Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Создание элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения и их практическая реализация. Открытое занятие элективного курса Лидерство (для начинающих менеджеров) - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Создание элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения и их практическая реализация. Открытое занятие элективного курса Лидерство (для начинающих менеджеров)


Автор(ы): Векшина Надежда Захаровна, учитель географии и экономики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных образовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся.
Элективные курсы входят в состав профиля обучения и связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
При введении предпрофильного обучения в 9 классах были разработаны элективные курсы, которые позволили получить информацию для дальнейшего продолжения профильного образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения. Особенностью курсов по выбору в 9 классах являются нестандартизованность, вариативность и краткосрочность.
Весной 2004 я решила принять участие в создании программ элективных курсов для учащихся 9 и 10 классов. Были предложены для экспертизы и рецензирования следующие курсы:
  • “Экономика и бизнес”
  • “Основы рекламного дела”
  • “Лидерство” (для начинающих менеджеров).
Курс “Экономика и бизнес” предназначен для учащихся 9 классов, как предпрофильная подготовка Получаемые знания позволят учащимся более четко определить сферу своих интересов в будущей карьере предпринимателя. Воспитательный потенциал программы формирует экономически активную личность, способствует профессиональной ориентации учащихся, допрофессиональной подготовке, которая позволяет осуществить осознанный выбор будущего профиля обучения.
Продолжительность курса 34 часа при 1 занятии в неделю. В структуре курса 12 тем, которые, разделены на отдельные уроки. Теоретический материал чередуется с историческими сведениями и практическими занятиями (мастерскими), что позволяет поддерживать интерес и желание школьников к предмету посредством разнообразных методических приемов.
Контроль усвоенных знаний осуществляется через тест-контроль по каждой теме, что позволяет организовывать получение “обратной связи” и определять уровень усвоения знаний.
По окончании курса ученик получал сертификат за подписью учителя, который является результатом его личных достижений и количество баллов в Портфолио ученика.
Цель курса сформировать у учащихся представление об экономической жизни государства в условиях рыночной экономики; значимости экономических знаний и умений, правильно пользоваться экономической информацией для принятия решений в общественной и частной деятельности; подготовить учащихся к изучению экономических курсов в старшей школе и выбору будущей профессии.
В содержание курса включены следующие темы:
  • Потребности и богатство,
  • Бизнес и право собственности,
  • Цена и деньги,
  • Бизнес и земля,
  • Деньги и бизнес,
  • Налоги и бизнес,
  • Деньги и банки,
  • Реклама и бизнес,
  • Биржа и бизнес,
  • Богатство и бизнес,
  • Формула бизнеса,
  • Бизнес и этикет.
  • Формы бизнес(предпринимательства),
Практическая часть представлена разнообразными видами деятельности- дискуссии, тестирование, конкурс игровых денег, практикум по решению задач, экскурсия на биржу, деловая игра, заполнение налоговой декларации, рекламный практикум.
Программа предусматривает перечень умений и навыков, которые ученики должны усвоить по окончании курса, список литературы для подготовки и проведения занятий.
Большой интерес вызвал у 9-классников курс “Основы рекламного дела”, поэтому было сформировано 2 группы. Эта программа является составной частью курса “Основы маркетинга”, так и самостоятельным курсом. Программа рассчитана на 34 часа и включает в себя 9 тем по самым актуальным вопросам рекламного дела.
Задачами курса являются:
  1. Освоение учащимися основных знаний курса о роли рекламы, законодательных актов, регулирующих рекламную деятельность, о видах и носителях рекламы, рынке рекламных услуг.
  2. Формирование умений анализировать рекламу, критически подходить к рекламной информации, составлять текст и оформлять рекламные сообщения.
  3. Развитие интереса к рекламному делу, выявление склонностей и способностей у учащихся к рекламному бизнесу, оказание помощи в определении жизненного пути и места в рыночной экономике.
Интерес к курсу был связан с рекламными практикумами, где анализировались рекламные тексты, составлялась реклама на интересные мероприятия и предстоящие праздники, КТД, экскурсии в рекламное агентство, деловая игра “Предпринимательство и реклама”, защита своего рекламного проекта.
Элективный курс “Лидерство” предлагался учащимся 10 класса. Школа создает воспитательную среду, способную обеспечить развитие лидерства с учетом ее возможностей, в том числе и лидерских.
Лидеры нужны стране. Роль грамотного, образованного руководителя-лидера для бизнеса возрастает. Воспитание лидерских качеств подразумевает научение их быть “настойчивыми в достижении цели, ответственными за собственные замыслы, способности пробуждать в людях воображение, раскованность в мыслях, стремление к самым высоким достижениям”.
Занятия курса организуются так, что предполагают интенсивную самостоятельную деятельность, эмоциональные переживания и поиск.
Курс предусматривает преобладание активных методов обучения, при минимуме лекционных часов. Основной объем времени отводится участию членов группы в ролевых играх, дискуссиях, тренингах, в работе над диагностиками развития.
Методический арсенал учителя предполагает свободное владение организацией и проведением групповой работы, дебатов, ролевых игр, моделирования ситуаций, анкетирование, игровых тренингов.
В содержание курса вошли следующие темы:
Теории лидерства. Лидерские роли. Лидерские стили руководства.
Исторические традиции лидерства. Лидерские стили и характеристика лидеров.
Лидеры и риск. Герои и лидеры.
Мотивация в управлении Диалоги с лидерами.
Развитие навыков общения. Эффективное общение. Символы признания.
Планирование принятие решений, прогнозирование. Женщины - лидеры.
Лидер и творческое решение проблем. Лидер и поиск информации.
Лидерские стили руководства. Модель индивидуальной работы.
Практическая часть представлена дискуссиями, практикумами, ролевой игрой “Остров”, опросами населения, встречи с лидерами, социальные опросы, тестирование на определение лидерских способностей и работа над ними, задания по теории ТРИЗ,
тренинги по общению, по созданию своей команды, по выходу из стрессовых ситуаций. Обязательным условием в работе курса было проведение мероприятий с учащимися школы.
Юноши и девушки принимали участие в обучении школы актива, в организации школьных перемен, в совете старшеклассников, в Дне самоуправления
16 декабря 2005 года в школе проходил семинар для заместителей директоров по УВР по теме: “Теоретические и практические аспекты профильного обучения”.
Открытое занятие курса “Лидерство” по теме “Лидер и поиск информации” получило высокую оценку, а учащиеся продемонстрировали не только знания в области менеджмента, но и умение работать на тренинге, анализировать свои действия, оценивать ощущения, свободно говорить и общаться с товарищами, соблюдая принцип толерантности.
Все учащиеся получили сертификаты об успешном окончании курса и продолжили активную работу в школьных органах самоуправления, подтверждая высказывание, что ЛИДЕРЫ ХХI века сегодня УЧАТСЯ В ШКОЛЕ.
В 2007/08 году учащимся 11 класса был предложен новый курс “Прикладной маркетинг”, который был завершающим в цикле экономических курсов. Элективный курс “Прикладной маркетинг” предназначен для учащихся старшей ступени. Изучение курса необходимо для того, чтобы учащиеся могли осуществлять осознанный и рациональный выбор с экономической точки зрения, определять план действий, эффективно использовать свои ресурсы.
Основной акцент делается на поведение производителя, который управляет собственными ресурсами в условиях постоянно меняющегося конъюнктурного рынка.
Изучение теории предмета сочетался с практическими занятиями, организованные в различных формах - практикумы, дискуссии, работа в малых группах, деловых и имитационных игр, тренингов, анализа конкретных ситуаций, экскурсий, мини - проектов, что способствует качественному усвоению знаний, поддерживает интерес к предмету, облегчает и ускоряет изучение понятий.
Предполагается подготовка одной проектной или исследовательской работы во внеурочное время.
Курс может быть использован в образовательных областях “Экономика” и “Технология”, на спецкурсах, факультативах.
Подводя итоги работы на элективном курсе, учащиеся ответили на вопросы анкеты, получили сертификаты об окончании элективного курса. Группой учащихся были выполнены интересные исследовательские работы по следующим темам:
“Маркетинг и его составляющие”; “Мерчендайзинг-технология успешных продаж”;
“Организация брендинговой политики на примере Центрального универмага г. Северодвинска; “Реклама и бизнес”. Они стали прекрасными экзаменационными работами по экономике.
Большинство учащихся 11-х классов, прошедших обучение на элективных курсах экономического направления, стали студентами экономических вузов Архангельска, Северодвинска, Москвы и Санкт-Петербурга. Свой выбор они осуществили осознанно.
Открытое занятие элективного курса “Лидерство”
Цель занятия:
  1. Выяснить роль коммуникации в управлении (менеджменте).
  2. Определить, какие правила должен соблюдать хороший коммуникатор.
  3. Продолжить формирование коммуникативной компетенции учащихся, необходимой для налаживания отношений в любой социальной группе.
Оборудование к занятию:
  • высказывание Н.Винера,
  • листы ватмана (2 - 3 шт.),
  • маркеры,
  • листы формата А - 3 (4 - 5 шт.),
  • карточки - задания с геометрическими фигурами (5 шт.),
  • магнитная доска,
  • магниты,
  • правила работы на тренинге,
  • альбомные листы,
  • фотоаппарат, бейджи.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Учитель:
Важнейшая форма взаимодействия людей - ОБЩЕНИЕ. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем. Менеджмент - та сфера человеческой деятельности, где общение играет определяющую роль.
Информацию получают и передают посредством процесса, который называется коммуникацией (communicatio - делать общим, связываться, общаться)
Без процесса коммуникации, без передачи от субъекта (отправителя) к объекту (получателю), без правильного понимания передаваемой информации, управленческая работа невозможна.
Менеджеры расходуют на различные виды общения до 80% своего времени и чтобы оно было продуктивным (эффективным) нужно знать и использовать технологию передачи информации, или правила коммуникации.
II. Информационный блок
Учитель: Важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятия решений играет информация. Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа невозможна. На обыденном уровне коммуникацию определяют как передачу информации от человека к человеку, как общение. В менеджменте коммуникация - это обмен информацией между людьми, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятие решения до работников организации. Коммуникация может иметь место, если общающиеся люди понимают друг друга, т.е. у них имеется общий социальный опыт или говорят на одном языке. Коммуникаций не бывает без информации, т.е. того, что передается в ходе коммуникативного процесса, чем люди обмениваются при коммуникации. Информация имеет определенного носителя. Носители социальной информации - речь, графика, знаковые системы, коды, символы, различные технические средства.
Способы передачи информации - устные сообщения (личные и по телефону), письменные (от писем до электронной почты) и даже язык жестов.
Если источником сообщения выступает субъект управления, то говорят об управленческой информации.
Управленческую информацию различают как:
  • исходную (она кладется в основу принятия решений);
  • организационную (она используется при реализации решений);
  • регулирующую (она сопровождает управленческое решение и существует в виде определенных правил, предписаний, норм, рекомендаций);
  • учетно – контрольную (она используется на завершающем этапе управленческого цикла).
Управленческую информацию можно также подразделить на:
  • внутреннюю (информация о данной организации и внутренних переменных);
  • внешнюю (об окружающей организацию среде).
По предназначению управленческая информация может быть:
открытой, для служебного пользования, секретной, совершенно секретной,совершенно секретной особой важности.
Средства передачи и получения управленческой информации на современных предприятиях самые разнообразные, чаще всего это технические средства передачи и получения информации – радио, телефон, факс, компьютеры.
Структурная модель коммуникации состоит из элементов (компонентов):
ИСТОЧНИК (отправитель) — СООБЩЕНИЕ — КАНАЛ — ПОЛУЧАТЕЛЬ — ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.
Коммуникационный процесс можно разложить также на составляющие его взаимосвязанные этапы:
  1. Зарождение идеи.
  2. Кодирование и выбор канала.
  3. Передача.
  4. Декодирование.
Процесс обмена информацией можно показать схематически (схема 13)
На этой схеме показаны факторы, которые затрудняют точную передачу информации, ведут к ее потере, искажению. Факторы, которые снижают успешную коммуникацию называют коммуникативными барьерами.Различают макробарьеры и микробарьеры.
Макробарьеры препятствуют успешной коммуникации в целом. К ним относятся:
  • перегрузка информационных каналов и искажения информации;
  • потребность во все более сложной информации;
  • интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных языков.
Микробарьеры препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах. Это:
  • отношение источника (отправителя) информации к получателю (адресату);
  • отношение адресата к источнику информации;
  • восприятие...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1798

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340