Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Информационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка
Автор(ы): Житко Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его. К.Д. Ушинский К.Д. Ушинский рассматривал учение как серьезный труд, который можно и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с приложением усилий воли. Интерес и усилия воли всегда должны сопровождать друг друга. Учителю следует делать учение привлекательным, не лишая его, однако, характера серьезного труда, требующего напряжения и усилий. В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний» – всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания. Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги-дидакты: Бабанский Ю.К., Скаткин М.Н., Махмутов М.И., Лернер И.Я., Пидкасистый П.И. и т.д. Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес как к урокам русского языка, так и к надпредметным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения. С какой целью я применяю компьютер на уроках? - Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
– формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; – обогащение словарного запаса; – овладение нормами литературного языка; – знание лингвистических и литературоведческих терминов; – наконец, формирование общеучебных умений и навыков. - Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
- В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программыпо русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий Буквы О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ- Тип урока: изучение нового материала. Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная. Цели урока: - Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне -раст- //-рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;
- Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
- Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ С.И. Львовой, В.В. Львова (М.: Мнемозина, 2006). ХОД УРОКА № слайда | Этапы урока | Слайд 1 | 1. Организационный момент 2. Запись темы урока, постановка целей 3. Актуализация знаний. Фронтальный опрос – Что такое чередование? – Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах – Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// - лож- | Слайд 2 | Проверочная работа. Вставь пропущенные буквы: - предл…гать ничью
- прил…жение к журналу
- популярное изл…жение
- пол…жение дел
- пол…гаться на коллектив
- разл…жить растения
- изл…гать программу
- ул…житься в секунды
- отл…жить визит
- возл…жить ответственность
- распол…гать данными
- прил…гать усилия
| Слайд 3 | 4. Объяснение нового материала 4.1. Наблюдения по таблице, формулирование вывода | Слайд 4 | 4.2. Сравниваем выводы с правилом в учебнике | Слайды 5-9 | 4.3. Лексико-орфографическая работа. Запишите слова-исключения. Почему они являются исключениями? | Слайд 10 | 5. Закрепление 5.1. Развитие...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2111
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|