Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Деятельностный подход в обучении
Автор(ы): Чараева Вера Ивановна, воспитатель ГПД
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Деятельность- это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Ребенок живет процессом созидания, процессом учения, воспитания, а не результатом. Ребенок познает мир через деятельность. Педагогами и психологами доказано: учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Какова структура деятельности учащихся, такова структура качества. - Технология деятельностного подхода
: целепологание, планирование деятельности, реализация, рефлексивно-оценочная деятельность. Все действия учителя, используемые им средства и приемы, направлены на развитие творческих способностей учащихся через организацию их деятельности на уроках. Деятельность учащихся можно разделить на 4 основных типа по степени развития мышления: пассивно-наблюдательная деятельность (слушать, смотреть, наблюдать); репродуктивная деятельность (приемы повторения, разбор стандартных примеров, выполнение однотипных, аналогичных упражнений); частично-поисковая деятельность (проблемные диалоги на уроках); исследовательская деятельность(самостоятельное решение проблемных задач практического и теоретического характера). - Групповая деятельность - один из видов деятельности учащихся.
Вариантов организации групп, их целевых назначений и поручаемых им дел - множество. По форме это микроколлективы, команды, группы по интересам, экипажи, экспедиции, комбинированные группы, пары. Групповая форма работы может быть организована: - при изучении нового материала;
- при отработке формул по теме;
- при решении типовых задач;
- при обобщении материала по теме;
- при проверке знаний по теме (зачет);
- при выравнивании знаний по теме (разноуровневые группы).
В своей работе я разработала следующую схему создания рабочих групп. Класс делится на микрогруппы, в составе которых не более 5 человек: - самых активных назначаем консультантами групп, есть главный консультант по физике в классе.
- Ведется табель учета групповой деятельности.
СО – самооценка, ОГ – оценка группы ответа ученика, КУД – коэффициент учебной деятельности учащегося при выполнении задания. - Групповую деятельность с элементами организационно-деятельностной игры в основном использую во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий по физике. Это: путешествие в страну “Джоульландию”, заседание учебного совета, конференция “Атмосфера и ее охрана”, “ Физический автопробег” и др.
В своей работе я отдаю предпочтение групповой деятельности учащихся, так как работа в группах сплачивает ребят, воспитывает чувство товарищества, способствует созданию на уроке деловой обстановки, облегчает контроль над знаниями. Выполнение любой деятельности начинается с выполнения программы, т. е. с разработки системы действий, последовательное выполнение которой позволит получить конечный результат, указанный в цели деятельности. При работе используются схемы, обобщенные планы по элементам физических знаний по следующим видам: - деятельность по распознанию;
- деятельность по “нахождению значения физической величины в корректной ситуации”;
- деятельность по составлению уравнений конкретной ситуации;
- деятельность по воспроизведению физических явлений в конкретной ситуации.
Конечный результат любой деятельности – это учащиеся, владеющие определенными знаниями, умениями. Предлагается конспект урока в 7 классе: Сила трения Задачи урока: Познавательные: формировать умение планировать и проводить физические опыты. Развивающие: 1. Формировать умение систематизировать и обобщать изученное. 2. Раскрывать взаимосвязь между изученным и теоретическим материалом и явлениями в жизни. Воспитательные: формировать умения взаимодействовать при групповой форме работы. Оборудование: Динамометр, трибометр, брусок с крючком, набор грузов, широкая кювета с водой, большой кусок стекла, кусок резины, деревянный цилиндр со скобой, карандаши круглой формы. Оформление доски: Правила работы в группах: - сметка
- взаимовыручка
- взаимовежливость
- спокойствие
- дай высказаться товарищу
- ответ – законченная мысль
- мы познаем истину, а не соревнуемся
Определение | Точка приложения, направление | Способ измерения | Графическое изображение | Причины проявления силы | | | | | | | | | | | Ход урока. I. Постановка проблемы: демонстрация (учитель толкает деревянный брусок по деревянной доске) вопросы: - что произошло со скоростью бруска?
- почему скорость света меняется?
- под действием какой силы тело остановилось?
Это - сила трен...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1548
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|