Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса Экологическая азбука - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Программа элективного курса Экологическая азбука


Автор(ы): Трифонова Ольга Юрьевна, учитель экологии и информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Пояснительная записка.
Предложенная программа по экологическому воспитанию и образованию ориентирована на работу с детьми среднего школьного возраста.
Актуальность изучения курса определяется тем, что:
Чем больше людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущность своего народа, а в нынешних условиях - и будущность планетарной цивилизации, тем выше будут чувство ответственности за судьбы людей планеты - своего биологического вида, которому предстоит в ближайшие десятилетия преодолеть трудности выживания. Моя задача как учителя - участвовать в воспитании таких людей.
Современному человеку нужны: новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей, а этому может способствовать экологическая грамотность и условия, благоприятствующие развитию активной творческой личности, а также создание вариативных программ.
Необходимо своевременно готовить квалифицированных специалистов для участия в поиске решения встающих перед человечеством проблем, привлекая внимание школьников к экологическим проблемам.
Школьное экологическое образование как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на:
  • формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;
  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
Человеческое общество неотделимо от природы. Оно непрерывно взаимосвязано с ней в самых разнообразных направлениях. Без природной среды общество не может существовать, потому, она имеет многогранное значение для жизни человека: производственное, научное, оздоровительное, воспитательное, духовное и т. д.
В мудрых и пророческих словах Ф. Тютчева:
Не то, что мните вы Природа,
Не слепок, не бездумный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык:
высвечены такие свойства природы, которые могут влиять на нашу нравственность, на наш образ мыслей, на наше поведение.
Язык природы - это ее законы. Мы общаемся с природой, вернее должны общаться, через познание законов с помощью наук, изучающих природу, и одна из них - это экология.
Цель работы по программе: способствовать формированию у учащихся экологической культуры, базовых компетенций, экологически оправданному поведению, создание ситуации успеха на уроке для каждого учащегося.
Ожидаемые результаты работы по программе:
  1. Получить первоначальные знания по предмету
  2. Учащиеся должны научиться излагать свои знания в письменной и устной форме
  3. Уметь применять на практике полученные знания и умения
  4. Появление потребности в саморазвитии и самостоятельности в обучении
  5. Участие в школьных неделях биологии, географии и экологическом двухмесячнике.
  6. Выступления на уроках с дополнительным материалом
  7. Развитие креативности учащихся
  8. Развитие разнообразных компетенций :
Предметные - получение учащимися знаний по предмету
Коммуникационные - умение общаться, работать в группах
Информационные - умение работать с информацией (находить, анализировать, сравнивать).
Задачи:
  1. рассмотреть вопросы многообразия живой и неживой природы, и влияния человека на неё;
  2. Формирование первоначальных экологических представлений;
  3. Формирование теоретических знаний в области экологии, ряда основополагающих экологических понятий, соответствующих возрастным особенностям школьников среднего звена;
  4. углубить знания детей по предметам естественного цикла;
  5. развитие компетенций у учащихся;
  6. выработать умение анализировать собранный материал с целью использования в последующих действиях (поддержания, сбережения среды, улучшения ее качества, если необходимо).
Программа рассчитана на обучение учащихся 6 классов в размер 18 часов, продолжительность урока 40 минут. Распределение часов в программе является примерным, учитель может сам определить, с учетом конкретных условий, количество часов на изучение разделов, а также изменить порядок изучения отдельных тем.
Различные формы деятельности: индивидуальная, групповая, парная позволит сформировать у учащихся чувство коллективизма, умение выслушать чужую точку зрения и обосновать свою.
Формы реализации программы:
  • Диспуты, беседы, решение проблемных вопросов, лекции, практикумы, дискуссии, мозговой штурм, тестирование, деловые и ролевые игры.
Используемые технологии:
  • Развитие критического мышления, дебаты, проекты,
Учебно-наглядный комплекс:
  • Рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя, учебные пособия, книги, журналы, схемы, видеофильмы.
Методическое обеспечение:
  • Видеофильмы: Экологический альманах, Биосферный заповедник, Дороги жизни, Большая охота, Продолжение рода и т.д.;
  • Аудиокассеты: Времена года, Голоса птиц и редких животных, Шумы моря, Альпийская вьюга и т.д.;
  • Энциклопедии Птицы, Кирилла и Мефодия, Взаимное влияние живых организмов, Влияние человека на природу
  • Раздаточный материал;
  • Определители;
  • Методические пособия;
  • Учебники;
  • Жалобная книга природы;
  • Правила поведения в природе.
Программа спецкурса.
Введение.
(1 час).
Предмет и задачи экологии. Определение понятия экология. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Экологический манифест.
Тема 1. Экологические факторы. (2 часа).
Понятие экологического фактора. Разнообразие воздействий, которым подвергается организм. Классификация факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. Понятие адаптации. Закон толерантности (закон Шелфорда). Действие среды на организм, закономерности формирования требований организма к среде обитания (диапазоны толерантности: стенобионтные и эврибионтные виды).
Тема 2. Абиотические факторы (5 часов)
Важнейшие абиотические факторы. Свет как экологический фактор. Свет и его влияние на жизнедеятельность растений и животных. Адаптация организмов к различным условиям освещения. Фотопериодические реакции. Экологические группы растений и животных по отношению к фактору - освещение. Биологические ритмы. Температура как абиотический фактор. Влияние температуры на жизнедеятельность организмов ( правила Алена и Бергмана). Экологические группы организмов по отношению к температуре. Влажность как экологический фактор. Влияние влажности на жизнедеятельность организмов. Экологические группы растений и животных по отношению к влажности. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная и почвенная. Характерные особенности каждой из сред жизни. Адаптация организмов к обитанию в четырех средах. Жизненные формы организмов, приспособленные к обитанию в разных средах.
Тема 3. Биотические факторы. (7 часов) (приложение 1)
Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Взаимоотношения живых организмов типа хищник-жертва, паразит-хозяин. Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими (конкуренция). Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.
Тема 4. Антропогенный фактор (3 часа)
Место человека среди живых организмов. Значение в жизни человека экологических факторов. Влияние человека на окружающую среду воду, воздух, почву. Спасти себя можно, лишь спасая природу!
Тематический план
Название темы Количество часов Форма контроля Технологии
Введение 1 проект
Тема 1. Экологические факторы 2
Классификация экологических факторов 1 тестирование ИКТ
Влияние экологических факторов на организмы. Адаптации. 1 тестирование; устный опрос; оформление мини-сочинений Урок-исследование
Тема 2. Абиотические факторы 5
Свет как экологический фактор 1 Задания на соотношение, тестирование; синквейн ИКТ, исследование
Температура как экологический фактор 1 тестирование; эссе ИКТ, исследование
Влажность как экологический фактор 1 тестирование; тонкие и толстые вопросы ИКТ, исследование
Основные среды жизни 1 ассоциативный ряд Проект
Обобщение по теме 1 тестирование ИКТ
Тема 3. Биотические факторы 7
Взаимоотношений между живыми организмами 1 тестирование; устный опрос, смалы ИКТ
Взаимополезные отношения 1 Задания на соотношение, тестирование; устный опрос; синквейн Развитие критического мышления
Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. 1 тестирование; устный опрос; тонкие и толстые вопросы Развитие критического мышления
Хищничество 1 тестирование; устный опрос; проект, синквейн Развитие критического мышления, проект
Паразитизм 1 тестирование; устный опрос; эссе Развитие критического мышления
Конкуренция 1 тестирование; устный опрос; проект, Барометр настроения Развитие критического мышления, проект
Сложность отношений живых организмов и их использование человеком. 1 Проект Проект, ИКТ
Тема 4. Антропогенный фактор 3
Место человека среди живых организмов. Значение в жизни человека экологических факторов. 1 светофор Мозговой штурм
Влияние человека на окружающую среду воду, воздух, почву. 1 синквейн деловая игра
Спасти себя можно, лишь спасая природу! 1 синквейн Дебаты
Урок обобщение 1 тестирование ИКТ
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
  • Основные среды жизни и их характеристики;
  • Влияние факторов среды на живые организмы;
  • Приспособленность живых организмов к разным средам обитания;
  • Основные типы взаимоотношений между живыми организмами.
Учащиеся должны уметь:
  • Делать описание наблюдений, правильно оформлять рисунки, таблицы.
  • Проводить наблюдения за отдельными живыми ор...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1975

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340