Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование ИКТ при подготовке к написанию сочинений - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование ИКТ при подготовке к написанию сочинений


Автор(ы): Васильева Инна Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Культура создает личность, и чем ее больше,
тем личность значительней.
Для культуры нужны знания, но сама ученость
будет грубовата, если будет не отшлифована.
Изящными должны быть не только мысли,
но и желания, и особенно – речь.
Грасиан-и-Моралес Бальтасар
Речь – удивительно сильное средство,
но и нужно много ума, чтобы пользоваться им.
Георг Гегель
Оснащение школы компьютерной техникой и подключение ее к Интернету открывает перед педагогами и школьниками окно в информационный мир, где одной из задач школы становится формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей, внедрения новых методов и организационных форм учебной деятельности в современной школе.
<Приложение>
<Приложение 1>

В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
– развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
– эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
– развитие коммуникативных способностей;
– формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (использование интегрированных пакетов, различных сред проектирования гипертекстов, Интернет).
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
– повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ;
– обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
– углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу.
Н.Винер высказал мнение: “Отдайте человеку – человеческое, а вычислительной машине – машинное. В этом должна, по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин”.
Важно не только привить учащимся интерес к предмету, поддерживать активность на протяжении всего урока, но и дать им возможность увидеть в предмете то, что их более всего интересует. Для этого на своих уроках я обращаюсь к нестандартным задачам на развитие речи, логики, внимательности, творческого подхода не только к решению, но к созданию творческих заданий самими учащимися. Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии (в том числе, конечно, и Интернет) в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем.
Современные исследователи утверждают, что в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики значительно опережают возможности их использования.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование).
В зависимости от методического построения занятия компьютер способен работать в режиме разных технологических парадигм:
– репродуктивной (“педагогика Упанишад”: следуй за мной, делай, как я);
– интерактивной (“педагогика Сократа”: движение к истине через размышление ученика, отвечающего на вопросы учителя);
– развивающей (“педагогика саморазвития”, “индивидуальная образовательная программа”: преподаватель определяет цель и средства познания, ученик сам избирает пути и способы, которые ведут к цели);
– парадигмы саморазвития – свободного путешествия в пространстве культуры.
Также широко варьируются и формы обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Что, где, когда и как может использовать учитель русского языка и литературы компьютерную технологию?
  1. Электронная библиотека. Она позволяет мгновенно переходить к нужной части текста с помощью содержания, снабженного гипертекстовыми ссылками; создавать закладки; работать параллельно с несколькими произведениями; копировать информацию, распечатывать тексты.
  2. Мультимедийные курсы. Они могут быть использованы и в изложении нового материала, и при закреплении, и при контроле: содержат статьи справочного материала, вопросы и ответы, языковые практикумы, компьютерные диктанты, статьи лингвистического словаря, озвученные анимационные модели, интерактивные таблицы и дикторский текст.
  3. Создание презентаций, публикаций, веб-страниц. При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя может оказаться приложение Power Point, входящее в состав пакета Microsoft Office. Это приложение позволяет учителю самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку с минимальными временными затратами.
К преимуществам Microsoft Power Point как инструментального средства разработки мультимедиа – приложений можно отнести:
  • доступность;
  • легкость в освоении и простоту создания мультимедиа-презентаций;
  • возможность переноса данных из других приложений Microsoft Office, что позволяет расширить для непрофессионального пользователя возможности подготовки содержательного наполнения, а также включать в создаваемые презентации материалы, ранее подготовленные средствами Word и Excel;
  • наличие встроенного языка программирования Visual Basic, позволяющего при необходимости реализовать требуемые интерактивные функции.
  1. Создание тестов.
    Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.
  2. Создание обучающих программ.
  3. Изучение русского языка и литературы с помощью Internet.
Компьютер с соответствующим программным обеспечением выступает как средство управления учебной деятельностью учащихся. Обучение русскому языку в школе призвано решать три равные по значимости задачи:
  • обучение грамотной письменной речи в соответствии с правилами орфографии и пунктуации,
  • развитие речи (формирование умения развернуть письменный или устный монолог в соответствии с требованиями коммуникативной ситуации и проинтерпретировать речевое сообщение собеседника),
  • формирование системы лингвистических знаний (знакомство с терминологией и системой понятий).
Единство трех задач обучения приводит к тому, что урок русского языка по определению включает разнообразные виды учебных действий, необходимые для развития грамотной устной и письменной речи. В создавшихся условиях, когда компьютеры становятся непременным атрибутом нашей жизни, а информационные технологии создают принципиально новые возможности получения человеком знаний, все более актуальными становятся задачи использования их в школе при изучении общеобразовательных предметов, и я хочу представить вам рабочий материал по подготовке учащихся к написанию сочинений.
Мой опыт работы по русскому языку основывается на следующих циклах обучения:
  1. мотивация познавательной деятельности;
  2. формирование новых знаний, умений и навыков;
  3. закрепление ЗУН;
  4. контроль усвоения ЗУН.
Задачи и цели обучения:
  1. познавательные – усвоение, закрепление и обобщение изученного по лексике и фразеологии;
  2. практические – закрепление учебно-языковых, лексико-фразеологических умений и навыков;
  3. воспитательные – умения помочь другим, находить решения на любые ситуации;
  4. развивающие – сопоставление русских и якутских фразеологизмов, умение выделять в них общее и различное, делать самостоятельные выводы.
Почему бы нам, работникам образования, не направить страсть учащихся к новым технологиям в нужное русло? Ведь я могут привлечь внимание ребят к заданиям, рабочему материалу, используя компьютер на различных этапах самого обыкновенного урока по развитию речи. Эта мысль натолкнула меня на создание информационных приложений в форме презентаций Microsoft Power Point при подготовке к выполнению творческих работ.
При подготовке к компьютерным занятиям перед учителем стоят следующие задачи:
  1. Просмотр и экспертная педагогическая оценка всех имеющихся информационных ресурсов и данных программного (мультимедиа) продукта.
  2. Составление выборки (презентации) из программного продукта.
  3. Создание авторской обучающей программы с:
  • дикторским текстом;
  • музыкальным сопровождением;
  • статическими иллюстрациями;
  • видеовставками;
  • интерактивным взаимодействием учащийся – компьютер;
  • включением материалов из сети Интернет.
Использование при подготовке к сочинению ИКТ требует от меня элементарные пользовательские умения:
1) Работа с текстами:
  • Создание и редактирование текста – одно из основных направлений использования компьютера. Каждый доступный учителям компьютер является рабочим местом для создания текста. Для печати текста на бумаге служит принтер.
  • Сохраняют текст либо в компьютере (в виде файла), либо выводят на внешний носитель (CD-диск, дискету), что позволяет легко переносить его на другой компьютер.
2) Работа со звуком:
  • Звук воспроизводится с носителей (дискет, компакт-дисков) с помощью встроенных программ.
  • Для записи и сохранения звука используется любой современный компьютер с установленной звуковой картой и колонками, приводом для компакт-дисков, подключенным микрофоном и наушниками. Можно спеть песенку или проговорить инструкцию для учеников. Идеально иметь устройство для записи собственных CD.
3) Работа со статическим изображением:
  • Статические изображения – пока самый распространенный вид наглядных средств обучения в массовой школе. Компьютерная техника позволяет:
  • подбирать нужные иллюстрации (из Интернета, с CD-дисков, банков данных);
  • сканировать иллюстрации с бумажных носителей;
  • составлять коллажи, рисунки, схемы (с помощью программ Paint Bruch, Corel Drow);
  • соединять изображение со звуком;
  • конструировать программы просмотра иллюстраций (презентации) с помощью программ Power Point.
4) Работа с видеоинформацией:
Источниками видеоизображения могут служить компакт-диск, веб-камера, цифровая видеокамера формата DV, аналоговая видеокамера или видеомагнитофон. Для сохранения и преобразования видеоинформации на компьютере требуется специальное оборудование и программное обеспечение программы монтажа. Имея все это, можно монтировать собственные видеоклипы..
Приложение предназначено для решения методических задач, стоящих перед учителем на уроке подготовки к написанию сочинения. Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником, реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и определенное речевое произведение, текст. Формирование и совершенствование речи учащихся требуют целенаправленной работы. В соответствии с действующей программой на уроках языка ученики получают специальные знания о речи, изучая такие темы программы, как “Стили”, “Текст”, “Тема”, “Основная мысль высказывания”.
К решаемым на уроке коммуникативным (иногда их называют коммуникативно-речевым) умениям относятся:
  • умение раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста;
  • умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание (это умение предполагает умение продумывать содержательный план текста);
  • умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например в жанре невыдуманного рассказа, репортажа, в форме портретных зарисовок и т.д.;
  • умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства;
  • умение править, совершенствовать написанное (последнее относится к коммуникативным умениям письменной речи).
Основные способы введения ИКТ на уроке:
Просмотр видеозаписи урока или его фрагмента в Интернете;
  • мультимедийные презентации, подготовленные как учителем, так и самими учениками (например, в профильном обучении...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1847

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340