Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Коммуникативно-развивающее обучение русскому языку
Автор(ы): Шакирова Резида Хидиятовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В сегодняшнем образовательном пространстве успешность личности во многом будет определять методы и приемы, способствующие организации совместной рефлексивной деятельности двух субъектов обучения, учителя и ученика. Именно в этом аспекте видится наиболее эффективным внедрение в процесс обучения технологий коммуникативно-развивающего типа, предполагающих интерес к внутреннему миру ученика. Уроки, построенные по коммуникативно-развивающим технологиям, требуют от учителя индивидуального (творческого) подхода к организации урока и учебно-воспитательного процесса в целом. Открытое я ученика и учителя меняет традиционное понимание урока как урока семинара, мало обращенных к рефлексивному поведению учителя и ученика. Специфика отношений, складывающихся в условиях коллективной учебной деятельности такова, что требует от каждого ученика включения в совместную интеллектуальную, творческую, речевую деятельность. На уроках коммуникативно-развивающего обучения учитель становиться полноправным субъектом учебной деятельности. Умело моделируя информацию и общение, он подводит учащихся к самостоятельным выводам и заключениям. Ведущим принципом метода активизации деятельности личности на уроках коммуникативно-развивающего обучения является положение о двуплановости обучения. Важен принцип сочетания сознаваемого и несознаваемого. Именно поэтому учебный материал и сами занятия должны быть аттрактивны (привлекательны, интересны, эффектно оформлены) с использованием зрительно-слуховой наглядности. Игры должны создавать необходимую мотивацию, иметь коммуникативную направленность, должны вызывать интерес к их предметному содержанию, быть проблемными и вызывать школьников на решение мыслительных задач. Важным этапом данной технологии является моделирование информации и общения. На уроке необходимо создать «коммуникативное ядро» общения, предполагающее формирование единой речевой ситуации. Речевая среда, эмоциональный тонус урока обеспечивают активизацию познавательной деятельности и повышают уровень усвоения учебного материала. Важнейший принцип коммуникативно-развивающего обучения – это рефлексия. Этот метод развивает у учащихся навыки самоанализа, самоконтроля, умение использовать свой внутренний потенциал, самосознание. Очень важно личное рефлексивное поведение учителя, проявляющееся в искренности, доверительности отношений с учащимися. Необходимо поощрение рефлективного поведения. Это прежде всего выражается в положительной реакции учителя на искреннее поведение ученика. Активно внедряется диалог. Учимся быть искренними. Каждый для себя отвечает на вопрос: А как бы я поступил ? Что для меня это значит? Как я к этому отношусь? Таким образом они учатся позитивно мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации. Использование дидактических игр, моделирование ситуации, работа с текстом, использование пословиц, поговорок, выполнение различных заданий к уроку, объединившись в творческие группы, формирование проблемных ситуаций и их разрешение методом подводящего диалога – это эффективные средства коммуникативной деятельности, способствующие не только развитию коммуникативных способностей, но и активизации мыслительной деятельности и познавательной активности. Главное средство создания возможностей общения на уроках коммуникативно-развивающего обучения – это организация учебного материала в рамках тем, в основе которых лежит какой-либо фрагмент объективного мира. То есть учебный материал организуется вокруг таких тем, как «Что есть красота…?», «Зимние забавы…», «Короткая, но дивная пора…» и др. Такая тематическая организация учебного материала позволит учителю показать, как «работает» слово, даст возможность почувствовать силу языка и слова. Выбирается для урока материал художественно значимый, то, что будет воздействовать на сердце, ум учащихся и способствовать их нравственному развитию. Ниже представлена серия уроков по русскому языку, в основе которых лежит фрагмент объективного мира, способствующий развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся. Уроки Тема: Повторение по теме «Деепричастие». Микротема: Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь… Цели урока: повторить правила постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах; отработка навыков правильного построения предложений с деепричастными оборотами; развитие речевого общения и творческой активности; воспитать интерес к народным праздникам; показать красоту и силу языка; пробудить чуткое, трепетное отношение ко всему прекрасному на Земле. Оборудование: слуховая наглядность, карточки с заданием, тексты для комплексного анализа. Ход урока. I. Вступительное слово учителя, постановка задач для каждого этапа урока. II. (Формирование коммуникативного ядра) Начнем урок. Совместим приятное с полезным. Наступила зима. То, что вы с нетерпением ждали. С чем связаны ваши ожидания ? (Слушание ответов учащихся). Да, зима- это сказочно богатый лес, забавы, праздники. Начнем разговор с праздников. III. Синтаксический разбор предложения. 5 декабря – День Прокопа. А что в народе говорят про это? - Пришел Прокоп, разрыл сугроб, по снегу ступая, землю копает.
С этого дня на Руси открывается санный путь. - Прокоп прокопает, а Катерина укатает.
7 декабря – день Катерины-санницы. С этого дня на Руси начинались катания на санях, гулянья. В старинной Москве, на Лубянке, устраивались ярмарки, санный торг. Парные, одиночные сани можно было купить. Расписные сани славились. Святки. От 25 декабря до 6 января. - Настали святки, то-то радость, гадает ветреная младость.
IV. Средством постановки познавательных задач, создания учебных ситуаций, стимулирующих изучение языка в условиях функционирования в речи, часто выступают целенаправленно отобранные тексты. Поэтому ввожу в урок текст Б. Рыбакова..Комплексная работа с тексом «В декабре». 1. «Дека» в переводе с греческого означает «десять». 2. Название «декабрь» появилась в глубокой древности, когда декабрь был десятым месяцем в году. 3. В народе говорят, что декабрь замостит и загвоздит, давая саням ход. 4. 7декабря-День Катерины-санницы. 5. В старинной Москве, на Лубянке, устраивались ярмарки. 6. Там можно было купить парные, одиночные сани. 7. Особенно славились расписные сани. 8. Крестьянин мог купить дровни. 9. Детвора смело каталась с высокой горы. 10. Интересно было смотреть на шумное веселье катающихся. 11. Многие опрокидывались вверх ногами, другие налетали на них, кувыркаясь. 12. Слышен был громкий хохот, оглашающий окрестность. - Определи стиль и тип речи.
- Укажите предложения,усложненные деепричастным и причастным оборотами.
- Укажите способы связи предложений во втором абзаце.
1, 2 – лексический повтор; 5-6 –наречие; 7-8 – контекстуальные синонимы. - Какой частью речи является подчеркнутое слово. (существительное)
- Найдите в тексте устаревшее слово.(дровни – деревянные сани для перевозки дров).
V. Игра «Графический диктант». А теперь вернемся к вашим домашним заданиям и поговорим о приметах зимы. Какие приметы зимы вы знаете? – Если ворона на верхушке дерева сидит- к морозу. – Какой выдался первый день, такая и зима будет. – Перед морозами сильна тяга печей. – Перед морозами издалека слышны лай собак, людские голоса. А теперь послушайте мои приметы. Но, как условились, совместите приятное с полезным. Запишите номера схем предложений в порядке их соответствия по конструкции прочитанным мною предложениям. У вас должно получиться 5-значное число. На доске заранее учитель чертит схемы предложений.) - Жди мороза, если ворона сидит, прижавшись к стволу дерева.
- Перед морозами воробьи прячутся в чащобах.
- Воронья стая, играющая в воздухе, извещает о снегопаде.
- Жди бурана, если увидишь собаку, валяющуюся в снегу.
- При наступлении холодов гуси хлопают крыльями, поджимая под себя одну ногу. Какие варианты чисел у вас получились?
Правильный ответ – 5 4 3 1 3 Ребята комментируют схемы. - 1 предложение сложное, придаточная часть усложняется деепричастным оборотом;
- 2 предложение простое;
- 3 предложение простое. усложненное причастным оборотом;
- 4 предложение сложное, придаточная часть усложняется причастным оборотом;
- 5 предложение простое, усложненное деепричастным оборотом.
VI. Рефлексия, домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру о зимних забавах, используя причастные и деепричастные обороты. Тема: Сочинительные и подчинительные союзы. Закрепление. Микротема: "Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года". А.С.Пушкин. Цели урока: повторение и закрепление знании о сочинительных подчинительных союзах; развитие навыков речевого общения; показать красоту природы, воспитать чувство красоты. Эпиграф: "С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы в детстве выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешьея без всякой причины" А.П. Чехов I. Вступительное слово учителя. Какой бы красивой, хорошей ни была зима, мы радуемся ей в декабре,январе,но уже в феврале мы устаем от нее и с нетерпением ждем весны. Об этом и Пушкин пишет: Но надо знать и честь,полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, медведю, надоест. Надоедает зима и нам. Вот как у Чехова. /Читается эпиграф/. В душу просится весна, ты улыбаешься без всякой причины и учиться не хочется. Так давайте попробуем совместить полезное с приятным: урок и весну. II. Проверка домашнего задания. Ученики читают стихи Есенина, Некрасова, Тютчева о весне, указывают сочинительные и подчинительные союзы. Затем переходят к пословицам и поговоркам, также указывают союзы. Весна красна цветами, а осень снопами. Красна весна, да голодна, и др. III. Задания на повторение. 1. Составление сложных и простых предложений с подчинительными и сочинительными союзами. Предложения должны соответствовать теме и настроению урока. Например: Весна выслала вперед ручейки, чтобы разбудить сонный берег и др. б) Игра по карточкам-лото. тополи…ый клей | что(бы) мне делать | осл…пительное солнце | (в) течение дня | снег..гон вод…лей | гроза (в)начале мая | за(то) дерево | улыбнулась (не)вольно | к…жется | снег да снег | б..дрящий иживительный | (по)прежнему лежит снег | войдет в раж(…) | выслана(в)перед | выд..ржалииспытание | выбратьсяиз(под) снега | со(н,нн)ый берег | то(же) от снаочнулись | солнышко ра..топит | чувствуеш(…) весну | Все слова и словосочетания объединены но теме "Весна". – Найдите и закройте прозрачней бумагой орфограммы: - правописание слов через дефис
- соединительная гласная в слове
- правописание союзов
- 1 и 2 буквы "н" в прилагательных и т.д.
/Ученик,закрывший определенный ряд слов, объясняет их правописание/. – Словарная работа:/слова из карточки-лото/. Снегогон, водолей – это народные названия месяца апреля. Войти в раж /набирать силу/ – фразеологический оборот. 2. Комплексный анализ отрывка из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Синея, блещут небеса, Еще прозрачные,леса Как будто пухом зеленеют Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют, Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей. А.С. Пушкин IV.Определите тему, назовите ключевые слова. Подберите варианты названия. - Найдите слова,употребленные в переносном значении.
- Объясните значение подчеркнутых слов.
- В каком значении употребляется прилагательное «прозрачные»
- Объясните лексическое значение слова вешний /област,,поэтич,/ - весенний
- Найдите союзы,объясните их роль в тексте.
- Объясните постановку знаков препинания.
V. Сочинение-этюд. "Жду весну" На предыдущих уро...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2219
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|