Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интервью-проект как средство развития лингвокоммуникативной компетенции - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Интервью-проект как средство развития лингвокоммуникативной компетенции


Автор(ы): Перерва Елена Федосовна, учитель русского языка и литературы; Исматова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

1. Вступление.

На данном этапе современный русский язык претерпевает значительные изменения в связи со стремительным развитием общества (общественно-политической, культурной, научной областей). Учащиеся, во-первых, испытывают определённые трудности, связанные с коммуникативной функцией языка. Им сложно самостоятельно выстраивать свою речь для длительного общения на разных уровнях (друг с другом, с представителями разных социумов). Во-вторых, они не могут включать в свой активный словарный запас современную общественно-политическую лексику.
Способы преодоления данных затруднений учащихся различны: уроки развития речи, творческие задания, выступления на семинарах, защита презентаций, международные проекты, интервью-проекты.
Мы выбрали интервью-проект как средство решения лингвистических проблем.
Итак, интервью-проект предполагает:
  1. Определение темы:
    • Взгляд политиков, общественных деятелей, представителей науки, искусства на экологическую проблему края.
    • Ассоциативный атлас восприятия (Россия в сознании представителей иностранных государств).
    • Дипломатическая миссия молодых калининградцев (выездной проект).
  2. Выбор участников проекта:
    • Учащиеся 8а, 10а, 10б классов, преподаватели, администрация гимназии,
    • Представители общественных структур на уровне региона,
    • работники дипломатических ведомств стран Балтийского региона: России, Литвы, Польши, Германии, Швеции.
  3. Сроки выполнения проекта – сентябрь 2007 года – март 2008 года.
  4. Формы предъявления результатов:
    • Творческие работы (путевые заметки, эссе, стихотворные произведения)
    • Пресс-конференции,
    • Фотовыставка,
    • Издания «Дипломатия юных»: опыт и перспективы»,
    • составления ассоциативного атласа восприятия России,
    • Защита презентаций в рамках семинара.
Мы выбрали основной формой предъявления результатов-интервью.

2. Цели и задачи проекта.

  1. Создать панораму точек зрения значимых личностей в пространстве региона по теме проекта «Взгляд политиков, общественных деятелей, представителей науки, искусства на экологическую проблему края».
  2. Познакомить с личностями, которые смогут повлиять на внутренний мир учащихся.
  3. Преодолеть психологический барьер общения (с педагогами, представителями различных общественных структур, политиками).
  4. Развить лингвистическую компетентность учащихся на основе работы с различными источниками информации: поиск информации через Интернет о выдающихся дипломатах прошлого и современности, о структуре дипломатических ведомств, о личностях предполагаемых интервьюиров.
  5. Научить составлять вопросы для интервью, обрабатывать материал, чётко и кратко формулировать мысль.
  6. Обратить внимание на слово как графический объект, внимание к орфографии и пунктуации, умение выбирать иллюстративный материал для презентаций.

3. Свою работу мы начали с планирования этапов деятельности.

1) Подготовительный этап – сентябрь-октябрь 2007 года.
  1. Мы начали свою работу с выездного проекта в посёлок Янтарный и Заостровье с целью определения проблемы, сбора фотоматериалов.
  2. Далее учащиеся работали над составлением вопросов для интервью. Трудности вызвали составление вопросов, выбор правильного ракурса ведения фотосъёмки. Для преподавателей сложность заключалась в определении круга лиц, к которым можно было обратиться с просьбой взять интервью. В этом нам помогло участие в проекте администрации гимназии, родителей учащихся, выпускников гимназии.
  3. Следующий важный момент – это создание информационного письма, вручение его интервьюиру. В письме указывается дата, время встречи. При вручении письма уточняются условия проведения встречи.
  4. Сообщение всем учащимся о встрече.
  5. Далее участники проекта непосредственно погружаются в тему: выясняют, что такое интервью (интервью – предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа в форме вопросов и ответов с государственными или какими-либо другими деятелями).
  6. Учащиеся разработали круг вопросов для интервью. Накануне проведения каждой встречи создавалась примерная ситуация проведения интервью, где варьировался круг вопросов в зависимости от личности интервьюира (учитывался психологический тип человека, возможное эмоциональное состояние).
2) Второй этап работы – практический этап, который реализовывался поэтапно.
а)
  • Сбор материала на выездном проекте (посёлок Янтарное, Заостровье), обработка информации, проведение соц. опроса учащихся 10-11 классов, родителей учащихся, студентов первого курса КГТУ факультета биоресурсов.
  • Мастерская учебного поиска: «проблема сохранения памятников природы глазами современных калининградцев.» Учащиеся работали с текстами калининградских публицистов о памятниках природы, составили диаграмму соц. опроса, выполнили творческие работы «Путевые заметки», создали презентацию.
  • Продолжением нашей работы стал интервью-проект «Взгляд политиков, общественных деятелей, представителей науки, искусства на экологическую проблему края» (ноябрь 2007 года). Цель – выяснить и представить позицию деятелей науки и искусства на экологическую проблему калининградской области. Встречи планировались по-разному. Типы встреч с будущими интервьюирами.
  1. Импровизированная встреча в октябре 2007 года в Музее Мирового океана. Вечер памяти, посвящённый известному биологу и экологу нашего региона, где присутствовали преподаватели РГУ им. Канта, руководитель группы «Экозащита!», поэты, музыканты. Учащиеся смогли взять интервью у участников вечера памяти по интересующим вопросам.
  2. Встречи на рабочем месте. Учащиеся встречались с доцентом КГТУ членом-корреспондентом Международной академии ветеринарных наук А. Б. Муромцевым в ветеринарной клинике на улице Калязинской 4.
  3. Запланированная встреча в гимназии №40 с заместителем министра сельского хозяйства и рыбной промышленности Калининградской области М. Будурацким.
б) Продолжением нашей работы в интервью-проекте стали встречи с представителями дипломатических ведомств. Проект получил название «Дипломатическая миссия молодых калининградцев» (февраль-март 2008 года) и вошёл как часть в основной проект «Далоги о России: юные дипломаты – профессиональные дипломаты».
Цель:
  • выяснить, что включает понятие «образ России» в современной жизни,
  • выяснить, каково содержание понятий «детская дипломатия», «дипломатия юных», «личная дипломатия в современной жизни».
Осуществлялись встречи с представителями консульств стран Балтийского региона МИД России, которые планировались заранее по договорённости директора гимназии с...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1249

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340