Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение педагогических технологий для развития познавательной и творческой активности учащихся на уроках информатики - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Применение педагогических технологий для развития познавательной и творческой активности учащихся на уроках информатики


Автор(ы): Бурнашева Альфия Вагизовна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сегодня на первое место в процессе обучения ставится личность ребенка, а ее развитие определяется как ведущая идея современной теории социализации.
В последние годы в педагогический лексикон вошло понятие «педагогические технологии», заменив более близкий преподавателям термин «методика».
Технология любого производства предусматривает получение конкретного результата с определенным уровнем качества.
Формирование умений и навыков в учебном процессе происходит эффективнее, если учитель строит свою деятельность так, что все его действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.
Для себя уяснила суть: планируем гарантированный результат в процессе применения педагогических технологий.
Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от традиционных объяснительно-иллюстративных технологий легко перейти на личностно-ориентированные технологии. При этом создаются условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся с учётом и развитием их индивидуальных особенностей. Урок информатики дает шанс каждому проявить себя.
Компьютер на уроке информатики не должен стоять между учителем и учениками. С его помощью мы, учителя информатики, получаем дополнительные возможности для организации деятельности учащихся, средство для проведения уроков разного типа.

1. Дифференцированное обучение.
При обучении нельзя ставить детей в абсолютно одинаковые условия. У каждого свой темп, свой уровень; одному от природы дано много, другому мало; некоторые имеют образное восприятие, а некоторые легче воспринимают четкую математическую картину. Изложение материала и задания должны ориентироваться на все перечисленные группы.
При выполнении практических заданий на компьютере стараюсь создавать ситуацию успеха для учащихся, слабо владеющих компьютерными технологиями, первоначально даю им упрощенный вариант работы. Использование разноуровневых заданий предоставляет каждому учащемуся возможность продвигаться в обучении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а индивидуальный темп создаёт условия для успешного изучения материала всеми учащимися.
Это позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: каждый может работать в присущем ему темпе и выполнять задания различного уровня сложности. Например, если на уроке проходим тему «Перевод чисел в позиционных системах счисления», пока одни ученики переводят десятичные дроби, другие работают с целыми числами. При выполнении заданий ЕГЭ в первой части урока по актуализации опорных знаний ученики вспоминают формулы, правила, законы, затем раздаю карточки с заданиями, даю несколько минут на вхождение в процесс решения и подхожу к каждому ученику; если необходимо, консультирую, наиболее сложные задания разбираем вместе на доске. Часть учеников успевает сделать самостоятельно шесть-семь заданий, а для кого-то очень хорошо, если своими силами разобрался в двух-трёх заданиях. Дифференцированный подход к обучению помогает учащимся адекватно оценить себя, не занизив уровня самооценки.
Стараюсь обратить внимание на потенциальные способности самого учащегося, опираясь на его собственные интересы и внутренние склонности. Преобладают непринужденная манера общения, индивидуальный подход, искренний и дружеский тон в диалоге.
Материал для изучения стараюсь структурировать для работы на 3-х уровнях: минимальном, базовом и вариативном.
2. Применяю в своей практике и коллективное взаимообучение.
В современном деловом обществе важны не только личные качества, но и умение работать в команде. Компьютерный класс можно сделать и мощным средством для организации групповой работы. Часто ученикам кажется, что работать вместе легче, чем одному. Они с радостью встречают любое предложение групповой работы. В процессе работы выясняется, что это совсем не просто, моя задача способствовать тому, чтобы такой вид работы был продуктивным и оставил яркие впечатления.
Важным моментом при организации групповой формы работы является:
  • деление учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
  • разработка и подбор заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
  • оценивание деятельности учащихся.
Класс делится на пары или четвёрки. Каждой группе даётся своё задание, изучают его, делят на части. У каждого ученика своя задача, которую он выполняет (есть задачи потруднее, есть полегче), на следующем уроке проводят взаимообучение, каждый своей части.
Положительные моменты:
  • Дети учатся проговаривать.
  • В процессе речи развиваются навыки мышления и памяти.
  • Работа идёт в индивидуальном темпе.
  • Обеспечивается более прочное усвоение материала.
3. При изучении темы «Базы данных» очень органично пришла к модульному обучению. В первую очередь для осуществления модульного обучения нужна большая предварительная подготовка учителя. По теме «Базы данных» подготовила учебное пособие с подробным описанием технологии создания таблиц, запросов, форм, отчётов и макросов. Каждый шаг снабдила иллюстрациями экранных окон.
Главная идея технологии модульного обучения: ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, то есть организовывать, консультировать, контролировать.
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах.
Тема делится на блоки:
  1. Блок – теория.
  2. Практические блоки.
  3. Блок – промежуточный контроль. Самостоятельные задания в конце каждого блока.
  4. Блок генерализации знаний. Проектные работы.
Например, при изучении темы «Базы данных» блок – теория включает в себя следующие теоретические вопросы: назначение баз данных и принципы построения, модели баз данных, свойства реляционной модели баз данных, проектирование базы данных. Содержание практических блоков: создание таблиц, создание запросов, создание форм, создание отчётов, создание макросов.
Каждый ученик самостоятельно отрабатывает каждый блок.
Меняется форма общения учителя и ученика. Я готовлюсь не только к тому, как лучше провести объяснение нового материала, но и к тому, как лучше управлять деятельностью учеников на занятии, ученики отрабатывают заранее подготовленные на компьютере задания. По окончании теоретических блоков, ученики отвечают на тесты, которые заготовлены по каждой теме. Практические блоки завершаются самостоятельными заданиями на компьютере.
Задания составляю с целью определения степени усвоения темы. Недостаточное усвоение можно заметить на каждом шаге. Поэтому курс усвоения идет законченными порциями и в случае неудачи на конкретном шаге ученик должен повторить конкретный элемент, а не весь курс. Он может еще раз просмотреть нужную информацию, не мешая своим одноклассникам.
Ученик учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Существуют определенные трудности. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Моя задача заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования и дозированной индивидуальной помощи.
Эта система обучения требует не только большой предварительной подготовки учителя, но и напряжённого труда ученика.
Учитывая интегрирующее значение информационной среды образовательного процесса на уроках информатики, следует отметить, что наиболее продуктивно модульный принцип обучения реализуется на основе современных информационных технологий.
4. Метод проектов является естественным при изучении информационных технологий.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учеников.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Например, проблемами при изучении темы «Базы данных» являются:
  • «упорядочивание информации» - создание таблиц,
  • «умение отбирать из совокупности информации необходимую» - запросы,
  • «создание графического интерфейса доступа к базе данных» - формы,
  • «оформление» - отчёты,
  • «автоматизация повторяющихся операций» - макросы.
Информационные технологии интегрируются с любым учебным предметом, поэтому возможен выбор темы проекта по любой школьной дисциплине, Проекты предполагают привнесение знаний из различных школьных дисциплин, будь то химия, литература, биология, география и т.д. в единый обучающий процесс. Такой проект позволит ученику систематизировать, интегрировать и применить полученные знания. В результате творческой работы каждый ученик должен показать созданную им самим базу данных, состоящую из одной или нескольких таблиц, запросов, форм, отчётов. Для приобретения навыков публичных выступлений необходимо, чтобы каждый учащийся защитил свой проект. Возможна и взаимооценка школьниками работ друг друга.
Результаты выполненных проектов на уроках информатики могут быть готовы к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляю по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль осуществляю в форме защиты индивидуальных проектов.
Перед нами, учителями встаёт вопрос: «Возможно ли сделать так, чтобы у учащихся была мотивация изучать все предметы?»
Стараюсь своими средствами создать такую мотивацию.
Желающим ученикам предлагаю самостоятельно разработать ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1125

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340