Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Урок Геометрическая прогрессия
Автор(ы): Лазарева Кира Ильинична, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Осознать содержание теоретического материала, его значение в жизни человека. Учиться применять теоретический материал в решении задач.
- Развивать навыки самообразования, самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать индивидуально, в парах, в группах, умение работать на доверии, по уровням.
- Воспитывать ответственность, умение доводить начатое до конца, желание достигнуть наилучшего результата.
Оборудование: - Для каждого ученика:
- Учебник “Алгебра 9”, Авторы: Ш.А.Алимов и др. М. 1997 г.;
- Индивидуальный пакет материалов трех модулей.
- Для группы учащихся таблица “Подведение итогов. Обобщение полученных результатов”.
- На доске тексты задач, которые учитель включил в объяснение теоретического материала (по усмотрению учителя).
Класс разбит на группы по 4 человека. В каждой группе есть консультант-ученик, имеющий математические способности. 2-х часовой урок состоит из 3-х модулей. - Модуль 1. Блок-модуль содержания учебного материала.
- Модуль 2. Блок-модуль предписания учебной деятельности.
- Модуль 3. Выходной контроль. Рефлексия.
М – 1. Учитель излагает весь теоретический материал по теме “Геометрическая прогрессия”. Однако выводы формул n-го члена и суммы n первых членов прогрессии предложены учащимся для самостоятельной работы. Консультанты справятся с выводами, т.к. они делали выводы формул при изучении темы “Арифметическая прогрессия ” и в случае необходимости окажут помощь тем учащимся, которые пожелают эти формулы доказать. В этот блок-модуль входят сообщения учащихся по теме “Стремительное размножение” [3] (Приложение 4). М – 2. Самостоятельная работа учащихся. Не исключена работа в парах, в группах. Используется учебник, лекция учителя. Выводы формул отмечены звездочкой, что означает работа “по выбору” учащихся. Работая над УЭ – 5 учащиеся заполняют таблицу (Приложение 1). По таблице они анализируют свою работу с помощью значков, оценивают результаты по 5-бальной системе. Консультанты беседуют с учащимися, устанавливают уровень усвоения материала и оценивают каждое задание, выполненное ими, по 5-бальной системе. Таблицу консультант использует для обобщения результатов (какие задания выполнены самостоятельно, какие выполнены с помощью, какие оценки получены, какие допущены ошибки, кто выполнял задания по выбору и т.д.). Перед самостоятельной работой учитель поясняет цели и задачи каждого учебного элемента. М – 3. После анализа собственных ошибок учащиеся приступают к работе над тестом. Цель тестирования: проверить усвоение темы. Оценивает работу учитель на уроке. В конце занятия хорошо побеседовать с учащимися (см. Приложение 3). Это дает возможность учителю уточнить домашнее задание, определить перспективы последующей работы (с учетом индивидуального усвоения материала). ХОД УРОКА Модуль №1. Блок-модуль содержания учебного материала. № УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Управление обучением | 0. | Цель: во время объяснения учителем нового материала вам нужно осмыслить: практическую задачу получения геометрической прогрессии, определение прогрессии, свойство членов прогрессии, начиная со второго, запись формулы n-го члена, запись формулы суммы n первых членов, задачи на применение формул: - формула n-го члена,
- формула суммы n первых членов.
| Самоосмысление учебного материала | | Во время выступления одноклассников вы должны осмыслить значение темы “Геометрическая прогрессия”. | | 1. | Прослушайте объяснение учителя, делая записи в тетради.Примите участие в учебной беседе, используя следующий план: - Задача. Составить последовательность длин средних линий, если в треугольнике АВС провели среднюю линию А1С1, в треугольнике А1В1С1 вновь провели среднюю линию, в новом треугольнике снова провели среднюю линию и т.д. Сторона АС = 16 см.
- Определение геометрической прогрессии. Примеры.
- Знаменатель прогрессии. Запись в общем виде. Задача на доказательство.
- Свойство членов прогрессии, начиная со второго. Задача на использование свойств.
- Запись формулы n-го члена. Задача на нахождение членов прогрессии. Задача на нахождение номера члена.
- Запись формулы суммы n первых членов. Задача на вычисление суммы n первых членов.
| Объяснение учителя | 2. | Послушайте сообщение учащихся. Сделайте выводы о значении темы “Геометрическая прогрессия” в жизни человека. | | Модуль №2. Блок-модуль предписания учебной деятельности. № УЭ | Учебный материал с указанием задания | Управление обучением | 0. | Цель: по завершению работы над учебными элементами необходимо знать: определение геометрической прогрессии, как вычислить знаменатель прогрессии, свойство членов, начиная со второго (формулировку и соответствующее равенство), формулу n-го члена, вывод формулы n-го члена, формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии, вывод формулы суммы n первых членов. | Самостоятельная работа учащихся. Работа в парах, в группах. | | Необходимо уметь: приводить примеры геометрической прогрессии, указывая первый член, знаменатель, безошибочно отличать геометрическую прогрессию от арифметической, находить знаменатель, любой член геометрической прогрессии, применять свойство членов прогрессии, начиная со второго, применять формулу суммы n первых членов, | | | В ходе занятия учиться: распределять время, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, работать на доверии, по уровням, соотносить результат своей работы с поставленными целями. | | УЭ – 1 1. | Практическая часть.Цель: увидеть и сформулировать различия в получении членов арифметической и геометрической прогрессии. | Самостоятельная работа учащихся | 1.1. | Рассмотрите последовательность– 10, – 8, – 6, – 4, …. Запишите, как получен каждый последующий член Я – 8 = – 10 + …… – 6 = – 8 + …… – 4 = – 6 + …… d = Вывод: дана ………………………….. прогрессия. | Используйте определение арифметической и геометрической прогрессий | 1.2. | –10, 20, – 40, ………...…… 20 = – 10 * ………….…….. – 40 = 20 * …………………. q = Вывод: дана …………………………. прогрессия. | | 1.3. | Сравните правила получения членов арифметической и геометрической прогрессий. Сформулируйте эти правила. Придумайте свои примеры прогрессий. | В случае затруднения используйте формулы n-го члена одной и другой прогрессии. | УЭ – 2. 2. | Работа с учебником.Цель: закрепить теоретические знания и практические умения. | Саморегуляция.В случае затруднений обратитесь к консультанту или учителю. | 2.1. | Запомните определение геометрической прогрессии и 1 – 2 примера. Приведите свои примеры. | С.126 учебника. | 2.2. | Запомните, как находится знаменатель прогрессии,q = | С. 126 учебника | 2.3. | Запомните свойство членов прогрессии, начиная со второго (формулировку, запись в общем виде, вывод). | С.127 учебника | 2.4. | Разберите задачу №1 на стр.127. запишите решение в тетрадь. Запомните решение. | С.127 учебника | 2.5. | Запомните формулу n-го члена прогрессии, формулу суммы n первых членов прогрессии. | С.127 учебникаС.132 учебника | 2.6. * * | Запишите: вывод формулы n-го члена, вывод формулы суммы n первых членов в тетрадь.Запомните выводы. | С.127 учебникаС.132 учебника Выбор учащих-ся. | УЭ – 3 3. | Первичное закрепление знаний.Цель: выполнить задания, используя теоретический материал. | В случае необходимости воспользуйтесь учебником или лекцией учителя. | 3.1. | Составьте геометрическую прогрессию с b1 = 5, q = 2. Найдите первые пять членов. Запишите формулу n-го члена. | | 3.2. | Вычислите b4, если b1 = 1/3, q = 10. | | 3.3. | Найдите сумму шести членов геометрической прогрессии 5, 10, 20, ……… с помощью формулы. | | 3.4. | Докажите, что последовательность, заданная формулой n-го члена bn = 3 * 2n , является геометрической прогрессией. | | 3.5. * | Сделайте самостоятельно вывод формулы n-го члена, вывод формулы суммы n первых членов прогрессии. | Выбор учащихся | УЭ – 4. 4. | Выявление пробелов и коррекция (доводка до базисного уровня).Цель: Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала. | Ликвидировать ошибки, испра вить неверные действия | 4.1. | Проверьте себя, сможете ли вы: - сформулировать определение геометрической прогрессии, записать соответствующее равенство,
- записать формулу n-го члена,
- записать и сформулировать свойство членов, начиная со 2-го,
- записать формулу суммы n первых членов.
| СамоконтрольСаморегуляция Внимание! Какими должны быть члены прогрессии? | 4.2. | Пусть проверит ваши знания консультант. | Взаимоконтроль | 4.3. | Выполните взаимопроверку заданий учебного элемента 3 (УЭ –3). | Можно воспользоваться ответами у учителя | 4.4. | Анализ и исправление допущенных ошибок. | | УЭ – 5 5. | Подведение итогов. Обобщение полученных результатов.Цели: - анализ и оценка успешности достижения целей,
- создание мотивации через анализ достигнутого,
- определение перспективы последующей работы.
| Самоанализ и самооценка, саморегуляция. | 5.1. | Оцените свою работу самостоятельно, заполнив Таблицу (Приложение 1). “ + ” – задание выполнено самостоятельно, “ ”– задание выполнено с помощью консультанта или одноклассника, “ – ” – задание не выполнено. В колонке “Оценка” поставьте “3”, “4” или “5” баллов. | Самооценка | 5.2. | Консультант заполняет все столбцы таблицы после проверки учащегося, используя 5-бальную систему | Взаимоконтроль | 5.3. | Обобщение результатов работы учащихся группы по таблице делает консультант (какие вопросы усвоены самостоятельно, какие оценки, допущенные ошибки и т.д.). | Обобщение результатов | 5.4. | Исходя из полученных результатов, учитель формулирует: - цели домашнего задания,
- цели следующего урока.
| Создание мотивации | 5.5. | Уровневое домашнее задание.I уровень: параграфы 30, 31 (без вывода формул), №408 (2), № 409 (3), № 410 (1), № 420 (1). II уровень: параграфы 30, 31 (включая вывод формулы), №408 (2), № 409 (3), № 410 (1), № 420 (1), № 413. Индивидуальные задания | Выбор уровня | Материалы модуля 3 помещены в приложениях 2, 3. Приложение 1 Таблица. Подведение итогов. Обобщение полученных результатов. №п/п | Фамилия, имя учащегося | УЭ - 2 | УЭ - 3 | Итого | Определение геом. прогрессии | Св-во членов, начина...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3244
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|