Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Интегрированный урок: математика + русский язык по теме: Единицы измерения на Руси. 5-й класс
Автор(ы): Марьясова Тамара Викторовна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: познакомить с русскими старинными единицами измерения; проследить, как сохранились эти измерения или слова, их обозначающие, в современном русском языке; употребление в речи пословиц и поговорок с этими словами. Оборудование: плакаты с пословицами и поговорками; рисунки 1, 2, 3; таблицы 1, 2; Тип урока: комбинированный, интегрированный. Ход урока I. Знакомство с единицами измерения. Сообщение темы урока “Единицы измерения на Руси”. Учитель математики – У.М.- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с единицами измерения . Учитель русского языка – У.Р.Я. – А также рассмотрим, сохранились ли эти измерения. Посмотрите, ребята, на эти высказывания. Давайте их прочитаем: - От горшка два вершка;
- Коломенская верста;
- Пишешь аршинными буквами;
- Семь пядей во лбу;
- Косая сажень в плечах;
- Не было ни гроша, да вдруг алтын.
- Как их можно назвать одним словом? (Поговорки).
- Приходилось ли вам их слышать от окружающих, знакомых?
- Всегда ли вам было понятно, о чём идет речь? Содержание этих поговорок? Не встретились ли вам слова, которые в других случаях не употребляются? (Дети называют эти слова).
- Слова верста, пядь, вершок, сажень, как и те, что вам уже знакомы, это старинные единицы измерения. А поскольку эти единицы из области очень древней науки математики, пора обратиться к ней.
II. Работа над задачей из учебника Магницкого У.М. Ребята, вспомните и назовите мне автора первого учебника арифметики. Правильно, Леонтий Филиппович Магницкий. А теперь решим задачу из его арифметики. Откройте тетради и запишите число и тему урока. Разбор задачи. Прочитайте текст задачи <Рисунок1>. Попробуйте её прочитать. Сложно? А всё ли вам понятно? Нет. У.Р.Я. Конечно оно написано на старославянском языке, который употреблялся в Древней Руси. А теперь прочитайте, как оно звучит в переводе на современный язык <Рисунок2>. Ознакомьтесь с таблицами старинных мер длины. <Таблица1, 2>. У.М. Давайте для решения задачи используем произвольный отрезок равный 4 см, и примем егоза длину, равную 1 аршину. Как на этом рисунке отметить ? аршина? А теперь вернёмся к условию задачи. ? ч аршина сукна стоят 3 алтына. Что можно найти из этого условия? План решения Найдём стоимость ? ч аршина сукна. - 3 : 3 = 1 (а) стоит ? ч аршина сукна
следующее действие такое: таких частей 4. Сколько стоит 1 аршин? - 1 х 4 = 4 (а) стоит 1 аршин сукна.
Что нам осталось найти? Сколько стоят 100 аршин сукна? - 4 х 100 = 400 (а) стоят 100 аршин сукна.
Самостоятельная запись решения с пояснением. Ребята, давайте проверим, ответили ли мы на вопрос задачи? (Тогда запишем ответ). Повторим, что такое аршин, алтын? Давайте переведём старинные единицы измерения в единицы измерения, применяемые в наше время. 400 алтын = 400 х 3 = 1200 (коп) = 12 руб. 100 аршин = 100 х 72 = 7200 (см) = 72 м. Как можно записать ответ задачи по-другому? 72 м сукна стоят 12 рублей. Физминутка В старину для определения единицы длины люди нередко использовали части своего тела, длину своих шагов и другие величины, которые всегда были под рукой. Приготовьтесь повторять движения вместе со мною < Рисунок3>: локоть – это длина руки от локтевого сгиба до кончика среднего пальца. Пядь – расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами. Прямая сажень – расстояние между кончиками пальцев, вытянутых в стороны рук. Косая сажень – расстояние между пальцами вытянутой левой руки и носком отставленной правой ноги. III. Работа со старинными пословицами и поговорками. Лексическое значении. У.Р.Я Обратимся к другим единицам, значение которых вы можете найти в толковых словарях (они перед вами на столах и на доске – плакаты). Вершок, верста, сажень – чему равны? - Найдите поговорки с этими словами.
- Что обозначает выражение “от горшка два вершка”. (4,4 см). Сказать о каком горшке идет речь. Это говорят о людях небольшого роста.
- Кого называют “Коломенской верстой”? (Т.е. столб). Примени это прозвище на себя – обидное оно или нет?
- О ком можно сказать “У него семь пядей во лбу”? Так говорят об умном человеке. Как вы отнесетесь, если так скажут о вас?
- А в каких случаях говорят “Не было ни гроша, да вдруг алтын”?
Составление текстовой математической задачи. У.Р.Я. Составьте текст – задачу, в которой будут использованы старинные слова, обозначающие единицы измерения. Текст задачи ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1550
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|