Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Урок биологии в 6-м классе Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы
Автор(ы): Цыганкова Ирина Валерьевна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: 1. - Помочь учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, их видового многообразия.
- Разобраться в характере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека.
2. - Развитие ученических умений.
- Развитие навыков исследовательской деятельности (систематизация фактов и явлений, интерпретация данных, установление аналогии, формулировка выводов, установление связи полученных данных с поставленной проблемой).
- Развитие логического мышления, кратковременной памяти.
3. - Воспитание бережного отношения ко всему живому.
- Формирование потребности в экологически грамотном поведении.
1. Мотивационный этап урока. Я рада вас всех видеть, ребята, на уроке, который поможет приблизиться к познанию жизни на планете Земля. Жизнь поистине самое сложное явление в окружающем мире. Сложное, но не хаотичное. На нашей планете она представлена достаточно упорядоченными системами. Мы называем эти системы организмы империи живая природа. В Империи Живая природа выделяют 4 царства: Царство Бактерии Царство Грибы Царство Растения Царство Животные Жизнь любого организма этих царств невозможна без других. - Какие типы отношений возможны между организмами?
- Какие взаимополезные отношения в природе выделяют ученые?
- Чем симбиотические отношения отличаются от мутуалистических?
- Приведите примеры взаимополезных отношений.
- Как вы считаете, есть ли в природе еще примеры проявления взаимовыгодных отношений, или же все прочие отношения построены на конкуренции и нейтрализме?
Поговорить об этом подробнее. Тема урока: «Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» Тема урока записана в рабочем листе. Что вы узнаете нового на уроке? Я предлагаю рассмотреть красоту ничем не привлекательных с первого взгляда организмов - лишайников. На уроке я помогу вам познакомиться с видовым многообразием и значение лишайников, уяснить строение лишайников как организмов, состоящих из грибов и водорослей, постараюсь научить определять тип взаимовыгодных отношений в ходе экспериментально – исследовательской деятельности. Активная работа на уроке поможет развивать ваши ученические умения, и будет способствовать повышению уровня вашей образованности. Сформулируйте ваши учебные цели. Овладению новыми знаниями и совершенствованию способов учебных действий вам поможет дидактический и наглядно-иллюстративный материал, мультимедийная презентация темы. Я надеюсь, что работа на уроке буде способствовать развитию доброжелательного отношения у вас друг к другу, и вы сумеете реализовать себя. Как, на ваш взгляд, что нужно повторить из пройденного материала для достижения поставленных целей? Из предложенного перечня выберите признаки представителей Царства Растения? Ответы обоснуйте. 1. У представителей царства отсутствует морфологически оформленное ядро. 2. У представителей царства плотная клеточная стенка чаще имеется и состоит преимущественно из хитина. 3. У представителей царства имеется плотная клеточная стенка и состоит преимущественно из целлюлозы. 4. Представители этого царства в основном имеют автотрофный тип питания. 5. Представители этого царства, преимущественно прикрепленные организмы с «неограниченным» ростом. 6. Представители этого царства в основном имеют гетеротрофный тип питания. 7. Представители царства имеют разный уровень организации. В зависимости от строения их в системе царства делят на 2 большие группы – низшие и высшие. (Верные ответы:3, 4, 5, 7.) Следующий тип работы связан с работой за компьютером в парах. Выберите себе партнера и выполните задание карточки №1 Я вижу, уже многие справились. Давайте проверим результат. С целью самопроверки знаний и их систематизации я предлагаю вам выполнить проверочную работу по значимому для успешного усвоения материалу. Работа может быть в виде компьютерного тестирования, и тогда вы получаете оценку компьютера или на местах в виде тестирования по карточке №2 и тогда необходимо осуществить взаимопроверку по эталону. На работу отводиться 4 минуты. Каждый из вас получил свою оценку, поднимите руку, кто не допустил ошибок и получил 5поднимите руку, кто допустил 1 незначительную ошибку и получил 4 Молодцы. Полученный результат позволяет нам приступить к новой теме. 2. Ориентировочно–познавательный этап. Лишайники - своеобразная группа медленно растущих организмов, чрезвычайно широко распространенная в природе; они обитают по всему миру – от аридных пустынь до Арктики и Антарктики: на голой почве, стволах деревьев, раскаленных солнцем скалах, на заборах и обдуваемых ветрами альпийских пиках. В настоящее время настывают 26 тысяч видов лишайников. Они разнообразны по размерам, по внешнему виду и окраске, но в организме любого лишайника сосуществует 2 компонента: Гетеротрофный компонент - гриб, или микобионт. Автотрофный компонент - различные водоросли, или фикобионт. Эти 2 компонента в совокупности и образуют тело лишайника, которое называют слоевищем. Различают 3 типа лишайников: Типы лишайников накипные | листоватые | кустистые | лишайники | лишайники | лишайники | С какими словами ассоциируются названия этих типов? Именно внешняя форма слоевища и дало эти названия. Выяснить видовой состав этих групп вам поможет ваш учебник. Откройте его на странице 63. Рассмотрите рис.41 Назовите представителей этих типов. Обратимся к анатомическому строению слоевища лишайников. В слоевище можно выделить 3 слоя: корковый слой, слой водорослей, сердцевина. Самый внешний слой, называемый наружной корой, образован плотно переплетенными гифами гриба, в которой имеются поры. Несколько глубже располагается слой водорослей, где гифы гриба расположены более рыхлые и между ними располагаются клетки водоросли. Водоросли могут находятся только под слоем коры или могут быть pаспpеделены более или менее pавномеpно по всему телу. Обычно клетки фикобионта сконцентрированы по периферии – ближе к свету Центральную часть толщи слоевища занимает так называемая сердцевина, состоящая из рыхлых грибных гиф с большими пустотами, заполненными воздухом. Считается, что этот слой, составляющий около 2/3 толщи слоевища, является запасающим. Нижняя кора тоньше верхней, но в остальном сходна с ней. От нее отходят особые выросты - ризины, с помощью которых лишайник прикрепляется к субстрату. С целью дальнейшего использования полученных сведений об анатомо-морфологическом строении лишайников, запишите в свой рабочий лист эту информацию. Как вы считаете, какую роль выполняет микобионт и фикобионт в составе лишайника? При ответе на этот вопрос можно использовать сведения об анатомо-морфологическом строении лишайников. Объясните взаимосвязь между ролью фикобионта в составе лишайника и его расположением. Какую, на ваш взгляд, роль выполняют поры наружной коры лишайника и сама наружная кора? В чем, на ваш взгляд, заключаются взаимовыгодные отношения гриба и водоросли в составе лишайника? Лишайники – это взаимовыгодное сосуществование гриба и водоросли.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2030
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|