Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интеллектуальный марафон как форма тематического контроля по русскому языку при изучении раздела Морфология в 6-м классе - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Интеллектуальный марафон как форма тематического контроля по русскому языку при изучении раздела Морфология в 6-м классе


Автор(ы): Велеславова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Ой, так здорово!” (Настя, 11 класс).
“Я добилась своего. Настроение отличное!” (Лена, 6 класс).
“Это легко и удобно, интересно и необычно”. (Кристина и Линда, 6 класс).
“У меня все щеки горят!!! Это круто!!! Спасибо всем!!!” (Юля, 11 класс).
“Здорово! Впервые попробовала себя в такой роли. У меня вдруг поднялось настроение, в то время как в школу я пришла разбитая и уставшая”. (Наташа, 11 класс).
“Понравилось и хочется еще!” (Никита, 6 класс).
Интересно, какая же форма школьной жизнедеятельности могла вызвать эту бурю эмоций? …Как ни странно, но с таким восторгом дети отзывались на зачеты по русскому языку, проводимые при подведении итогов учебных тем раздела “Морфология” в 6 классе.
Предвижу скепсис некоторых коллег: во-первых, в среднем звене такая форма контроля неуместна, дети еще слишком маленькие, во-вторых, сейчас повсеместно идет ориентация на усиление практических навыков учащихся, а вы опять за старое, за теорию. Ну, положим, не за голую теорию, а за органичное и глубинное соединение ее с практикой, за осознанное понимание того, почему мы пишет так, а не иначе. И еще: каждое наше учительское действие должно быть понято и принято ребятами, иначе успеха в совместной учебной жизни мы не добьемся. Я попытаюсь рассказать, как можно традиционный зачет сделать интересным и содержательным - таким, чтобы дети с нетерпением спрашивали: “Ну когда же следующий интеллектуальный марафон?” И стремились не только к четверкам и пятеркам, но прежде всего к качественным знаниям.
По моему глубокому убеждению, зачет как форма тематического учета знаний, умений, навыков учащихся оправдана и уместна не только в старших классах общеобразовательной школы, но и в среднем звене. С одной стороны, это позволяет осуществлять “обратную связь” учителя с классом и реально оценивать индивидуальный уровень обучения каждого учащегося (каждого ли из вас и всегда ли устраивают в этом плане результаты диктантов?). С другой стороны, данная форма при ее правильном применении имеет огромное воспитательное и обучающее значение для ребенка. Она не только позволяет в системе и логике обобщить изученный материал, стимулирует познавательную деятельность учащегося, формирует приемы умственной деятельности, но и вырабатывает целый нравственно-волевой комплекс: силу воли, чувство ответственности, выдержку, самообладание, организованность, чувство достоинства, умение сосредоточиться, правильное отношение к критике и самокритике, способность увидеть и признать недостатки и достижения (как свои, так и товарищей), желание не успокаиваться на достигнутом и т.д.
Органично и естественно зачет “вписывается” в систему работы тех учителей, которые работают по программе В.В.Бабайцевой, где основным принципом является системное изложение теории как прочной базы для формирования практических умений и навыков. Думаем, что усиление практической направленности обучения ни в коей мере не отменяет теоретической грамотности учащихся. Научно-теоретическое освоение практических вопросов позволяет более глубоко осмыслить специфику функционирования родного языка, формирует высокий уровень познавательной активности и самостоятельности. И если в системе учебной работы вашей школы зачет занимает прочные позиции, то нужно не только пользоваться этой возможностью, но и творчески развивать традиции.
Однако любая форма, применяемая в учебном процессе, должна соответствовать психологическим особенностям того возраста, для которого она и применяется. Согласитесь, в среднем звене традиционная форма зачета (письменная либо устная под руководством учителя и с приглашением консультантов) если и имеет методическую оправданность, то уж никак не учитывает кипучую энергию школьников, их инициативность, оптимистическое восприятие жизни, стремление быть общественно-полезными. Они деятельны, физически активны, но на традиционных уроках это игнорируется, ребенок занимает обычную объектную позицию в отношениях “учитель - ученик”.
Как учесть активность детей? Дайте ребенку двигаться! Вспомните, как пятиклассники носятся на переменах (в 6 классе они становятся спокойнее, но потребность в движении остается). Заложите в урок деятельностное начало, дайте подросткам проявить свою высокую активность - и учебную (пусть покажут свои знания в активном режиме, как спортсмены), и физическую (от правила к правилу - бегом, чтобы не тратить драгоценное время). Интенсивный скоростной режим на зачете очень уместен: в течение урока необходимо сдать достаточно большое количество правил, на каждое из которого выделяется 1-2 минуты, и от эксперта к эксперту они должны передвигаться очень быстро. Такая нестандартная учебная ситуация позволяет активизировать интеллектуальные способности учеников, и им это очень нравится.
Невероятно важным в таком уроке, чтобы он не превратился в профанацию, является учет переживаемого детьми внутреннего конфликта. С одной стороны, подросток ориентирован на некую правильность, у него существует потребность в определенном идеале; психологи говорят, что внутренний смысл этого возраста - в поиске Другого. С другой стороны, отсутствие устойчивой системы нравственных координат порой уводит детей в личностно-разрушительный “негатив”. Чтобы не “потерять” школьников в учебе (а пока они еще хотят хорошо учиться), необходимо предъявить им такой образец поведения, который был бы и внешне привлекательным, и внутренне содержательным.
Поэтому те учителя, которые работают в хорошем выпускном классе и в среднем звене, имеют благодатную возможность интегрировать усилия учащихся для решения задачи повторения курса русского языка в 11 классе и подведения итогов изучения темы в 6 классе. Слова Г.С.Абрамовой из ее замечательной книги “Возрастная психология” (М., 1997) раскрывают глубокий внутренний смысл подобного учебно-воспитательного объединения: “Большое значение имеет организация разновозрастных коллективов, где односторонность отношений практически исключается, и в силу вступают истинные гуманные отношения людей, объединенных общей, социально значимой целью”.
Класс, выбранный нами в качестве примера для шестиклассников, отличался хорошим уровнем обученности, креативности, познавательной активности, обладал достаточно сформированными нравственными качествами.
Эксперты-выпускники и марафонцы-шестиклассники с удовольствием участвовали в серии интеллектуальных марафонов, которые осуществляли комплексную проверку знаний и умений по темам “Глагол”, “Имя прилагательное”, “Имя числительное”, “Наречие”, “Местоимение” в 6 классе. По сути дела, в результате наших совместных с учащимися поисками (мы работали в системе сотрудничества и вместе активно обсуждали достоинства и недостатки новой формы контроля) родилась новая технология, которая соответствует психолого-возрастным особенностям учащихся и позволяет создать комфортную учебную среду, помогающую выявить уровень познавательных интересов учеников и способствующую созданию доминантной установки на самосовершенствование личности, когда формируется стремление учащихся к успешности в учебе, происходит реальное достижение ими лучших учебных результатов, активно воспитываются позитивные личностные качества и т.д.
При применении данной технологии цели и задачи четко осознаются педагогом, что позволяет ему совершать осознанное руководство учащимися в процессе обучения и направлять их действия в процессе развития и воспитания. Представляем их в следующей таблице:
Цели и задачи Интеллектуального марафона
Пошаговая структура деятельности педагога и учащихся при осуществлении технологии Интеллектуального марафона будет состоять из 5 этапов, содержание которых представляем в следующей таблице:
Поэтапная структура деятельности
В данной технологии весьма привлекательным является смещение акцента в деятельности педагога, который выступает в тьюторской позиции, играет роль только организатора учебной деятельности детей с целью развития их личности. Происходит значительная экономия его внутренних ресурсов. На таком уроке действуют дети, а педагогу, конечно, кроме предварительной подготовки и последующего подведения итогов, остается только …звонить в колокольчик через 1-2 минуты и объявлять переход хода.
Самый интересный, на наш взгляд, этап - это обсуждение итогов рефлексии. Ученики активно включаются в обсуждение того, что произошло, предлагают новые варианты, что-то отвергают (так, у нас не прижился суперфинал - всем хотелось бегать от одного эксперта к другому, суперфиналисты почувствовали себя выключенными из общего процесса). Это как раз тот случай, когда учащиеся становятся в субъектную позицию и сами планируют условия и формы учебного действия.
Результаты применения технологии удалось отследить при помощи сравнения сводных таблиц по итогам зачета. Количество удовлетворительных оценок уменьшалось (по теме “Глагол” их было 5, по теме “Имя прилагательное” - 4, по теме “Наречие” - ни одной). Соответственно увеличивалось количество хороших и отличных оценок (“4”: 7 - 10 - 5; “5” - 6 - 8 - 17). Конечно, свою роль в положительной динамике сыграло уменьшение объема учебной темы, однако не только это, а прежде всего стремление к хорошему учебному результату.
И все же мы считаем, что правильнее будет отслеживать личностные результаты. Сравнивая процент освоения каждой темы, мы убедились, что в основном (за исключением 3 человек) произошел качественный рост знаний (например, от 66% до 76%, или от 95 до 97%, а иногда о...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1652

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340