Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Собственность и потребитель. Информационные технологии на уроках экономики
Автор(ы): Моргунова Элеонора Викторовна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с понятиями “собственность”, “потребитель”, “правомочия”; продолжать формировать умения и навыки работы с документами: Конституцией РФ, Гражданским кодексом, Федеральным законом; формировать навык анализа ситуаций разного характера, уметь делать выводы, видеть отрицательные и положительные стороны, уметь самоанализ проводить; познакомить с правами потребителя, дать полное представление о механизме защиты потребительских прав. Развивающие: развитие всех сфер личности: эмоционально-волевой, когнитивной, потребностно-мотивационной, практико-действенной, интеллектуальной, речи устной и письменной. Воспитательные: воспитывать правовую эрудированность, поведение в ситуациях. Форма: изучение нового материала Методы: рассказ, устный фронтальный опрос, иллюстрация, устный фронтальный контроль, тест, проблемное изложение, работа в группах, презентация-демонстрация, работа с таблицей, работа с документами, работа в тетради, работа с учебником., Инсценирование. Оборудование: презентация “Собственность и потребитель”, ученическая тетрадь по обществознанию, музыка Валерия “Маленький принц”, Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, видео из кинофильма “Бомж”, Федеральный Закон “О защите прав потребителей”, тест. Литература: - Учебное пособие для 8–9-х классов “Введение в обществознание” под ред. Л.Н. Боголюбова. “Просвещение”, М. 2000 г., с. 214.
- Конституция РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
- Федеральный Закон “О защите прав потребителей”.
- Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
ХОД УРОКА I. ОНУ: - Здравствуйте! Садитесь. Сегодня на уроке обществознания Вам понадобятся следующие учебные принадлежности: тетрадь, учебник, ручка, дневник. Целеполагание Сегодня на уроке мы поговорим с Вами о потребностях человека, об их значимости, о том каким образом человек является собственником, а также познакомимся со статьями Федерального Закона “О защите прав потребителей”, о сущности, механизме его действия на территории Российской Федерации. II. ИНМ. 1. Прочитайте стихотворение и определите, каков его философский смысл (Слайд 2. Приложение 1): Вещи Умирает владелец, но вещи его остаются, Нет им дела, вещам, до чужой человечьей беды. В час кончины твоей даже чашки на полках не бьются. И не тают, как льдинки, сверкающих рюмок ряды. Может быть, для вещей и не стоит излишне стараться- Так покорно другим подставляют себя зеркала, И толпою зевак равнодушные стулья толпятся, И не дрогнут, не скрипнут граненые ноги стола. От того, что тебя почему – то не станет на свете, Электрический счетчик не завертится наоборот, Не умрет телефон, не засветится пленка в кассете. Холодильник, рыдая, за гробом твоим не пойдет. Будь владыкою их, не отдай им себя на закланье, Будь всегда справедливым, бесстрастным хозяином их. Тот, кто жил для вещей, - все теряет с последним дыханьем, Тот, кто жил для людей, - после смерти живет средь живых. (Вадим Шефнер) Ученик: - В этом стихотворении Вадим Шефнер с иронией говорит о тех людях, которые с особым чувством тратят свое время на приобретение каких – либо вещей. Философский смысл данного литературного произведения выражается в последних двух строчках. Действительно, не стоит тратить время на бесполезные вещи, а стоит задуматься о людях. Учитель: - При каких обстоятельствах мы задумываемся о какой-либо вещи, покупаем ее? Ученик: - Когда нам она нужна, необходима. Учитель: - Верно, в человеческой жизни эта необходимость выражается в понятии потребность. Ученый А. Маслоу знаменит созданием своей иерархии потребностей, он настаивал на том, что потребности выступают в качестве мотивов строго последовательно снизу вверх, не смотря на ситуацию. Потребности делятся на: физиологические, потребности в безопасности и уверенности в будущем, потребности в социальных контактах, потребности в самоутверждении, в самовыражении. (Cлайд 3, см. приложение 2) 2. Учитель: – Откройте тетради, запишите тему урока “Собственность и потребитель”. По середине потребность, 5 стрелок вниз и запишите виды потребностей. 3. (Звучит мелодия “Маленький принц”, сценка отрывка из книги Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Маленький принц - ученик 2-го класса “Б” (костюм принца), деловой человек – ученик 9 класса “А”(черный костюм, галстук). (Слайд 4) Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала “деловому человеку”. Деловой человек был очень занят. Он считал звезды. С неохотой оторвавшись от этого занятия, он ответил на вопрос Маленького принца. Вот какой разговор состоялся между ними: Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними делаешь? Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность. Так что же ты делаешь со всеми этими звездами? Что делаю? Да. Ничего не делаю. Я ими владею. Владеешь звездами? Да. Но я уже видел короля, который… Короли ничем не владею. Они только царствуют. Это совсем другое дело. А для чего тебе владеть звездами? Чтобы стать богатым. А для чего быть богатым? Чтобы покупать новые звезды, если их кто-нибудь откроет. “Он рассуждает почти как тот пьяница”, подумал Маленький принц. И стал спрашивать дальше: А как можно владеть звездами? Звезды чьи? – ворчливо спросил делец. Не знаю. Ничьи. Значит, мои. Потому что я первый до этого додумался. И этого довольно? Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими владеть. Вот это верно, – сказал Маленький принц. И что же ты с ними делаешь? Распоряжаюсь ими, - ответил делец. Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный. Однако маленькому принцу этого было мало. Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой, - сказал он. Если у меня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды! Нет, но я могу положить их в банк. Как это? А так6 пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ. И все? Этого довольно. “Забавно! – подумал Маленький принц. – И даже поэтично. Но не так уж это серьезно”. Что серьезно, а что несерьезно, - это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые. У меня есть цветок, - сказал он, и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы… Деловой человек открыл, было, рот, но так и не нашелся, что ответить, и Маленький принц отправился дальше. Учитель: - Кто, по вашему мнению, более верно понимает право владения – деловой человек или Маленький принц? Ученик: - По моему мнению, Маленький принц владеет, т.е. заботится, переживает и ухаживает за тем, что у него есть. Учитель: - Как можно назвать человека, у которого что-то есть по отношению к этому предмету? Ученик: - Собственником. Учитель: - Молодец! Верно. Важным показателем уровня жизни человека является принадлежащая ему собственность. Собственность гражданина может состоять из движимого и недвижимого имущества бытового назначения. В современном законодательстве гражданину предоставлено право не только иметь собственность, служащую удовлетворению личных потребностей человека и семьи, но и быть собственником средств производства. 4. Учитель: - У Вас на партах лежит Конституция РФ, откройте и найдите статью, в которой говорится о формах собственности. (Слайд 5) Ученик: - В статьях 8,35 Конституции РФ. Статья 35. 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется. Учитель: В Гражданском Кодексе РФ четко определены правомочия собственника. Давайте обратимся к нему и прочитаем статьи № 209, 210, 211, 212. (Слайд 6) Итак, в тетради запишем правомочия собственника (Слайд 7). Таким образом, любая возникшая потребность в чем – то, право на нее зафиксировано в правовых документах: Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ. В XXI веке существует огромное изобилие товаров разного назначения и удовлетворяющие потребностям каждого человека. Чтобы Вы сейчас не захотели – есть все! Человечество с каждым веком, витком в истории достигало появлению какой – либо потребности в разной форме. Казалось бы, всё есть, даже Законодательство РФ побеспокоилось о разнообразии товаров, что нашло отражение в Конституции РФ статья 8 “В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции…”, но проблемы все же место и здесь нашли. 5. Учитель: - Вашему вниманию сейчас будет представлен видеоролик из художественного фильма “Бомж” о важнейшей проблеме, которая имеет место и в современном мире, с которой мы сталкиваемся почти каждый день, реализуя свою потребность. (просмотр видеоролика с 19 мин. по 30 мин. Учитель заранее выставляет время видеоролика). Пока Вы будете просматривать, у себя в тетради делайте пометки, какие права были нарушены по отношению к потребителю. Учитель: - Вы просмотрели обычную жизненную ситуацию, которая может произойти с любым человеком всего за 10 минут. Кто в ней виноват, кто прав, нам предстоит сейчас разобраться. (Фронтальный опрос + обсуждение) - Кто является главным героем? - Кто является второстепенными героями? -Итак, поработаем в группах и обсудим проблему (Слайд 8). 1 ряд – рассматривает ситуацию “Продавец в аптеке – покупатель старенькая бабушка”. - Правильно ли себя ведет продавец? - Что в ее поведении не так? - Имеет ли право она разговаривать с покупателем на повышенном тоне? - Какие права продавец нарушила? 2 ряд – “Продавец в аптеке – покупатель Николай Фролов”. - Как поступил продавец? - Какие права были нарушены? 3 ряд – “Милиция– покупатель Николай Фролов”. - Как действовали милиционеры? - Что они должны были сделать? - Какие права нарушены? Вывод: В России действует Закон “О защите прав потребителя”, который был принят в феврале 1992 г. а в декабре 1995 г. Госдума внесла поправки, целью является то, чтобы подчинить рыночную стихию интересам главных лиц – потребителей. В законе есть три основных группы норм, которые необходимо знать (Слайд 9). Это: - права потребителя;
- механизм защиты прав потребителя;
- ответственность виновных в нарушении этих прав.
6. Учитель: - Какими же правами обладает потребитель? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, у вас на партах лежит Федеральный закон “О правах потребителя”, найдите ответ на этот вопрос и запишите в тетрадь. Ученик: Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. Статья 4. Качество товара (работы, услуги). Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1556
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|