Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока русского языка в 4-м классе. Краткое изложение по тексту рассказа В. Астафьева Зачем я убил коростеля? - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Конспект урока русского языка в 4-м классе. Краткое изложение по тексту рассказа В. Астафьева Зачем я убил коростеля?


Автор(ы): Танкова Елена Владиславовна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели
Образовательные:
  1. продолжать формирование умения и навыка целостного анализа текста (умение вычленить микротемы; основные элементы его построения: начало, основная часть, концовка; умение оформлять их в письменном изложении с помощью абзаца);
  2. продолжить формирование умения составления связного текста;
  3. вырабатывать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
  1. содействовать воспитанию культуры чувств;
  2. реализовать в процессе работы с художественным текстом и создания собственного текста изложения активную духовную потребность ребенка быть добрым, милосердным.
Практические:
  1. включить всех и каждого не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом;
  2. на высоком уровне трудности, в быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).
Оборудование: толковый словарь; иллюстрация изображения коростеля; таблицы, памятка “Что такое текст?”; списки опорных слов к отдельным микротемам; план изложения; текст рассказа В. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”
На доске (эти записи открываются после работы с текстом):
Основные темы текста События Действующие лица Опорные слова для краткого изложения
1. Воспоминания далекого детства Бессмысленное убийство птицы Мальчик

птица
Шел – увидел – захлестнул в охотничьей страсти – взял – стало жалко – выгреб – похоронилПритаилась – бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок – была мертва
2. Ощущение ответственности человека не только за себя, но и за все живое на земле. История трудной жизни коростеля. Охотник
Коростель
Вырос-узнал-стал охотником-ни-когда не стрелял без надобностиЗимует в Африке – выводит потомство в России – во Франции – священная птица
3. Жить по совести с собой. Весенние муки писателя при крике дергача. Человек
Дергач
Услышит крик – задрожит сердце – навалит мучение
Кричит – скрипитЗАЧЕМ БЫЛ УБИТ КОРОСТЕЛЬ? ЗАЧЕМ??
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Анализ деятельности ученика
1. Организационный момент, сообщение темы. Беседа. Сегодня мы будем писать краткое изложение. Чем оно отличается от полного изложения?В жизни нам приходится довольно часто кратко пересказывать текст, как бы сжимая. Но нам важно, чтобы автор не обиделся. Что же мы будем делать, как сокращать текст, чтобы этого не произошло?
Мы перескажем самое главное, ничего не будем переиначивать, будем пересказывать точно. Нужно передать точно смысл, оставить много авторских слов, выражений. Какие вы знаете приемы сжатия текста? Изложение будем писать по рассказу В. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”
В кратком изложении опускаются слова, предложения, не несущие основную мысль, но не за счет полноты текста.Исключение, обобщение – вот два основных приема сжатия текста.
Оформление записи в тетради (число, изложение…)
Без всяких затруднений все отвечают о приемах сжатия текста, об отличии краткого изложения от полного.
2. Предварительное осмысление заголовка. О чем, по вашему мнению, может пойти речь в рассказе под таким заголовком? Что обозначает имя существительное в заголовке?
Что вы знаете об этой птице?
Когда я точно не знаю, что обозначает слово, то обращаюсь к словарю.
Но словарь дает не только лексическое значение слова: знающий человек поймет, что такое обозначение коростель, -я-. Это значит, что в родительном падеже ударение падает на я.
Просклоняйте это слово устно.
В заглавии есть вопросительное слово “Зачем”. Замените это слово синонимами, то есть словами, близкими по значению.
Кто у кого спрашивает?
А кто это Я?
Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, а старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого этого человека можно говорить?
Автор спрашивает себя о чем?
Какое толкование слова дается в словаре?
В каком значении, по вашему мнению, будет употреблено слово “убил”?
Какой частью речи выражено слово убил?
Какая разница между словами убил, убить?
Итак, о чем может пойти речь в рассказе?
О коростеле.
Птицу
Работа со словарем.
Коростель – птица с буро-желтым оперением и сильно сжатым с боков туловищем, отличающаяся характерным скрипучим криком
Коростель, коростеля, коростелю, коростеля, коростелем, о коростеле.
С какой целью? Для чего?
Автор спрашивает себя.
Это автор, писатель.
О совестливости, порядочности.



Зачем убил?
Убить: 1) лишить жизни; 2) привести в полное отчаяние; 3) потратить, израсходовать.
В первом значении.
Глаголом.
Пр. вр., наст. вр.
Делают вывод.
Задание – по заголовку догадаться о содержании рассказа – вызывает живой интерес у всех.Никаких затруднений не вызывают вопросы.
С интересом работают со словарем.







Все задания для большинства оказались трудными.
Активно работают 5-8 человек из класса.
Многие ответы носят описательный, событийный характер, но все-таки не надо торопиться, можно дождаться точного слова.


Все знают.



Делают вывод самостоятельно.
3. Выразительное чтение полного текста учителем. Беседа. Учитель читает текст.Понравился вам рассказ? Докажите, что данный отрывок является текстом.
Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.
Предложения на одну тему, они связаны между собой, есть законченность темы. Дети слушают с огромным вниманием.
4. Чтение текста учащимися. (Приложение 1) Прочитайте текст вполголоса. О чем этот рассказ? Назовите основную его тему. Какова основная мысль текста, каков замысел автора? Читают текст в сокращенном виде.О бессмысленном убийстве живности. Никто не обратил внимание на то, что текст уже сокращен.
5. Работа с текстом.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 7135

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340