Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок: математика + русский язык по теме: Единицы измерения на Руси. 5-й класс - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Интегрированный урок: математика + русский язык по теме: Единицы измерения на Руси. 5-й класс


Автор(ы): Марьясова Тамара Викторовна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • познакомить с русскими старинными единицами измерения;
  • проследить, как сохранились эти измерения или слова, их обозначающие, в современном русском языке;
  • употребление в речи пословиц и поговорок с этими словами.
Оборудование: плакаты с пословицами и поговорками; рисунки 1, 2, 3; таблицы 1, 2;
Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Ход урока

I. Знакомство с единицами измерения.

Сообщение темы урока
“Единицы измерения на Руси”.
Учитель математики – У.М.- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с единицами измерения .
Учитель русского языка – У.Р.Я. – А также рассмотрим, сохранились ли эти измерения. Посмотрите, ребята, на эти высказывания. Давайте их прочитаем:
  1. От горшка два вершка;
  2. Коломенская верста;
  3. Пишешь аршинными буквами;
  4. Семь пядей во лбу;
  5. Косая сажень в плечах;
  6. Не было ни гроша, да вдруг алтын.
  • Как их можно назвать одним словом? (Поговорки).
  • Приходилось ли вам их слышать от окружающих, знакомых?
  • Всегда ли вам было понятно, о чём идет речь? Содержание этих поговорок? Не встретились ли вам слова, которые в других случаях не употребляются? (Дети называют эти слова).
  • Слова верста, пядь, вершок, сажень, как и те, что вам уже знакомы, это старинные единицы измерения. А поскольку эти единицы из области очень древней науки математики, пора обратиться к ней.

II. Работа над задачей из учебника Магницкого

У.М. Ребята, вспомните и назовите мне автора первого учебника арифметики.
Правильно, Леонтий Филиппович Магницкий.
А теперь решим задачу из его арифметики.
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Разбор задачи.
Прочитайте текст задачи <Рисунок1>. Попробуйте её прочитать. Сложно? А всё ли вам понятно? Нет.
У.Р.Я. Конечно оно написано на старославянском языке, который употреблялся в Древней Руси. А теперь прочитайте, как оно звучит в переводе на современный язык <Рисунок2>. Ознакомьтесь с таблицами старинных мер длины. <Таблица1, 2>.
У.М. Давайте для решения задачи используем произвольный отрезок равный 4 см, и примем егоза длину, равную 1 аршину. Как на этом рисунке отметить ? аршина? А теперь вернёмся к условию задачи. ? ч аршина сукна стоят 3 алтына. Что можно найти из этого условия?
План решения
Найдём стоимость ? ч аршина сукна.
  1. 3 : 3 = 1 (а) стоит ? ч аршина сукна
  2. следующее действие такое: таких частей 4. Сколько стоит 1 аршин?
  3. 1 х 4 = 4 (а) стоит 1 аршин сукна.
  4. Что нам осталось найти? Сколько стоят 100 аршин сукна?
  5. 4 х 100 = 400 (а) стоят 100 аршин сукна.
Самостоятельная запись решения с пояснением.
Ребята, давайте проверим, ответили ли мы на вопрос задачи? (Тогда запишем ответ). Повторим, что такое аршин, алтын? Давайте переведём старинные единицы измерения в единицы измерения, применяемые в наше время.
400 алтын = 400 х 3 = 1200 (коп) = 12 руб.
100 аршин = 100 х 72 = 7200 (см) = 72 м.
Как можно записать ответ задачи по-другому? 72 м сукна стоят 12 рублей.
Физминутка
В старину для определения единицы длины люди нередко использовали части своего тела, длину своих шагов и другие величины, которые всегда были под рукой.
Приготовьтесь повторять движения вместе со мною < Рисунок3>:
локоть – это длина руки от локтевого сгиба до кончика среднего пальца.
Пядь – расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами.
Прямая сажень – расстояние между кончиками пальцев, вытянутых в стороны рук.
Косая сажень – расстояние между пальцами вытянутой левой руки и носком отставленной правой ноги.

III. Работа со старинными пословицами и поговорками.

Лексическое значении.

У.Р.Я Обратимся к другим единицам, значение которых вы можете найти в толковых словарях (они перед вами на столах и на доске – плакаты).
Вершок, верста, сажень – чему равны?
  • Найдите поговорки с этими словами.
  1. Что обозначает выражение “от горшка два вершка”. (4,4 см). Сказать о каком горшке идет речь. Это говорят о людях небольшого роста.
  2. Кого называют “Коломенской верстой”? (Т.е. столб). Примени это прозвище на себя – обидное оно или нет?
  3. О ком можно сказать “У него семь пядей во лбу”? Так говорят об умном человеке. Как вы отнесетесь, если так скажут о вас?
  4. А в каких случаях говорят “Не было ни гроша, да вдруг алтын”?
Составление текстовой математической задачи.
У.Р.Я. Составьте текст – задачу, в которой будут использованы старинные слова, обозначающие единицы измерения.
Текст задачи ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1550

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340