Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
План-модель учебного занятия (технологическая карта). Б.Н. Полевой. Повесть о настоящем человеке - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

План-модель учебного занятия (технологическая карта). Б.Н. Полевой. Повесть о настоящем человеке


Автор(ы): Малицкая Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • формирование основных коммуникативных речевых навыков на основе понимания читаемого материала;
  • совершенствование умений анализировать поступки героев повести и создавать их целостный образ.
Задачи урока:
Дидактические:
  • расширить и закрепить представления о героизме лётчика – героя, жизнь которого стала легендой;
  • помочь учащимся постичь силу патриотического чувства, владевшего Мересьевым на трудном пути его подвига.
Коррекционно-развивающие:
  • формировать способности сравнивать, отвечать на вопросы, пересказывать;
  • усовершенствовать словесную систему мышления;
  • развивать воображение учащихся при помощи словесного рисования; корректировать внимание, произношение;
  • развивать умение строить связное высказывание.
Воспитательные:
  • довести эмоциональную выразительность произведения, вызвать чувства и способность к переживанию; интерес к чтению, к истории России;
  • формировать положительные личностные качества: совесть, достоинство, верность и любовь к России, героизм, мужество.
Оборудование:
  • портрет Б.Н. Полевого, даты жизни (1908 - 1981), год написания повести (1946г.);
  • диапроектор;
  • магнитофон с кассетой песни «Русский парень» (см. приложение № 2);
  • иллюстрации к повести;
  • портреты сибиряков, героев России, награжденных за героизм и мужество в наши дни;
  • запись на доске слов, требующих уточнения значения и отработки правильного и беглого чтения;
  • деформированный план событий повести.
Раздаточный материал:
  • карточки индивидуальной работы с текстами для «речевой разминки» с учётом типологических групп учащихся (В – 1 (1-2гр.), В – 2 (3-4гр.));
  • тексты повести Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (в сокращении);
  • карточки – задание «Этапы Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг)».
Тип урока – обобщающий (с межпредметными связями уроков истории и музыки)
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.
Подготовка к уроку.
2. «Речевая разминка»
Раздаёт карточки для тренировки в чтении специальных текстов, которые не связаны с изучаемым произведением.
Даёт установку для выполнения.
Аргументированную оценку выставляет в журнал. Слабым чтецам – упрощенные тексты, но они работают вместе со всеми.
Индивидуальная работа: учащиеся в течение 4-5 минут работают с текстами, напечатанными на карточках с учётом типологических групп.
Читают 1 минуту про себя, затем – вслух оценивают технику чтения своего товарища сами ученики («светофором»)
3. Проверка домашнего задания Работа с текстом 3 части повести
Обобщающая беседа по вопросам

1. Как проходил тренировочный полёт Алексея?
2. Подумайте, какие чувства испытывал Алексей, летая на тренировочном самолёте? Что поразило инструктора Наумова в Алексее Мересьеве? Обращает внимание учащихся на описание его внешности.
Читает: «Сквозь смуглую кожу…» глаза «вдруг заплыли слезами…»
3. Что мы узнали из этой части текста? Какой человек Мересьев?
Читают вслух описание первого полёта.
Пересказывают о том, что от этого полёта зависела жизнь Мересьева, его будущее – поэтому он так сильно волновался.
Читают по ролям встречу Наумова с Мересьевым.
Вместе с учителем делают вывод: «Своей увлеченностью и любовью к небу Наумов напоминает Мересьева, хорошо его понимает, восхищается им и ценит в нём мастерство, отношение к делу «Родной, да как же? Ты просто не знаешь, какой ты есть человек!» взволнованно говорит после полёта».
Отвечают: «Настоящий человек!»
4.1Обобщение прочитанного материала, текущее повторение и закрепление текста.
Сообщение темы урока.
Целеполагание.
Смысловой разбор эпизодов повести.
  • Что особенно запомнилось в книге о Мересьеве? Какие эпизоды?
  • Какие события в жизни лётчика вам показались особенно трудными?
  • Восстановите последовательный план событий (предлагает деформированный план, наглядно оформленный на доске).
  • Демонстрация кадров диафильма (кадры даются без титров).
Делается вывод с учащимися: Мересьев преодолел трудности и поверил в то, что можно научиться летать без ног (путем тренировки), вновь вернуться в строй и сражаться за Родину.
Записывают в тетради тему урока.
Восстанавливают в памяти название и краткое содержание тех глав, с которыми они познакомились на предыдущем уроке.
Выборочно читают «воздушный бой».
Кратко пересказывают, как Мересьев выбирался из тыла врага (опираясь на иллюстрацию в учебнике).
Записывают последовательный план событий в тетради.
Сопряженное чтении е (с учителем).
Пересказывают содержание эпизодов повести «После операции», «В госпитале», «В санатории».
5. Физкультурная минута.
Предлагает учащимся отдохнуть и выполнить упражнения.
Выполняют упражнения физминутки.
6. Сообщение учебного материала (продолжение).
Каким человеком был Алексей Мересьев? Назовите черты характера.
В чём состоялся подвиг лётчика?
Отвечают: он – герой, смелый, отважный, мужественный, решительный, терпеливый, упорный.
Он – настоящий человек.
Он научился без ног водить самолёт.
Он – настоящий человек.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2165

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340