Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Тема: Углеводы, их классификация и значение. Важнейшие моносахариды, их строение, свойства. Применение углеводов
Автор(ы): Журавлева Мария Алексеевна, учитель биологии и химии; Соврасова Надежда Александровна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Дать общее понятие об углеводах, как о полифункциональных органических соединениях. Рассмотреть классификацию, строение, свойства, значение и применение этих соединений. Задачи: - Познакомить учащихся с особенностями строения углеводов на примере моносахаридов, их свойствами и значениями;
- Продолжить развивать умение выявлять связь между составом, строением молекул углеводов и их свойствами и функциями;
- Умение использовать полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы;
- Формирование научного мировоззрения.
Оборудование: таблицы, кристаллы глюкозы, CuSO4, NaOH, демонстрационные образы (фруктовые соки и мед), химическая посуда, спиртовка, мультимедиа. Методы обучения: кооперативное обучение, беседа, рассказ, объяснение. Тип урока: интегрированный урок по химии и биологии. Структура урока 1. Установка целей и мотивация. Общее представление об углеводах. 2. Изучение нового материала: 2.1 Содержание углеводов в клетке и их классификация; 2.2 Состав и строение моносахаридов на примере глюкозы; 2.3 Физические и химические свойства глюкозы; 2.4 Получение углеводов, их биологическая роль в живых организмах; 2.5 Применение углеводов. 3. Закрепление. 4. Итог урока. 5. Домашнее задание. Ход урока 1. Установка целей и мотивация. Общее представление об углеводах. Установка цели и мотивация. Общее представление об углеводах. Вступительное слово учителя: Эти вещества достаточно сложные полифункциональные соединения, широко распространенные в природе и хорошо известные каждому человеку. Общая формула этих соединений: Сn(Н2О)m. Какие химические элементы входят в состав этих соединений? В каких соотношениях в этих веществах находятся Н и О? Какое название можно дать группе соединений, имеющих формулу Сn(Н2О)m? Да, исторически сложившееся название подобных веществ – углеводы. Современное понятие углеводов основано не на формальном соответствии состава приведенной выше формулы, а на сходстве химического строения и свойств веществ этого класса. Поэтому состав некоторых углеводов не соответствует этой формуле и наоборот многие вещества с подобным составом не являются углеводами – например уксусная кислота. Тема сегодняшнего урока: Углеводы, их классификация и значение. Важнейшие моносахариды, их строение, свойства. Применение углеводов. Задачи: - Познакомиться с классификацией углеводов;
- Изучить особенности их строения, свойства на примере моносахаридов;
- Выяснить биологические функции углеводов, их применение.
Проблема: Докажите, что углеводы самые универсальные и самые распространенные органические вещества на Земле? 2. Изучение нового материала. Методика изучения нового материала Кооперативное обучение учащихся - это совместное взаимообучение и работа учащихся в небольших группах, направленное на выполнение заданий, исходя из общих целей и задач урока. 1. Объединение учащихся в группы (4 группы по 6 человек); 2. Распределение ролей в группе: 2.1 Докладчик – учащийся, выступающий по результатам обсуждения и выполнения заданий в группе; 2.2 Секретарь – фиксирует итоги обсуждения, делает записи; 2.3 Хронометрист – следит за временем, которое на каждое задание отводится. 2.4 Лаборант – выполняет экспериментальную часть заданий. 2.5 Консультант – сильный ученик, подготовленный заранее учителем для оказания помощи в изучении наиболее сложных вопросов. 3. Поэтапное выполнение общих заданий по теме урока; 4. Обсуждение вопросов в группе, согласно отведенному времени на каждое задание, обмен информацией, объяснение друг другу материала, решение поставленных проблем, подведение итогов. 5. Поэтапный отчет групп по изучаемым вопросам в соответствии с планом урока. 6. Оформление результатов работы в тетради. 2.1 Содержание углеводов в клетке и их классификация Впервые в 1844 г. термин углеводы ввел отечественный ученый К.Шмидт. Углеводы – органические соединения, состоящие из С, Н и О Задание №1 Содержание углеводов в живых организмах. - Каково содержание углеводов в клетках живых организмов?
- Какие клетки наиболее богаты углеводами? Приведите примеры
Углеводы содержатся в живых клетках в небольшом количестве около 1% от массы сухого вещества; в клетках печени и мышц их больше до 5%. Растительные же клетки очень богаты углеводами: в высушенных листьях, семенах, особенно семенах бобовых и злаков, в плодах, клубнях картофеля их содержание от 70% - 90% Классификация углеводов сложна и многопланова, поскольку проводится по большому числу признаков. В приложении №1 приведена классификация углеводов по числу остатков моносахаридов в молекуле, по числу углеродных атомов в моносахариде и природе карбонильной группы в нем, по отношению к окислителям. Задание №2 Классификация углеводов - Какие углеводы называются моносахаридами?
- Какие признаки положены в основу классификации моносахаридов?
- Какие углеводы относятся к олигосахаридам?
- Какие углеводы называют полисахаридами?
- Какие олигосахариды относят к восстанавливающим, а какие невосстанавливающим?
- Назовите полисахариды по классификации разветвленные и линейные
- Назовите углеводы растворимые и нерастворимые.
Ответы - Углеводы, которые не подвергаются гидролизу, называются моносахаридами.
- Если моносахарид содержит альдегидную группу и представляет собой альдегидоспирт, его называют Альдозой. Если карбонильная группа находится не у первого углеродного атома, углевод является кетоспиртом и называется Кетозой. По числу углеродных атомов в молекуле моносахариды делятся на: Тетрозы(4 атома), Пентозы(5 атомов), Гексозы(6 атомов)
- Если углевод содержит несколько (2до10) остатков моносахаридов и образует их при гидролизе, его называют олигосахаридами
- Полисахариды представляют собой природные полимеры, состоящие из нескольких сотен и даже тысяч остатков моносахаридов.
- Олигосахариды, способны вступать в реакцию с реактивом Толенса (реакция «серебряного зеркала») называются восстанавливающими, в противном случае – невостанавливающими.
- Разветвленные – крахмал, гликоген. Линейные – целлюлоза.
- Растворимые – моносахариды. Нерастворимые – полисахариды.
2.2 Состав и строение моносахаридов на примере глюкозы Учитель: Молекулярная формула глюкозы С6Н12О6 Сегодня нам предстоит выяснить, каково же химическое строение глюкозы, какие функциональные группы входят в ее состав. Так как глюкоза относится к кислородосодержащим органическим веществом. Вопрос №1 Назовите в состав каких функциональных групп входит атом кислорода. Ответ учащихся: Гидроксильная, карбонильная, карбоксильная Учитель: Используя, имеющиеся на столах химические реактивы: растворы глюкозы, лакмус, спиртовка, штатив с пробирками, пробиркодержатель; необходимо выполнить следующее задание. Помните о технике безопасности при работе с химическими реактивами. Задание № 2 1. Определите наличие функциональных групп в молекуле глюкозы. 1.1 Карбоксильной группы 1.2 Поскольку в молекуле глюкозы сравнительно много кислородных атомов, можно предположить, что глюкоза относится к многоатомным спиртам. Докажите это опытным путем. Сколько же гидроксильных групп содержится в молекуле глюкозы? Известен сложный эфир глюкозы, в молекуле которого 5 остатков уксусной кислоты. 1.3 Выяснить характер еще одного кислородного атома. В какой функциональной группе он может присутствовать. Докажите опытным путем. 2. Сделайте вывод о строении глюкозы 3. Запишите структурную формулу глюкозы. Ответы: 1.1 Лакмус – нейтральная среда 1.2 Раствор глюкозы прилить к свежеприготовленному гидроксиду, меди(2) образуется ярко-синий раствор алкоголята меди. Это подтверждает принадлежность к многоатомным спиртам. В молекуле глюкозы 5 гидроксильных групп 1.3 Образовавшийся ярко-синий раствор меди(2) нагреть, то сперва наблюдается образование желтого осадка-гидроксида меди(1), который затем превращается в красный оксид меди(1).Эта реакция на альдегиды. 2. Глюкоза – альдегидоспирт. 3. Учитель: Опытным путем мы доказали, что в молекуле глюкозы содержится альдегидная группа, значит у нее должны наблюдаться и другие реакции характерные для альдегидов. Однако при сливании растворов глюкозы с фуксинсернистой кислотой, характерной для альдегидов красно-фиолетовой окраски не появляется. Вопрос: В чем причина? Ответ: Причина, видимо в каких-то особенностях строения глюкозы. Исследования ученых показали, что в ее растворе содержится молекулы не только с открытой цепью атомов, но и циклические, в которых нет альдегидной группы. Что же представляют собой циклические молекулы глюкозы? Объяснение учителя: В результате свободного вращения атомов вокруг ординарных связей, молекулы цепного строения могут принимать различную пространственную форму. Молекула глюкозы в таком случае может принять форму, когда альдегидная группа близко подойдет к пятому углеродному атому. Тогда произойдет ее взаимодействие с гидроксильной группой; отрицательно заряженный атом кислорода гидроксильной группы (С5) установит связь с атомом углерода карбонильной группы, атом водорода переместится к отрицательно заряженному кислородному атому карбонильной группы, где образуется новая гидроксильная группа. Это приведет к замыканию молекулы через кислородный атом в шестичленное кольцо и альдегидной группы в такой молекуле уже не будет (Приложение №2) Новая гидроксильная группа может оказаться по ту или иную сторону плоскости цикла. Соответственно образуются альфа и бэтта форма, циклической глюкозы. Англичанин Хеуорс, получивший за цикл работ по углеводам в 1937 г. Нобелевскую премию, предложил так перспективные формулы глюкозы, в которых учитываются и химическое строение, и пространственное расположение атомов в молекуле (Приложение №3) Кристаллическая глюкоза состоит из циклических молекул альта-формы. При растворении в воде образуются и молекулы бэтта-формы. Это превращение идет через промежуточное образование молекул альдегидной формы. 2.3 Физические и химические свойства глюкозы Задание №3 1. Охарактеризовать физические свойства глюкозы: a. цвет; b. растворимость в воде; c. вкус. 2. Химические свойства: Свойства, обусловленные наличием в молекуле | Специфические свойства | Гидроксильных групп | Альдегидной группы | | | | Ответы: 1 а) бесцветное кристаллическое вещество, б) хорошо растворяется в воде, в) сладкий вкус. 2) см. приложение № 4 2.4 Получение углеводов, их биологическая роль в живых организмах. Задание №4. Получение углеводов, функции углеводов и их применение. Вспомните из курса биологии, в результате какого процесса происходит образование углеводов в природе? - Каким способом можно получить глюкозу в промышленности?
- Какие функции выполняют углеводы в живых организмах?
- Заполнить таблицу:
углеводы | Биологическая роль | | | Сообщения. Работа в группах. Фотосинтез. Уникальный процесс, происходящий в природе, в результате которого образуются углеводы, осуществляется только...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 7387
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|