Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Деятельностный подход в обучении - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Деятельностный подход в обучении


Автор(ы): Чараева Вера Ивановна, воспитатель ГПД


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Деятельность- это активное взаимодействие человека с окружающей средой.
Ребенок живет процессом созидания, процессом учения, воспитания, а не результатом. Ребенок познает мир через деятельность.
Педагогами и психологами доказано: учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Какова структура деятельности учащихся, такова структура качества.
  • Технология деятельностного подхода: целепологание, планирование деятельности, реализация, рефлексивно-оценочная деятельность. Все действия учителя, используемые им средства и приемы, направлены на развитие творческих способностей учащихся через организацию их деятельности на уроках. Деятельность учащихся можно разделить на 4 основных типа по степени развития мышления: пассивно-наблюдательная деятельность (слушать, смотреть, наблюдать); репродуктивная деятельность (приемы повторения, разбор стандартных примеров, выполнение однотипных, аналогичных упражнений); частично-поисковая деятельность (проблемные диалоги на уроках); исследовательская деятельность(самостоятельное решение проблемных задач практического и теоретического характера).
  • Групповая деятельность - один из видов деятельности учащихся. Вариантов организации групп, их целевых назначений и поручаемых им дел - множество. По форме это микроколлективы, команды, группы по интересам, экипажи, экспедиции, комбинированные группы, пары. Групповая форма работы может быть организована:
    • при изучении нового материала;
    • при отработке формул по теме;
    • при решении типовых задач;
    • при обобщении материала по теме;
    • при проверке знаний по теме (зачет);
    • при выравнивании знаний по теме (разноуровневые группы).
В своей работе я разработала следующую схему создания рабочих групп.
Класс делится на микрогруппы, в составе которых не более 5 человек:
  • самых активных назначаем консультантами групп, есть главный консультант по физике в классе.
  • Ведется табель учета групповой деятельности.
    СО – самооценка,
    ОГ – оценка группы ответа ученика,
    КУД – коэффициент учебной деятельности учащегося при выполнении задания.
  • Групповую деятельность с элементами организационно-деятельностной игры в основном использую во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий по физике. Это: путешествие в страну “Джоульландию”, заседание учебного совета, конференция “Атмосфера и ее охрана”, “ Физический автопробег” и др.
В своей работе я отдаю предпочтение групповой деятельности учащихся, так как работа в группах сплачивает ребят, воспитывает чувство товарищества, способствует созданию на уроке деловой обстановки, облегчает контроль над знаниями.
Выполнение любой деятельности начинается с выполнения программы, т. е. с разработки системы действий, последовательное выполнение которой позволит получить конечный результат, указанный в цели деятельности. При работе используются схемы, обобщенные планы по элементам физических знаний по следующим видам:
    • деятельность по распознанию;
    • деятельность по “нахождению значения физической величины в корректной ситуации”;
    • деятельность по составлению уравнений конкретной ситуации;
    • деятельность по воспроизведению физических явлений в конкретной ситуации.
Конечный результат любой деятельности – это учащиеся, владеющие определенными знаниями, умениями.
Предлагается конспект урока в 7 классе:

Сила трения

Задачи урока:
Познавательные:
формировать умение планировать и проводить физические опыты.
Развивающие:
1. Формировать умение систематизировать и обобщать изученное.
2. Раскрывать взаимосвязь между изученным и теоретическим материалом и явлениями в жизни.
Воспитательные: формировать умения взаимодействовать при групповой форме работы.
Оборудование: Динамометр, трибометр, брусок с крючком, набор грузов, широкая кювета с водой, большой кусок стекла, кусок резины, деревянный цилиндр со скобой, карандаши круглой формы.
Оформление доски:
Правила работы в группах:
  • сметка
  • взаимовыручка
  • взаимовежливость
  • спокойствие
  • дай высказаться товарищу
  • ответ – законченная мысль
  • мы познаем истину, а не соревнуемся
Определение Точка приложения, направление Способ измерения Графическое изображение Причины проявления силы

Ход урока.

I. Постановка проблемы: демонстрация (учитель толкает деревянный брусок по деревянной доске) вопросы:

    • что произошло со скоростью бруска?
    • почему скорость света меняется?
    • под действием какой силы тело остановилось?
Это - сила трен...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1548

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340