Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Интервью-проект как средство развития лингвокоммуникативной компетенции
Автор(ы): Перерва Елена Федосовна, учитель русского языка и литературы; Исматова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Вступление. На данном этапе современный русский язык претерпевает значительные изменения в связи со стремительным развитием общества (общественно-политической, культурной, научной областей). Учащиеся, во-первых, испытывают определённые трудности, связанные с коммуникативной функцией языка. Им сложно самостоятельно выстраивать свою речь для длительного общения на разных уровнях (друг с другом, с представителями разных социумов). Во-вторых, они не могут включать в свой активный словарный запас современную общественно-политическую лексику. Способы преодоления данных затруднений учащихся различны: уроки развития речи, творческие задания, выступления на семинарах, защита презентаций, международные проекты, интервью-проекты. Мы выбрали интервью-проект как средство решения лингвистических проблем. Итак, интервью-проект предполагает: - Определение темы:
- Взгляд политиков, общественных деятелей, представителей науки, искусства на экологическую проблему края.
- Ассоциативный атлас восприятия (Россия в сознании представителей иностранных государств).
- Дипломатическая миссия молодых калининградцев (выездной проект).
- Выбор участников проекта:
- Учащиеся 8а, 10а, 10б классов, преподаватели, администрация гимназии,
- Представители общественных структур на уровне региона,
- работники дипломатических ведомств стран Балтийского региона: России, Литвы, Польши, Германии, Швеции.
- Сроки выполнения проекта – сентябрь 2007 года – март 2008 года.
- Формы предъявления результатов:
- Творческие работы (путевые заметки, эссе, стихотворные произведения)
- Пресс-конференции,
- Фотовыставка,
- Издания «Дипломатия юных»: опыт и перспективы»,
- составления ассоциативного атласа восприятия России,
- Защита презентаций в рамках семинара.
Мы выбрали основной формой предъявления результатов-интервью. 2. Цели и задачи проекта. - Создать панораму точек зрения значимых личностей в пространстве региона по теме проекта «Взгляд политиков, общественных деятелей, представителей науки, искусства на экологическую проблему края».
- Познакомить с личностями, которые смогут повлиять на внутренний мир учащихся.
- Преодолеть психологический барьер общения (с педагогами, представителями различных общественных структур, политиками).
- Развить лингвистическую компетентность учащихся на основе работы с различными источниками информации: поиск информации через Интернет о выдающихся дипломатах прошлого и современности, о структуре дипломатических ведомств, о личностях предполагаемых интервьюиров.
- Научить составлять вопросы для интервью, обрабатывать материал, чётко и кратко формулировать мысль.
- Обратить внимание на слово как графический объект, внимание к орфографии и пунктуации, умение выбирать иллюстративный материал для презентаций.
3. Свою работу мы начали с планирования этапов деятельности. 1) Подготовительный этап – сентябрь-октябрь 2007 года. - Мы начали свою работу с выездного проекта в посёлок Янтарный и Заостровье с целью определения проблемы, сбора фотоматериалов.
- Далее учащиеся работали над составлением вопросов для интервью. Трудности вызвали составление вопросов, выбор правильного ракурса ведения фотосъёмки. Для преподавателей сложность заключалась в определении круга лиц, к которым можно было обратиться с просьбой взять интервью. В этом нам помогло участие в проекте администрации гимназии, родителей учащихся, выпускников гимназии.
- Следующий важный момент – это создание информационного письма, вручение его интервьюиру. В письме указывается дата, время встречи. При вручении письма уточняются условия проведения встречи.
- Сообщение всем учащимся о встрече.
- Далее участники проекта непосредственно погружаются в тему: выясняют, что такое интервью (интервью – предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа в форме вопросов и ответов с государственными или какими-либо другими деятелями).
- Учащиеся разработали круг вопросов для интервью. Накануне проведения каждой встречи создавалась примерная ситуация проведения интервью, где варьировался круг вопросов в зависимости от личности интервьюира (учитывался психологический тип человека, возможное эмоциональное состояние).
2) Второй этап работы – практический этап, который реализовывался поэтапно. а) - Сбор материала на выездном проекте (посёлок Янтарное, Заостровье), обработка информации, проведение соц. опроса учащихся 10-11 классов, родителей учащихся, студентов первого курса КГТУ факультета биоресурсов.
- Мастерская учебного поиска: «проблема сохранения памятников природы глазами современных калининградцев.» Учащиеся работали с текстами калининградских публицистов о памятниках природы, составили диаграмму соц. опроса, выполнили творческие работы «Путевые заметки», создали презентацию.
- Продолжением нашей работы стал интервью-проект «Взгляд политиков, общественных деятелей, представителей науки, искусства на экологическую проблему края» (ноябрь 2007 года). Цель – выяснить и представить позицию деятелей науки и искусства на экологическую проблему калининградской области. Встречи планировались по-разному. Типы встреч с будущими интервьюирами.
- Импровизированная встреча в октябре 2007 года в Музее Мирового океана. Вечер памяти, посвящённый известному биологу и экологу нашего региона, где присутствовали преподаватели РГУ им. Канта, руководитель группы «Экозащита!», поэты, музыканты. Учащиеся смогли взять интервью у участников вечера памяти по интересующим вопросам.
- Встречи на рабочем месте. Учащиеся встречались с доцентом КГТУ членом-корреспондентом Международной академии ветеринарных наук А. Б. Муромцевым в ветеринарной клинике на улице Калязинской 4.
- Запланированная встреча в гимназии №40 с заместителем министра сельского хозяйства и рыбной промышленности Калининградской области М. Будурацким.
б) Продолжением нашей работы в интервью-проекте стали встречи с представителями дипломатических ведомств. Проект получил название «Дипломатическая миссия молодых калининградцев» (февраль-март 2008 года) и вошёл как часть в основной проект «Далоги о России: юные дипломаты – профессиональные дипломаты». Цель: - выяснить, что включает понятие «образ России» в современной жизни,
- выяснить, каково содержание понятий «детская дипломатия», «дипломатия юных», «личная дипломатия в современной жизни».
Осуществлялись встречи с представителями консульств стран Балтийского региона МИД России, которые планировались заранее по договорённости директора гимназии с...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1249
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|