Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
План-модель учебного занятия (технологическая карта). Б.Н. Полевой. Повесть о настоящем человеке
Автор(ы): Малицкая Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - формирование основных коммуникативных речевых навыков на основе понимания читаемого материала;
- совершенствование умений анализировать поступки героев повести и создавать их целостный образ.
Задачи урока: Дидактические: - расширить и закрепить представления о героизме лётчика – героя, жизнь которого стала легендой;
- помочь учащимся постичь силу патриотического чувства, владевшего Мересьевым на трудном пути его подвига.
Коррекционно-развивающие: - формировать способности сравнивать, отвечать на вопросы, пересказывать;
- усовершенствовать словесную систему мышления;
- развивать воображение учащихся при помощи словесного рисования; корректировать внимание, произношение;
- развивать умение строить связное высказывание.
Воспитательные: - довести эмоциональную выразительность произведения, вызвать чувства и способность к переживанию; интерес к чтению, к истории России;
- формировать положительные личностные качества: совесть, достоинство, верность и любовь к России, героизм, мужество.
Оборудование: - портрет Б.Н. Полевого, даты жизни (1908 - 1981), год написания повести (1946г.);
- диапроектор;
- магнитофон с кассетой песни «Русский парень» (см. приложение № 2);
- иллюстрации к повести;
- портреты сибиряков, героев России, награжденных за героизм и мужество в наши дни;
- запись на доске слов, требующих уточнения значения и отработки правильного и беглого чтения;
- деформированный план событий повести.
Раздаточный материал: - карточки индивидуальной работы с текстами для «речевой разминки» с учётом типологических групп учащихся (В – 1 (1-2гр.), В – 2 (3-4гр.));
- тексты повести Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (в сокращении);
- карточки – задание «Этапы Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг)».
Тип урока – обобщающий (с межпредметными связями уроков истории и музыки) Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 1. Организационный | Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания. | Подготовка к уроку. | 2. «Речевая разминка» | Раздаёт карточки для тренировки в чтении специальных текстов, которые не связаны с изучаемым произведением. Даёт установку для выполнения. Аргументированную оценку выставляет в журнал. Слабым чтецам – упрощенные тексты, но они работают вместе со всеми. | Индивидуальная работа: учащиеся в течение 4-5 минут работают с текстами, напечатанными на карточках с учётом типологических групп. Читают 1 минуту про себя, затем – вслух оценивают технику чтения своего товарища сами ученики («светофором») | 3. Проверка домашнего задания | Работа с текстом 3 части повести Обобщающая беседа по вопросам | | 1. Как проходил тренировочный полёт Алексея? 2. Подумайте, какие чувства испытывал Алексей, летая на тренировочном самолёте? Что поразило инструктора Наумова в Алексее Мересьеве? Обращает внимание учащихся на описание его внешности. Читает: «Сквозь смуглую кожу…» глаза «вдруг заплыли слезами…» 3. Что мы узнали из этой части текста? Какой человек Мересьев? | Читают вслух описание первого полёта. Пересказывают о том, что от этого полёта зависела жизнь Мересьева, его будущее – поэтому он так сильно волновался. Читают по ролям встречу Наумова с Мересьевым. Вместе с учителем делают вывод: «Своей увлеченностью и любовью к небу Наумов напоминает Мересьева, хорошо его понимает, восхищается им и ценит в нём мастерство, отношение к делу «Родной, да как же? Ты просто не знаешь, какой ты есть человек!» взволнованно говорит после полёта». Отвечают: «Настоящий человек!» | 4.1Обобщение прочитанного материала, текущее повторение и закрепление текста. | Сообщение темы урока. Целеполагание. Смысловой разбор эпизодов повести. - Что особенно запомнилось в книге о Мересьеве? Какие эпизоды?
- Какие события в жизни лётчика вам показались особенно трудными?
- Восстановите последовательный план событий (предлагает деформированный план, наглядно оформленный на доске).
- Демонстрация кадров диафильма (кадры даются без титров).
Делается вывод с учащимися: Мересьев преодолел трудности и поверил в то, что можно научиться летать без ног (путем тренировки), вновь вернуться в строй и сражаться за Родину. | Записывают в тетради тему урока. Восстанавливают в памяти название и краткое содержание тех глав, с которыми они познакомились на предыдущем уроке. Выборочно читают «воздушный бой». Кратко пересказывают, как Мересьев выбирался из тыла врага (опираясь на иллюстрацию в учебнике). Записывают последовательный план событий в тетради. Сопряженное чтении е (с учителем). Пересказывают содержание эпизодов повести «После операции», «В госпитале», «В санатории». | 5. Физкультурная минута. | Предлагает учащимся отдохнуть и выполнить упражнения. | Выполняют упражнения физминутки. | 6. Сообщение учебного материала (продолжение). | Каким человеком был Алексей Мересьев? Назовите черты характера. В чём состоялся подвиг лётчика? | Отвечают: он – герой, смелый, отважный, мужественный, решительный, терпеливый, упорный. Он – настоящий человек. Он научился без ног водить самолёт. Он – настоящий человек. |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2165
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|