Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Использование дифференциации на уроках русского языка
Автор(ы): Ефремова Зоя Николаевна, уучитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Чтобы достичь успеха в преподавании любого предмета, учителю нужно отработать определенные методы и приемы. У каждого они свои. В своей практике я использую проблемный, объяснительно-иллюстративный, модульный методы, но в основу беру метод дифференцированного обучения, т.к. считаю, что одним из путей повышения качества обучения школьников русскому языку является дифференцированный подход к учащимся, т.е. учет индивидуальных различий учеников в усвоении учебного материала. Использую в своей практике внутриклассную дифференциацию, которая предполагает в одном классе выделение групп учащихся по каким-либо признакам, в процессе обучения которых вносятся некоторые изменения. Внутриклассная дифференциация представлена различными заданиями, дозированием учебной помощи детям. Чаще всего это задания различного уровня сложности. Такой вид дифференциации называется микро-уровень и реализуется на этапах закрепления, обобщения и коррекции знаний. Сложность такого вида дифференциации заключается лишь в том, что увеличивается объем работы учителя. В классах, где я работаю, дети разделены на группы с учетом индивидуально – психологических особенностей по Теплову. Известный психолог Б.М.Теплов так определял способности: « Способностями называются такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой – либо одной или нескольких деятельностей». Он также отмечал, что способности не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Учитывая параметры индивидуальных особенностей и характера личности по Теплову, я составила таблицу «Индивидуальные особенности и характер личности слабых учащихся» (Таблица 1). Основная форма дифференциации, которую я учитываю в своей практике – дифференциация по обученности школьников, она предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. Одни учащиеся успешно справляются с различными видами заданий, ориентируясь при этом на существенные признаки понятий, уверенно применяют полученные знания при работе над новыми, впервые выполняемыми упражнениями. Другая часть школьников испытывает определенные затруднения в работе, иногда весьма значительные. Слабоуспевающие учащиеся не справляются с заданиями, требующими классификации и обобщения знаний, конструирования или чтения графических схем. Практика показывает, что у слабоуспевающих школьников наиболее успешно умения формируются на основе средств внешней опоры, которые могут представлять собой зафиксированную в наглядно – словесной форме последовательность действий или перечень признаков рассматриваемого явления. Например, в качестве средств внешней опоры для отработки умения распознавать части речи и члены предложения, учащиеся составляют таблицу (Таблица 2). Для отработки умения распознавать виды сказуемых также использую таблицы, алгоритмы или карточку признаков главных членов предложения (Таблица 3). Для отработки орфографической зоркости с пятого класса завожу детям папку с таблицами основных орфограмм, которая используется при повторении. В ходе процесса формирования умений систематически и целенаправленно вырабатывается система самоконтроля. Для этого применяю в процессе обучения приемы самопроверки и взаимопроверки. Такой прием использую при проверке домашнего задания. Организация дифференцированного подхода к слабоуспевающим школьникам с использованием вышеназванных примеров позволяет исправить ошибки в формировании умений, обеспечить поэтапную отработку их компонентов, что и является главным условием усвоения языкового материала данной группой учащихся, а также основным условием постепенного перехода формируемых умений в навыки. Таблица 1 Индивидуальные особенности и характер личности слабых учащихся Фамилия имя ребёнка | Социопсихическиеособенности | Психосоциальные особенности | Психическиеособенности | Биопсихические особенности | Буланкин Роман | Выдержанный уважает взрослых. | Обученность низкая, знания ниже удовлетворительных, умения и навыки не отработаны. | Восприятие и память на низком уровне. | Состояние здоровья удовлетворительное, способности средние. | Ельцов Александр | Невыдержанный очень подвижный. | Обученность средняя, знания удовлетворительные, отработаны умения и навыки. | Восприятие и память удовлетворительные, эмоциональные особенности очень развиты. | Состояние здоровья удовлетворительные. Холерик. | Гончар Иван | Невыдержанный очень подвижный. | Обученность средняя, знания удовлетворительные, отработаны умения и навыки. | Восприятие и память хорошие. | Состояние здоровья хорошее. Сангвиник. | Таблица 2 Таблица распознавания признаков частей речи и членов предложения Члены предложения | Части речи | ПОДЛЕЖАЩЕЕ | Выражается существительным, местоимением, прилагательным, числительным, неопределенной формой глагола. | СКАЗУЕМОЕ | Выражается глаголом, существительным в именительном падеже, прилагательным, местоимением, наречием. | ДОПОЛНЕНИЕ | Выражается существительным, местоимением, словами других частей речи в значении существительного. | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | Выражается прилагательным, порядковым числительным, местоимением, наречием. | ОБСТОЯТЕЛЬСТВО | Выражается наречием и существительным в косвенных падежах. | Таблица 3 Карточка признаков главных членов предложения Подлежащее | Сказуемое | 1. Главный член предложения (входит в грамматическую основу). | 1. Главный член предложения (входит в грамматическую основу). | 2. Связан со сказуемым по смыслу (означает действующее лицо, предмет, который совершает действие, характеризуется признаком). | 2. Связан с подлежащим по смыслу (обозначает действие, признак лица, обозначаемого подлежащим), грамматически, (согласуется с подлежащим в роде, числе). | 3. Отвечает на вопрос Кто? Что? О ком? О чем? говорится в предложении. | 3. Отвечает на вопросы: Что делает предмет? Каков он? Какой он? Кто он такой? Что он такое? Что говорится о подлежащем? | 4. Выражается именем существительным в именительном падеже, местоимениями разных разрядов в И.п. прилагательными и числительными в значении Редко: наречиями, междометиями. | 4. Выражается личными глаголами всех наклонений в неопределенной форме, прилагательными, числительными, именем существительным в И.п., и Т.п. фразеологическими, устойчивыми сочетаниями, цельными наименованиями. Редко: наречиями, местоимениями, междометиями. | Урок русского языка в 8-м классе по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Цели: - закрепить знания об обобщающих словах, отработать навык узнавания их в тексте, умение выделять интонационно;
- отрабатывать навык постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами;
- развивать и обогащать монологическую речь школьников;
- воспитывать прилежание, эстетический вкус,любовь и бережное отношение к природе;
- содействовать формированию устойчивого интереса к русскому языку.
Оборудование: таблица «обобщающие слова при однородных членах предложения», карточки, перфокарты, графические схемы предложений. ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Устная синтаксическая зарядка Прослушайте предложения и определите их типы. Открываем календарь. Начинается январь. Январь. Начало года. Морозец на дворе. Хорошая погода бывает в январе. Рассвело. Снег лежит полотном. 3. На доске: Идет волшебница зима… Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов, Легла волшебными ковр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2107
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|