Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Программа элективного курса предпрофильной подготовки Города Татарстана
Автор(ы): Ибрагимова Янсира Муллануровна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Программа элективного курса “ Города Татарстана” для учащихся 9 классов. Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с крупными и малыми городами РТ и их ролью. Рассматривая особенности истории возникновения, географического положения, функций городов, а также об основных этапах их роста, учащиеся получают первоначальные знания по урбанистике. Курс “ Города Татарстана” представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической и социальной географии. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей. Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс, который могут быть предложен слушателям разных профилей. При этом в данном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания выбранных в соответствии с профилем предметов, в другом, что не менее важно, нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: географическими картами, учебником, дополнительной литературой, диаграммами, рисунками. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную ( индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы. Рекомендуется проводить исследовательские работы по изучению истории развития и современного состояния города Нижнекамска, составление проектов о перспективе развития малых городов РТ, разработки возможных туристических маршрутов. Основные цели курса: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению городов родного края, к самостоятельному приобретению знаний, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. Задачи курса: - Расширение знаний по экономической и социальной географии РТ. Развитие творческой активности.
- Изучение возможностей развития малых городов РТ.
- Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению истории возникновения, географического положения, функций городов. Формирование навыков работы с географической литературой.
- Развитие умений защиты проектов и составления описательной характеристики.
Содействие нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. В результате изучения курса учащиеся должны знать: - понятия “город”, “урбанизация”, “городская агломерация”,
- классификация городов,
- историю возникновения и развития городов РТ,
- выгодность географического положения.
Учащиеся должны уметь: - использовать учебник, дополнительную литературу, карты для составления характеристики городов,
- составлять проекты развития городов и их защищать,
- давать на основе различных источников характеристику туристического центра, разработать новые маршруты.
Учебно-тематический план № | Наименование тем курса | Всего часов | Лекции | Практические работы | Семинары | Форма контроля | 1. | Введение. Город, типы городов, классификация, урбанизация, городские агломерации в РТ. | 1 | 1 | - | - | Тестирование | 2. | Казань – столица РТ. | 1 | 1 | - | - | Тестирование | 3. | Крупные города Прикамья. | 1 | - | 1 | - | Тестирование | 4. | Города Юго-восточного Закамья. | 1 | - | 1 | - | Тестирование | 5. | Ожерелье малых городов РТ. | 1 | - | - | 1 | Защита проектов развития малых городов. | 6. | Исторические центры РТ. | 1 | - | - | 1 | Участие в семинаре. | 7. | Нижнекамск – колыбель моего детства. История возникновения и развития города. | 1 | 1 | - | - | Тестирование | 8. | Развитие туризма в городах РТ. | 1 | - | 1 | - | Защита проектов туристического маршрута по городам РТ | 9. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | - | Анкетирование | Содержание программы Тема 1. Город, типы городов, классификация, урбанизация, городская агломерация (1 час). Определение города, Типы городов РТ. Классификация городов по различным признакам: ЭГП, истории возникновения, численности населения, национальному составу, функциям. Определение урбанизации, урбанизация в РТ, сравнение с регионами России. Определение городской агломерации, городские агломерации в РТ. Работа по карте. Тема 2. Казань – столица РТ (1 час). ЭГП города, история возникновения, население, развитие хозяйства, образования и науки, культуры. Историко-архитектурные объекты города. Концепция развития столицы РТ. Тема 3. Крупные города Прикамья (1 час). История возникновения крупных городов Прикамья: Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги. Практическая работа по составлению характеристики ЭГП, изучению развития хозяйства. Организация работы по учебнику и картам. Тема 4. Города Юго-восточного Закамья (1 час). Практическая работа. Определение по картам и учебнику ЭГП, характеристика природных ресурсов, населения, изучение развития хозяйства. Тема 5. Ожерелье малых городов РТ (1 час). Подготовка: опережающее задание по самостоятельному изучению и подбору дополнительной литературы по малым городам РТ. Групповая работа. Презентация малых городов и перспектив их развития ( защита проектов). Содержание проектов: 1. История возникновения города. 2. Историко архитектурные ценности. 3. Возможности развития туризма. Тема 6. Исторические центры РТ (1 час). Семинарское занятие. История возникновения Казани, Елабуги, Булгар. Историко-архитектурные объекты. Тема 7. Нижнекамск – колыбель моего детства. История возникновения и развития города (1 час). Лекция. История возникновения. Первостроители города. О чем говорят названия улиц города. Градообразующие предприятия. Тема 8. Развитие туризма в городах РТ (1 час). Практическая работа в группах. Разработка туристических маршрутов по городам РТ. Итоговое занятие (1 час). Итоговая контрольная работа. Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объёмом самостоятельных и практических работ, которые им предстоит выполнить за данное время. Одним из аспектов подготовки к преподаванию данного курса является разработка критериев оценивания учебных работ учащихся, а также учет их участия в семинарских занятиях. Рекомендуется разработать своеобразный рейтинг, результаты которого должны быть известны учащимся по завершении изучения каждой темы, и по итогам изучения курса в целом. Тема 1. Город, типы городов, классификация, урбанизация, городские агломерации в РТ. В рамках содержания первой темы учащиеся получают знания о городах РТ и их типах, а также знакомятся с основаниями многочисленных классификаций городов и основными стадиями роста. Основные понятия: город, урбанизация, городская агломерация. Лекция носит установочный характер. Учащиеся получают основы теоретических знаний и необходимый и достаточный фактический материал для дальнейшей самостоятельной работы. Занятие может быть завершено тестированием по контролю за усвоением понятий темы. Тема 2. Казань – столица РТ. В рамках содержания этой темы слушатели курса знакомятся с историей возникновения города как центра Казанского ханства. При подготовке ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1058
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|