Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Применение творческих домашних заданий для организации самостоятельной деятельности учащихся при изучении информатики и ИКТ
Автор(ы): Рудакова Ольга Евгеньевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Проблемы, решению которых будет способствовать разработка. Данная разработка способствует разрешению такой проблемы, как эффективная организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеучебной деятельности. Самостоятельная деятельность учащихся по приобретению новых и глубоких знаний способствует развитию научно-исследовательской работы. Сфера использования – уроки и внеклассная работа по информатике в образовательных учреждениях. Круг пользователей – учителя информатики, заместители директоров по учебно-воспитательной работе. 2. Цель разработки – организация самостоятельной работы школьников. 3. Основные задачи, решаемые внедрением разработки. - развитие самостоятельности школьников в познавательной деятельности;
- формирование умения самостоятельно овладевать знаниями;
- формирование умения применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
4. Ожидаемые результаты от внедрения. - получение учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний;
- развитие познавательных и творческих способностей обучающихся, развитие мышления;
- ускорение темпов формирования у обучающихся умений и навыков практического характера;
- выработка устойчивых навыков самостоятельной работы.
5. Обоснование актуальности разработки Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Одной из форм организации самостоятельной деятельности обучающихся являются творческие домашние задания. 6. Новизна разработки. В настоящее время в методики преподавания информатики и ИКТ большое распространение получил метод проектов. Каждый учащийся индивидуально разрабатывает свою часть, представляющую собой законченный фрагмент, который затем собирается в единый программный продукт. Данный вид деятельности занимает много времени, не все обучающиеся могут быть задействованы, знания сосредоточены в какой-то одной области. Творческие домашние задания позволяют обучающимся получить новые и глубокие знания по предмету, экономить время, снизить перегрузку. До этого периода времени не была разработана система творческих домашних заданий по информатике. Автором представлен пример календарно-тематического планирования, в котором такого рода работа носит системный характер и приведены примеры творческих домашних заданий, некоторые методические материалы по организации данной работы. 7. Содержание разработки. Требования к проведению учителем инструктажа: - В начале года проведение общего ознакомления учащихся с едиными требованиями, алгоритмом работы, системой оценивания творческих домашних заданий, с формой подведения итогов и практического применения результатов работы.
- Алгоритм работы над творческим домашним заданием должен быть вывешен в кабинете в доступном для ознакомления месте.
- График проведения творческих домашних заданий и их описание должны быть вывешены в кабинете.
- Конкретизация темы, определение времени сдачи задания.
- Проведение индивидуальных предварительных консультаций по творческому домашнему заданию.
- Обязательно рекомендации по выполненной работе, отдельно по оформлению и содержанию.
Алгоритм работы над творческим домашним заданием для учащихся: - Поиск литературы.
- Работа с книгой.
- Работа со статьей.
- Свести всю найденную информацию в последовательный общие текст.
- Оформить работу в соответствии с требованиями.
- Подготовить устное выступление (краткий пересказ).
Оценка творческих домашних заданий 1. Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно. 2. Отметка выставляется за устное выступление и практическую работы за компьютером. Формы подведения итогов, практического применения творческих домашних заданий: 1. Письменная рецензия учителя. 2. Устное выступление учащегося. 3. Выставка лучших по оформлению работ. 4. Создание библиотечки из лучших по содержанию работ. 5. Участие в конкурсах различных уровней. Пример календарно-тематического планирования с применением творческих домашних заданий представлен в приложение1 (приложение1.doc) Примеры содержания творческих домашних заданий см. приложение2 (приложение2.doc) 8. Продолжительность реализации разработки. Разработка предложенная автором применяется на протяжении всех лет изучения информатики в 10-11 классах. 9. Объём финансирования. Примерная смета доходов и расходов реализации (внедрения) разработки. Для реализации проекта необходимо в библиотеке иметь научно-популярную, учебную и справочную литературу по предмету. В читальном зале библиотеки находятся папки с описанием творческих домашних заданий. На стенде в кабинете информатики также размещаются материалы с описанием работ. № | Требуемое обеспечение | Количество | Цена (руб.) | Стоимость(руб.) | 1 | Литература по предмету | 8 шт. | 200 | 1600 | 2 | Папка | 3шт. | 15 | 45 | 3 | Файлы | 1 упаковка | 80 | 80 | 4 | Бумага | 1 пачка | 150 | 150 | 5 | Картридж | 1 шт. | 2400 | 2400 | | | | Итого: | 4275 | Литературой по информатике обеспечены многие учебные учреждения, поэтому расходы на их приобретение может свести к нулю. 10. Дополнительные возможности реализованной разработки. Творческие домашние задания можно расширить до проектов, в которых задействованы группы обучающихся и возможности информационных технологий. 11. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения её опыта. В дальн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 950
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|