Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение модульно-рейтинговой технологии обучения на уроках информатики и ИКТ - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Применение модульно-рейтинговой технологии обучения на уроках информатики и ИКТ


Автор(ы): Расторгуева Лидия Николаевна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Обоснование актуальности темы.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Формировать умения фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия, создавать, реализовывать и корректировать свои планы.
Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка соответствия достижений учащегося государственному стандарту.
Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения.
Ещё в 2002 г. Министерство образования РФ разместило в Интернете пресс-релиз “О многобалльной системе оценок в российской системе образования”, в котором оно отмечает, что одновременно с модернизацией педагогического образования пересматриваются подходы и к системе оценивания знаний учащихся.
  1. Эта проблема была гласно озвучена после ее анализа Клубом лучших учителей года России - победителями Всероссийских конкурсов "Учитель года". Наверное, не случайно, ибо эта тема периодически поднимается и в педагогической прессе, и учителями - на практике, как известно, абсолютное большинство учителей выходит за пределы нашей системы оценок, ставя или "4-" или "3+" и т.п.
  2. Более того, наша "пятибалльная" система оценок на практике вырождается в трёхбалльную, ибо "двойку" в аттестат за 9-ый или 11-ый класс ставить запрещается, а часто учителю не разрешается ставить "двойку" и по итогам просто учебного года. В результате - "три пишем, два в уме", а это - негативно сказывается на воспитании учащихся, ибо дети все это видят и понимают. В итоге с детства закладываются основы принятия лжи как нормального явления.
  3. Как результат, поскольку у нас немного "пятерок" и немного "двоек", все остальные (около 15 миллионов школьников) делятся на "троечников" и "хорошистов". Поэтому ?четверка? у одного ученика и в одной школе сильно отличается от ?четверки? у другого ученика или от ?четверки? в другой школе.
  4. На самом деле, в большинстве стран мира приняты более "многобалльные" системы оценки знаний, и на новые многобалльные системы оценки знаний перешло уже большинство наших бывших республик СССР.
  5. В России ведутся различные многолетние исследования по этому поводу в Российской академии образования, проводятся экспериментальные апробации в ряде школ: например, такие исследования и экспериментальная апробация ведутся под руководством академика РАО Ш. Амонашвили уже более 20 лет.
  6. С учетом вышеизложенного, Министерство образования инициировало широкое обсуждение с педагогической общественностью, с учителями-практиками, возможности и необходимость принятия оптимальной для России модели оценки - "10-ти", "12-ти", "20-ти" или "100-балльную" и т.п. систему оценки. На данном этапе, для обеспечения демократического обсуждения, ни министр, ни представители Министерства образования не могли и не могут заявлять официальную позицию о предпочтении той или иной системы оценки знаний.
Автор данного документа на практике сам сталкивался с проблемами традиционной системы оценивания уровня достижений учащихся.
С появлением в школах современных средств информационных технологий появилась возможность передать часть рутинной работы по оцениванию знаний, умений и навыков компьютеру.
Поэтому я решила попробовать изменить, а точнее, модернизировать сложившуюся ситуацию хотя бы в рамках одной учебной дисциплины, начав эксперимент в 2003 году.
Основные положения модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТ)
Одним из методов организации обучения и контроля знаний учащихся может служить модульно-рейтинговая технология.
Модульная информационная технология обучения и система рейтинга базируется на системных принципах:
  1. для успешного ее функционирования необходима адекватная целям МРТ модель учебной системы знаний, включающая модульные структуры знаний по отдельным разделам дисциплины;
  2. системные описания модулей, содержащие постановки целей каждого модуля, поддающиеся контролю;
  3. подсистема контроля в МРТ основана на объективном измерении знаний обучаемых.
Наиболее перспективной технологией соуправления процессом познавательной деятельности, по мнению исследователей, является технология рейтинговой системы оценивания результатов обучения школьников. Основной результат применения такой системы – соответствие результатов деятельности ученика его личности.
Систематическое измерение знаний принципиально отличает МРТ от традиционной технологии, опирающейся на субъективное оценивание знаний. Измерение знаний в МРТ производится по многобалльной шкале. Сумма баллов, заработанная обучаемым при измерении знаний, равна его индивидуальному рейтингу.
Важнейшими составляющими педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками и личностно-деятельностный подход. Они занимают одно из центральных мест в технологии "Педагогика сотрудничества". Идеи этой технологии вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации".
В основу методики положены основополагающие принципы:
  • обоснованность и гласность оценивания:
  • открытость и наглядность оценок:
  • объективность оценки и самооценки знаний,
  • индивидуализация обучения;
  • самостоятельность изучения;
  • изучение учебного материала модулями.
Что понимать под “модулем”?
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.
Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную
  • по содержанию, Приложение1
  • методам обучения,
  • уровню самостоятельности,
  • темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся
Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает:
  • в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;
  • дается разъяснение к этой информации;
  • определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ИКТ, конкретных литературных источников, методов добывания информации);
  • приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
  • указаны практические задания. В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%.
Что такое “рейтинг”?
Рейтингэто суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия. Рейтинг - это модель оплаты учебного труда учащегося, ему присущи все черты реальной оплаты нашего труда. Заметим кстати, что любой неоплачиваемый труд, в том числе и учебный труд - один из сложнейших видов труда, принципиально не может быть эффективным.
В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учеников, система поощрения хорошо успевающих школьников.
Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний включает следующие действия:
  1. Весь курс по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;
  2. По окончании каждого раздела проводится достаточно полный контроль знаний ученика с оценкой в баллах;
  3. В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая оценка. Школьники, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100 %, могут быть освобождены от зачётов (экзамена)
Модульно-рейтинговая технология представляет собой один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующего заинтересованную работу учащихся. Это происходит за счет организации перехода от репродуктивного получения знаний к саморазвитию обучающегося и самосовершенствованию как ведущей цели обучения, за счет предоставления возможности обучаемому развивать в себе адекватную самооценку. Это повышает объективность в оценке знаний.
Взаимодействие учителя и ученика. На первых уроках провела подготовку к введению рейтинговой системы оценки знаний с учениками, классными руководителями, а через них – с родителями. Объяснила суть этой системы и принципы выставления оценок в журнал.
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учеников учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня достижения школьников, тем самым, обеспечивая возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Рейтинговая система исключает всякое унижение личности школьника, позволяет ученику самому оценивать свои способности и возможности, т. е. стимулирует его на добросовестную работу в течение триместра, года.
Распределение баллов по контрольным точкам осуществляется с учётом значимости и сложности контрольно-учётного блока.
Сложности введения МРТ
Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля – значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.
Важное значение приобретает “разбалловка” материала.
Оцениваются практически все виды деятельности учащегося, но за каждый вид работы учащийся получает разное количество баллов в зависимости от сложности выполняемой работы. За итоговые – контрольные, зачётные – работы начисляется обычно большое количество баллов, чаще всего – 10 б, <Рисунок1>, <Рисунок2>
А за домашние работы, небольшие самостоятельные работы начисляется меньшее количество баллов. Даже за тренировочные, пробные задания начисляется небольшой балл. <Рисунок3>
В конечном итоге процент выполнения заданий для каждого учащегося зависит от его ?личной? суммы баллов и максимально возможной. Приложение 2
Алгоритм рейтинговой оценки успеваемости школьников:
1. Устанавливается “весомость” конкретного учебного элемента.
2. Проверяется выполнение задания и рассчитывается общая (максимальная) сумма баллов, сумма баллов для каждого учащегося, процент выполнения и вычисляется “текущий” рейтинг.
Рейтинг курса:
оценка – “5” соответствует проценту усвоения более 90 %,
“4” - 75 – 90%
“3” - 60 – 75%
“2” - менее 60%
3. Основное количество баллов рассчитывается по “контрольным точкам”
Основные контрольные точки:
  • Выполнение задания по выбору учащихся: реферат, доклад, выступление (10 б);
  • Конспект текста учебника, журнала, статьи (3 б);
  • Конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3 б);
  • Подготовка дополнительного материала по теме (5 б).
  • Выполнение практической работы по теме (1,5-3 б).<Рисунок 4>
  • Решение проблемных задач по теме (5 б).
  • Устный ответ – монолог (5 б).
  • Самостоятельные работы (от 2 до 5 баллов)
  • Анализ работы товарищей (от 3 до 5 баллов)
  • Контрольная (зачётная) работа по содержанию темы (10-20 б). <Рисунок 5>
4. Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформления средств наглядности и др. (до 5 б)
5. В журнал выставляется оценка по 5-балльной системе, причём, она показывает уровень достижений учащегося по в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1747

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340