Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Конспект урока географии в 9-м классе по теме Районирование территории России
Автор(ы): Корнилова Галина Леонидовна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: сформировать представление об экономических районах России; познакомить учащихся с основными функциями и видами районирования; развивающая: продолжить формирование картографических умений, умений самостоятельно работать с источниками информации; воспитательная: развивать коммуникативные умения учащихся в парной и групповой работе. Форма урока: урок-презентация. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, географическая карта “Федеральные округа”, “Административно-территориальное деление России”, “Экономические районы России”, контурные карты. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу. Деление учащихся на группы. 2. Актуализация и целеполагание. - Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны. А что станет предметом нашего изучения, вы скажете после того, как выполните задание. Работа в паре у компьютера (Приложение 1, слайд 1) Задание: сопоставьте предмет науки и метод его изучения. ХимияБотаника Геология История География | периодизация эпох.периодическая система хронология классификация видов и систематика ? | Задание в готовом виде. Химия – периодическая система Ботаника – классификация видов и систематика Геология – периодизация эпох История – хронология География – ? - Основным методом изучения географии является районирование. - Определите тему нашего урока. Запись темы урока в тетрадь. (Приложение 1, слайд 2) - Что такое районирование? - От какого слова оно произошло? - Что значит район? (Обсуждение в парах) - Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии? Дополните предложение: “Сегодня на уроке я хочу…” - Поделитесь своими мыслями вслух. - В ходе урока мы раскроем такие понятия, как “экономический район”, “отрасль специализации”, познакомимся с основными функциями и видами районирования. 3. Изучение нового материала. - Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом. (Приложение 1, слайд 3) - Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей. -А с какой целью и для чего проводят районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.) (Приложение 1, слайд 4) - Районирование должно выполнять следующие функции: - упорядочивать информацию о территории;
- синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;
- создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.
(Приложение 1, слайд 5) - Последняя функция важна для “самопознания страны”: народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны. (Приложение 1, слайд 6) - Районирование может производиться с различных позиций, для разных целей, с использованием различных методик. В географии используют разные варианты районирования. Оно может быть: - “сплошное” или “выборочное”;
- “стабильное” или “плавающее”;
- “объективное” или “субъективное”;
- иерархическое или одноуровневое;
- проблемное или исследовательское;
- индивидуальное или типологическое;
- частное или комплексное;
- однородное или узловое;
- морфологическое, генетическое или функциональное.
(Приложение 1, слайд 7) - Какие группы районов вы можете назвать? По каким признакам они выделены? - Субъекты федерации – по национальному, территориальному, государственному устройству.
- Природные зоны – по физико-географическому.
- Основная зона и зона Севера – по степени заселённости территории.
- По степени благоприятности природных условий и жизни населения – благоприятные, неблагоприятные и экстремальные.
- В России районирование проводится в соответствии с экономическими, национальными, административными принципами. - Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении таких больших стран, как Россия. В 8-м классе вы изучали природу России на основе деления её на физико-географические районы. Назовите эти районы. (Учащиеся перечисляют названия: Восточно-Европейская равнина, Урал, Кавказ, горы Южной Сибири, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток). (Приложение 1, слайд 8) - Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для неё разделение территории на части, каждая из которых обладает определённой самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением. Россия в разные периоды своей истории делилась на воеводства, наместничества, губернии, генерал-губернаторства и т.д. - Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой 12 декабря 1993года. В последнее время всё чаще стали происходить изменения в определении статуса некоторых субъектов федерации. Пермская и Камчатская области стали называться краем. Иркутская область объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В состав Красноярского края вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Возможно это не последние изменения в административном устройстве нашей страны. Российская Федерация состоит уже не из 89, а из 84 равноправных субъектов (по последним данным ИТАР). - В мае 2000 года по указу Президента были образованы 7 федеральных округов. Они непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей. Таким образом, структура административно-территориального деления России дополнилась “верхним этажом” – федеральными округами, при увеличении числа городов федерального подчинения, помимо Москвы и Санкт-Петербурга это: Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск. - А что лежит в основе деления страны на э...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5599
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|