Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Комбинированный урок русского языка по теме Корни с чередованием -е- – -и-
Автор(ы): Тойгильдина Ирина Георгиевна, преподаватель марийского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - закрепить правописание безударных гласных в корне, научиться определять чередующиеся гласные Е//И в корне слова;
- развивать умения проверять безударную гласную в корне;
- воспитывать интерес к языку, чувство патриотизма, любовь к родному краю.
Задачи: - расширение кругозора студентов;
- развитие речи.
Оборудование: - опорные таблицы,
- карточки с заданиями,
- учебники русского языка (Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В., ч.1, Закирьянов К.З., основной курс).
Тип урока: комбинированный. Продолжительность: 90 минут. I. Организационное начало урока. 1. Проблема урока: правописание слов с чередующимися гласными е//и в корне слова. – Почему этот вопрос важен при изучении орфографии? Попробуем рассмотреть проблему вместе на сегодняшнем уроке, тема которого сформулирована (на доске). 2. Тема и постановка целей урока. - Для этого повторим пройденный материал, закрепим правописание безударных гласных в корне, научимся определять чередующиеся гласные Е//И в корне слова, сделаем выводы по новой теме,. II. Повторение пройденного материала. 1. Работа по карточкам. А) вставить пропущенные буквы. Б) выделить корни с чередованием о//а. В) написать на какие правила эти слова (выполняют 2 человека). Карточка № 1. Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, перекл..няться перед кем-нибудь, перекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костер; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..ренный луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря. Карточка № 2. Держать р..внение в рядах, р..вномерное движение, разр..внять грядки, ср..внить два числа, неср..внимые величины, подр..внять кусты сирени, увеличить ур..вень производства, р..вняться на передовиков, решить ур..внение, удачное ср..внение, зар..внять канаву, великолепная р..внина; буйная пор..сль, р..сти вширь и вглубь, неправильное ср..щение кости, зар..стать травой, болото пор..сло мхом, новая отр..сль промышленности, нар..стить силы, отвратительный р..стовщик. 2. Синтаксический разбор (выполняет у доски 1 человек). В Уфе (обстоятельство) начинал (сказуемое) свой (определение) творческий (определение) путь2 (дополнение) выдающийся (определение) русский1 (определение) певец Федор Шаляпин (подлежащее). А) определить орфограммы: Уфа, Федор Шаляпин – собственные имена существительные; начинал – безударная гласная в корне слова; свой, творческий – стечение согласных в начале слова (сывой, тыворческий); путь – мягкий знак на конце; выдающийся – причастие, правописание –ущ, -ющ; русский – удвоенная согласная; певец – безударная гласная в корне слова, буква ц на конце. Б) определить лексическое значение слова выдающийся – выделяющийся какими-нибудь положительными качествами. 3. Морфемный и словообразовательный анализ (выполняет у доски 1 человек). Русский – рус- корень, -ск- суффикс, -ий – окончание. Основа русск- производная. Русский – имя прилагательное, обозначает признак предмета. Русский ---- рус, образовано при помощи суффикса –ск-, тип морфологический, суффиксальный. 4. Фонетический анализ (выполняет у доски 1 человек). Путь – [пут,] – 4 буквы, 3 звука, 1 слог. Путь – ударный, закрытый слог. у[у] – гласный звук, лабиализованный, верхнего подъема, заднего ряда, в сильной позиции. пэ[п] – согласный звук, шумный, смычный, глухой, губной, двугубной, твердый, в сильной позиции. тэ[т,] – согласный звук, шумный, смычный, глухой, язычный, переднеязычный, мягкий. 5. Словарная работа. Закирьянов К.З., Русский язык, упражнение 87, страница 58. А) списать, вставляя пропущенные буквы. Б) объяснить правописание корней с чередующимися гласными. В) указать, на каком принципе основаны эти написания. Заг..р, заг..релое, уг..рный, г..рят; з..ря, з..ри, з..рница; изл..жение, изл..гать, предл..гать, предл..жение; к..снуться, к..сательная, соприк..сновение; прекл..няться, кл..няться, покл..н; р..стение, зар..сли, выр..щивать, водор..сли, возр..ст, отр..сль, пор..сль; р..вная, р..вновесие, ур..внение, ср..внять; м..кать, разм..кшие, непром..каемый; ск..кать, переск..чить; пл..вательный, спл..влять, пл..вец. 6. Развитие речи. А) составить краткий рассказ со словами: загорелое, пловцы, вымокнуть, непромокаемый плащ. Б) зачитать работы. III. Сообщение новой темы. 1. Запись на доске под диктовку. Убираю комнату – уберу комнату. Отпирать замок – отпереть замок. Замереть от страха – замирать от страха. Растереть сахар – растирать сахар. Удирает без оглядки – удерет без оглядки. Разжигать костер – разжечь костер. Вычитать числа – вычесть число. Расстилать скатерть – расстелить скатерть. Блистать на солнце – блестеть на солнце. 2. Выделение корней и суффиксов. Убираю – -бир- корень, -а- суффикс, уберу – -бер- корень, суффикса нет ит.д. 3. Вывод. В этих корнях с чередующимися гласными Е//И, всегда пишется И, если после корня следует суффикс –а-, в других случаях Е. 4. Запись следующей группы слов: пожать руки – пожимать руки, проклясть кого-нибудь – проклинать кого-нибудь, занять поз...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 4301
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|