Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Информационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Информационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка


Автор(ы): Житко Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его.
К.Д. Ушинский
К.Д. Ушинский рассматривал учение как серьезный труд, который можно и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с приложением усилий воли. Интерес и усилия воли всегда должны сопровождать друг друга. Учителю следует делать учение привлекательным, не лишая его, однако, характера серьезного труда, требующего напряжения и усилий.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний» – всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.
Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги-дидакты: Бабанский Ю.К., Скаткин М.Н., Махмутов М.И., Лернер И.Я., Пидкасистый П.И. и т.д. Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников.
Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес как к урокам русского языка, так и к надпредметным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.
Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.
С какой целью я применяю компьютер на уроках?
  • Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
    – формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
    – обогащение словарного запаса;
    – овладение нормами литературного языка;
    – знание лингвистических и литературоведческих терминов;
    – наконец, формирование общеучебных умений и навыков.
  • Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
  • В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программыпо русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий

Буквы О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.
Цели урока:
  • Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне -раст- //-рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;
  • Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
  • Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ С.И. Львовой, В.В. Львова (М.: Мнемозина, 2006).

ХОД УРОКА

№ слайда Этапы урока
Слайд 1 1. Организационный момент

2. Запись темы урока, постановка целей

3. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
– Что такое чередование?
– Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах
– Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// - лож-
Слайд 2 Проверочная работа.
Вставь пропущенные буквы:
  • предл…гать ничью
  • прил…жение к журналу
  • популярное изл…жение
  • пол…жение дел
  • пол…гаться на коллектив
  • разл…жить растения
  • изл…гать программу
  • ул…житься в секунды
  • отл…жить визит
  • возл…жить ответственность
  • распол…гать данными
  • прил…гать усилия
Слайд 3 4. Объяснение нового материала
4.1. Наблюдения по таблице, формулирование вывода
Слайд 4 4.2. Сравниваем выводы с правилом в учебнике
Слайды 5-9 4.3. Лексико-орфографическая работа. Запишите слова-исключения. Почему они являются исключениями?
Слайд 10 5. Закрепление
5.1. Развитие...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2111

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340