Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок Геометрическая прогрессия - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Урок Геометрическая прогрессия


Автор(ы): Лазарева Кира Ильинична, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • Осознать содержание теоретического материала, его значение в жизни человека. Учиться применять теоретический материал в решении задач.
  • Развивать навыки самообразования, самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать индивидуально, в парах, в группах, умение работать на доверии, по уровням.
  • Воспитывать ответственность, умение доводить начатое до конца, желание достигнуть наилучшего результата.
Оборудование:
  • Для каждого ученика:
    • Учебник “Алгебра 9”, Авторы: Ш.А.Алимов и др. М. 1997 г.;
    • Индивидуальный пакет материалов трех модулей.
  • Для группы учащихся таблица “Подведение итогов. Обобщение полученных результатов”.
  • На доске тексты задач, которые учитель включил в объяснение теоретического материала (по усмотрению учителя).
Класс разбит на группы по 4 человека. В каждой группе есть консультант-ученик, имеющий математические способности. 2-х часовой урок состоит из 3-х модулей.
  • Модуль 1. Блок-модуль содержания учебного материала.
  • Модуль 2. Блок-модуль предписания учебной деятельности.
  • Модуль 3. Выходной контроль. Рефлексия.
М – 1. Учитель излагает весь теоретический материал по теме “Геометрическая прогрессия”. Однако выводы формул n-го члена и суммы
n первых членов прогрессии предложены учащимся для самостоятельной работы. Консультанты справятся с выводами, т.к. они делали выводы формул при изучении темы “Арифметическая прогрессия ” и в случае необходимости окажут помощь тем учащимся, которые пожелают эти формулы доказать.
В этот блок-модуль входят сообщения учащихся по теме “Стремительное размножение” [3] (Приложение 4).
М – 2. Самостоятельная работа учащихся. Не исключена работа в парах, в группах. Используется учебник, лекция учителя. Выводы формул отмечены звездочкой, что означает работа “по выбору” учащихся. Работая над УЭ – 5 учащиеся заполняют таблицу (Приложение 1).
По таблице они анализируют свою работу с помощью значков, оценивают результаты по 5-бальной системе. Консультанты беседуют с учащимися, устанавливают уровень усвоения материала и оценивают каждое задание, выполненное ими, по 5-бальной системе.
Таблицу консультант использует для обобщения результатов (какие задания выполнены самостоятельно, какие выполнены с помощью, какие оценки получены, какие допущены ошибки, кто выполнял задания по выбору и т.д.).
Перед самостоятельной работой учитель поясняет цели и задачи каждого учебного элемента.
М – 3. После анализа собственных ошибок учащиеся приступают к работе над тестом. Цель тестирования: проверить усвоение темы. Оценивает работу учитель на уроке. В конце занятия хорошо побеседовать с учащимися (см. Приложение 3). Это дает возможность учителю уточнить домашнее задание, определить перспективы последующей работы (с учетом индивидуального усвоения материала).
ХОД УРОКА
Модуль №1.
Блок-модуль содержания учебного материала.
№ УЭ Учебный материал с указанием заданий Управление обучением
0. Цель: во время объяснения учителем нового материала вам нужно осмыслить:
  • практическую задачу получения геометрической прогрессии,
  • определение прогрессии,
  • свойство членов прогрессии, начиная со второго,
  • запись формулы n-го члена,
  • запись формулы суммы n первых членов,
  • задачи на применение формул:
    • формула n-го члена,
    • формула суммы n первых членов.
Самоосмысление учебного материала
Во время выступления одноклассников вы должны осмыслить значение темы “Геометрическая прогрессия”.
1. Прослушайте объяснение учителя, делая записи в тетради.Примите участие в учебной беседе, используя следующий план:
  1. Задача. Составить последовательность длин средних линий, если в треугольнике АВС провели среднюю линию А1С1, в треугольнике А1В1С1 вновь провели среднюю линию, в новом треугольнике снова провели среднюю линию и т.д. Сторона АС = 16 см.
  2. Определение геометрической прогрессии. Примеры.
  3. Знаменатель прогрессии. Запись в общем виде. Задача на доказательство.
  4. Свойство членов прогрессии, начиная со второго. Задача на использование свойств.
  5. Запись формулы n-го члена. Задача на нахождение членов прогрессии. Задача на нахождение номера члена.
  6. Запись формулы суммы n первых членов. Задача на вычисление суммы n первых членов.
Объяснение учителя
2. Послушайте сообщение учащихся. Сделайте выводы о значении темы “Геометрическая прогрессия” в жизни человека.
Модуль №2.
Блок-модуль предписания учебной деятельности.
№ УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением
0. Цель: по завершению работы над учебными элементами необходимо знать:
  • определение геометрической прогрессии,
  • как вычислить знаменатель прогрессии,
  • свойство членов, начиная со второго (формулировку и соответствующее равенство),
  • формулу n-го члена,
  • вывод формулы n-го члена,
  • формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии,
  • вывод формулы суммы n первых членов.
Самостоятельная работа учащихся. Работа в парах, в группах.
Необходимо уметь:
  • приводить примеры геометрической прогрессии, указывая первый член, знаменатель,
  • безошибочно отличать геометрическую прогрессию от арифметической,
  • находить знаменатель, любой член геометрической прогрессии,
  • применять свойство членов прогрессии, начиная со второго,
  • применять формулу суммы n первых членов,
В ходе занятия учиться:
  • распределять время,
  • осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль,
  • работать на доверии, по уровням,
  • соотносить результат своей работы с поставленными целями.
УЭ – 1
1. Практическая часть.Цель: увидеть и сформулировать различия в получении членов арифметической и геометрической прогрессии. Самостоятельная работа учащихся
1.1. Рассмотрите последовательность– 10, – 8, – 6, – 4, ….
Запишите, как получен каждый последующий член Я
– 8 = – 10 + ……
– 6 = – 8 + ……
– 4 = – 6 + ……
d =
Вывод: дана ………………………….. прогрессия.
Используйте определение арифметической и геометрической прогрессий
1.2. –10, 20, – 40, ………...……
20 = – 10 * ………….……..
– 40 = 20 * ………………….
q = Вывод: дана …………………………. прогрессия.
1.3. Сравните правила получения членов арифметической и геометрической прогрессий. Сформулируйте эти правила. Придумайте свои примеры прогрессий. В случае затруднения используйте формулы n-го члена одной и другой прогрессии.
УЭ – 2.
2. Работа с учебником.Цель: закрепить теоретические знания и практические умения. Саморегуляция.В случае затруднений обратитесь к консультанту или учителю.
2.1. Запомните определение геометрической прогрессии и 1 – 2 примера. Приведите свои примеры. С.126 учебника.
2.2. Запомните, как находится знаменатель прогрессии,q = С. 126 учебника
2.3. Запомните свойство членов прогрессии, начиная со второго (формулировку, запись в общем виде, вывод). С.127 учебника
2.4. Разберите задачу №1 на стр.127. запишите решение в тетрадь. Запомните решение. С.127 учебника
2.5. Запомните формулу n-го члена прогрессии, формулу суммы n первых членов прогрессии. С.127 учебникаС.132 учебника
2.6. *
*
Запишите: вывод формулы n-го члена, вывод формулы суммы n первых членов в тетрадь.Запомните выводы. С.127 учебникаС.132 учебника
Выбор учащих-ся.
УЭ – 3
3. Первичное закрепление знаний.Цель: выполнить задания, используя теоретический материал. В случае необходимости воспользуйтесь учебником или лекцией учителя.
3.1. Составьте геометрическую прогрессию с b1 = 5, q = 2. Найдите первые пять членов. Запишите формулу n-го члена.
3.2. Вычислите b4, если b1 = 1/3, q = 10.
3.3. Найдите сумму шести членов геометрической прогрессии 5, 10, 20, ……… с помощью формулы.
3.4. Докажите, что последовательность, заданная формулой n-го члена bn = 3 * 2n , является геометрической прогрессией.
3.5. * Сделайте самостоятельно вывод формулы n-го члена, вывод формулы суммы n первых членов прогрессии. Выбор учащихся
УЭ – 4.
4. Выявление пробелов и коррекция (доводка до базисного уровня).Цель: Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала. Ликвидировать ошибки, испра вить неверные действия
4.1. Проверьте себя, сможете ли вы:
  • сформулировать определение геометрической прогрессии, записать соответствующее равенство,
  • записать формулу n-го члена,
  • записать и сформулировать свойство членов, начиная со 2-го,
  • записать формулу суммы n первых членов.
СамоконтрольСаморегуляция
Внимание! Какими должны быть члены прогрессии?
4.2. Пусть проверит ваши знания консультант. Взаимоконтроль
4.3. Выполните взаимопроверку заданий учебного элемента 3 (УЭ –3). Можно воспользоваться ответами у учителя
4.4. Анализ и исправление допущенных ошибок.
УЭ – 5
5. Подведение итогов. Обобщение полученных результатов.Цели:
  • анализ и оценка успешности достижения целей,
  • создание мотивации через анализ достигнутого,
  • определение перспективы последующей работы.
Самоанализ и самооценка, саморегуляция.
5.1. Оцените свою работу самостоятельно, заполнив Таблицу (Приложение 1).
“ + ” задание выполнено самостоятельно,
“ ” задание выполнено с помощью консультанта или одноклассника,
задание не выполнено.
В колонке “Оценка” поставьте “3”, “4” или “5” баллов.
Самооценка
5.2. Консультант заполняет все столбцы таблицы после проверки учащегося, используя 5-бальную систему Взаимоконтроль
5.3. Обобщение результатов работы учащихся группы по таблице делает консультант (какие вопросы усвоены самостоятельно, какие оценки, допущенные ошибки и т.д.). Обобщение результатов
5.4. Исходя из полученных результатов, учитель формулирует:
  • цели домашнего задания,
  • цели следующего урока.
Создание мотивации
5.5. Уровневое домашнее задание.I уровень: параграфы 30, 31 (без вывода формул), №408 (2), № 409 (3), № 410 (1),
№ 420 (1).
II уровень: параграфы 30, 31 (включая вывод формулы), №408 (2), № 409 (3),
№ 410 (1), № 420 (1), № 413.
Индивидуальные задания
Выбор уровня
Материалы модуля 3 помещены в приложениях 2, 3.

Приложение 1

Таблица.

Подведение итогов. Обобщение полученных результатов.

№п/п Фамилия, имя учащегося УЭ - 2 УЭ - 3 Итого
Определение геом. прогрессии Св-во членов, начина...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3244

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340