Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока географии в 9-м классе по теме Районирование территории России - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Конспект урока географии в 9-м классе по теме Районирование территории России


Автор(ы): Корнилова Галина Леонидовна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • обучающая: сформировать представление об экономических районах России; познакомить учащихся с основными функциями и видами районирования;
  • развивающая: продолжить формирование картографических умений, умений самостоятельно работать с источниками информации;
  • воспитательная: развивать коммуникативные умения учащихся в парной и групповой работе.
Форма урока: урок-презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, географическая карта “Федеральные округа”, “Административно-территориальное деление России”, “Экономические районы России”, контурные карты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу.
Деление учащихся на группы.
2. Актуализация и целеполагание.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны. А что станет предметом нашего изучения, вы скажете после того, как выполните задание.
Работа в паре у компьютера
(Приложение 1, слайд 1)
Задание: сопоставьте предмет науки и метод его изучения.
ХимияБотаника
Геология
История
География
периодизация эпох.периодическая система
хронология
классификация видов и систематика
?
Задание в готовом виде.
Химия – периодическая система
Ботаника – классификация видов и систематика
Геология – периодизация эпох
История – хронология
География – ?
- Основным методом изучения географии является районирование.
- Определите тему нашего урока.
Запись темы урока в тетрадь.
(Приложение 1, слайд 2)
- Что такое районирование?
- От какого слова оно произошло?
- Что значит район? (Обсуждение в парах)
- Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии? Дополните предложение: “Сегодня на уроке я хочу…”
- Поделитесь своими мыслями вслух.
- В ходе урока мы раскроем такие понятия, как “экономический район”, “отрасль специализации”, познакомимся с основными функциями и видами районирования.
3. Изучение нового материала.
- Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.
(Приложение 1, слайд 3)
- Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.
-А с какой целью и для чего проводят районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.)
(Приложение 1, слайд 4)
- Районирование должно выполнять следующие функции:
  • упорядочивать информацию о территории;
  • синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;
  • создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.
(Приложение 1, слайд 5)
- Последняя функция важна для “самопознания страны”: народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.
(Приложение 1, слайд 6)
- Районирование может производиться с различных позиций, для разных целей, с использованием различных методик. В географии используют разные варианты районирования. Оно может быть:
  • “сплошное” или “выборочное”;
  • “стабильное” или “плавающее”;
  • “объективное” или “субъективное”;
  • иерархическое или одноуровневое;
  • проблемное или исследовательское;
  • индивидуальное или типологическое;
  • частное или комплексное;
  • однородное или узловое;
  • морфологическое, генетическое или функциональное.
(Приложение 1, слайд 7)
- Какие группы районов вы можете назвать? По каким признакам они выделены?
  1. Субъекты федерации – по национальному, территориальному, государственному устройству.
  2. Природные зоны – по физико-географическому.
  3. Основная зона и зона Севера – по степени заселённости территории.
  4. По степени благоприятности природных условий и жизни населения – благоприятные, неблагоприятные и экстремальные.
- В России районирование проводится в соответствии с экономическими, национальными, административными принципами.
- Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении таких больших стран, как Россия. В 8-м классе вы изучали природу России на основе деления её на физико-географические районы. Назовите эти районы. (Учащиеся перечисляют названия: Восточно-Европейская равнина, Урал, Кавказ, горы Южной Сибири, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток).
(Приложение 1, слайд 8)
- Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для неё разделение территории на части, каждая из которых обладает определённой самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением. Россия в разные периоды своей истории делилась на воеводства, наместничества, губернии, генерал-губернаторства и т.д.
- Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой 12 декабря 1993года. В последнее время всё чаще стали происходить изменения в определении статуса некоторых субъектов федерации. Пермская и Камчатская области стали называться краем. Иркутская область объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В состав Красноярского края вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Возможно это не последние изменения в административном устройстве нашей страны. Российская Федерация состоит уже не из 89, а из 84 равноправных субъектов (по последним данным ИТАР).
- В мае 2000 года по указу Президента были образованы 7 федеральных округов. Они непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей. Таким образом, структура административно-территориального деления России дополнилась “верхним этажом” – федеральными округами, при увеличении числа городов федерального подчинения, помимо Москвы и Санкт-Петербурга это: Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск.
- А что лежит в основе деления страны на э...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5599

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340