически верно излагать свои мысли; обогащение словарного запаса учащихся поэтическими произведениями русских писателей и поэтов.
- Развитие устной и письменной речи детей; развитие воображения, внимания, наблюдательности.
- Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.
- Привитие любви к родному языку, как средству самовыражения.
Оборудование: Фонограмма записи произведения П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь», иллюстрации картин зимней природы и жизни животных зимой; отрывки из произведений русских поэтов и писателей; записи на доске, черновики и письменные принадлежности у учащихся. Ход урока Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | 1. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок русского языка. Посмотрите, всё ли у вас готово. | Дети проверяют наличие черновиков, письменных принадлежностей. | 2. Введение в тему урока. | Для того, чтобы узнать тему нашего урока, положите перед собой черновики. На них записывайте 1 –ую букву в словах – ответах на мои вопросы (без знаков препинания):-Что за звёздочки такие На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь – вода в руке. -Напишите букву, по форме похожую на цифру «ноль». -Напишите 25 по счёту букву русского алфавита. -Не колючий, светло – синий, По ветвям развешан… -Вспомните название месяца, после которого по календарю начинается зима. -Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная. -А с этой буквы начинается название нашего города. -10-ая буква русского алфавита. -6-ая из написанных вами букв. Какое слово вы получили? Верно. Мы сегодня будем писать сочинение. А тему вы определите сами, разгадав ребус. | Снежинки. О Ч Иней. Ноябрь. Ель. Ногинск. И Е Сочинение. Зима. | 3.Развитие речи. | Послушайте, как обращался к зиме русский поэт Петр Вяземский (слова записаны на доске):Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица – душа, Белоснежная лебедка, Здравствуй, матушка – зима! Как поэт называет зиму? Как он к ней обращается? Как вы можете назвать ее? Почему? Вы любите зиму? | Молодка, раскрасавица, матушка. Волшебница, сказочница. | 4. Слушание музыкального произведения. | Природу любили не только поэты, но и композиторы. Петр Ильич Чайковский написал цикл произведений, посвященных каждому месяцу года. Сегодня мы услышим фрагмент фортепианного цикла «Времена года» под названием «Декабрь».Закройте глаза и насладитесь красотой музыки. Что вы представили, во время слушания музыки? Как вы думаете, композитор любит зиму? Какое настроение передает это произведение? | Дети слушают музыку, положив голову на парту и закрыв глаза. Как кружатся и падают снежинки, как воет ветер… Да. Радостное, веселое. | 5. Постановка целей урока. | Композитор изобразил зиму при помощи музыкальных звуков, а нам предстоит изобразить или описать зиму при помощи слов и образных выражений.Наше сочинение будет состоять из нескольких частей. | | 6. Разбор плана сочинения, обсуждение структуры текста. Развитие речи учащихся через работу с эпитетами: а) Неживая природа. б) Живая природа. | 1 часть – введение. О чем мы будем в ней писать?Как можно начать сочинение по данной теме? Что вам нравится зимой? Без чего не бывает зимы? Да, зима – это, прежде всего снег. Прочитайте, как поэты и писатели говорят о снеге, снежинках. С чем они его сравнивают? С чем вы можете сравнить снег? А что происходит с небом и солнцем при наступлении зимы? А что происходит с реками и озерами? Послушайте, что об этом явлении пишет Александр Сергеевич Пушкин: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета… Почему поэт сравнивает речку с паркетом? А вот как пишет Михаил Юрьевич Лермонтов: Звучный лед Сковал поверхность гладких вод. Вспомните из курса природоведения, какими словами объединяются понятия (небо, снег, реки, озёра) воедино? Ребята, о явлениях, произошедших в неживой природе, вы расскажете во 2 части нашего сочинения. Скажите, а осталась ли жизнь среди снегов и льдов? Что стало с живой природой зимой? Посмотрите на иллюстрации, расположенные на доске, и скажите, что произошло с деревьями и кустарниками? Обилие снега придает величие русской природе, всё кругом становится необыкновенным и сказочным. Опишите сказочные деревья, изображённые на картинах. На что они похожи? Найдите и прочитайте, как говорят о них поэты. В зимнем лесу среди заснеженных деревьев продолжается жизнь. Что же происходит в жизни зверей и птиц? О жизни живой природы вы тоже напишите во 2 части сочинения. Мы говорили о чувствах поэтов к зиме, а какие чувства испытываете вы к зимней природе? Свои чувства вы выскажете в 3 части сочинения – заключении своего сочинения. | О том, что наступила зима.Наступила зима. Пришла долгожданная зима. Вот и зима! Зимы не бывает без снега. Дети работают с высказываниями поэтов и писателей о зиме, ищут в них эпитеты. (см. в приложении 1). С пухом, покрывалом. Небо стало тяжелым, низким, солнце не греет нашу землю. Они покрываются льдом. Она блестит как начищенный паркет. Неживая природа. Да, осталась. Кто – то из зверей уснул до весны, кто – то запас орехи, птицы улетели, а те, которые остались, жмутся поближе к жилищу человека… Деревья и кустарники засыпало снегом. Дети работают по картинам и Приложению 1. Они сменили шубки, жмутся поближе к жилью. Чувство таинственности, сказочности, волшебства, спокойствия… |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 5898
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|