Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Коммуникативные функции сложноподчиненного предложения - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Коммуникативные функции сложноподчиненного предложения


Автор(ы): Кочеткова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
образовательные:
1) закрепить знания о строении сложноподчиненного предложения и пунктуации в нем;
2) обобщить знания о языковых средствах, используемых в сложноподчиненных предложениях.
развивающие:
1) развивать память, воображение, сравнение, речь;
2) умение работать в парах.
воспитательные:
1) воспитывать любовь к природе, чувство бережного к ней отношения;
2) формировать экологическое мышление.
Методы и приемы.
Слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа, выразительное чтение, сообщения учащихся, устное публичное выступление.
Оборудование.
Эпиграф, фотографии с видами красивых уголков Тамани, таблица “Стилистический эксперимент”.
Человек живет в определенной окружающей
среде. Если он ее загрязняет, то тем самым
угрожает жизни, грозит гибелью человечеству.
Д.С.Лихачев
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие кадет.
2. Начало урока, эмоциональная и интеллектуальная разминка.

Тема урока на доске не записана. Учащиеся должны сформулировать ее сами, поработав с эпиграфом.
  • Работа с эпиграфом. Учащимся предлагается осмыслить высказывание Д.С.Лихачева, записанное на доске, и придумать, как оно может быть связано с новой, ученикам пока неизвестной, темой урока. В результате “вчитывания”, “вглядывания” в эпиграф, учащиеся приходят к выводу, что на уроке они будут говорить о проблемах экологии, о том, как сложноподчиненное предложение поможет им ярко, эмоционально построить высказывание об этих проблемах.
  • Формулировка темы. Учащиеся, самостоятельно сформулировав тему, записывают ее в тетрадь, учитель - на доске.
  • Критерии оценки. Учитель раздает учащимся карточки, на которых обозначено, что необходимо знать и уметь на ту или иную оценку. (Приложение №1)
  • Определение целей урока. Ознакомившись с критериями оценки, каждый ученик определяет для себя индивидуальную цель урока и записывает ее в тетрадь.
Разминка создает необходимый эмоциональный и интеллектуальный настрой учителя и учеников. Теперь можно переходить к работе над темой урока.
3. Погружение в тему.

1. Учебная цепочка “Вопрос для друга”.
Начинает учитель: “Дайте определение сложноподчиненного предложения”. Ответивший ученик задает вопрос другому, и так, пока вопросы по данной теме не закончатся.
2. Интеллектуальный штурм. Работа с текстом по парам.
Каждая парта получает карточку с текстом, в котором пропущены знаки препинания и буквы в словах. Необходимо восстановить текст и выполнить задание, подобранное для каждой пары. Пропущенные знаки препинания нумеруются (каждая запятая), слово с пропущенной буквой также получает порядковый номер.
Текст.
Ах, как было хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер их звонких голосов! На крыльях своих они, наверно, унесли капли росы, и песни их казались орошенными росою.
Задания к тексту (рассчитаны на десять пар).
1) Объяснить первую орфограмму в тексте.
2) Объяснить вторую орфограмму в тексте.
3) Объяснить третью орфограмму в тексте.
4) Объяснить четвертую орфограмму в тексте.
5) Объясните постановку первой запятой в тексте.
6) Объясните постановку второй и третьей запятых в тексте.
7) Объясните постановку четвертой запятой в тексте.
8) Объясните постановку пятой и шестой запятых в тексте.
9) Объясните постановку седьмой запятой в тексте.
10) Прочитайте текст, назовите средства выразительности.
Во время ответов групп учитель фиксирует количество неправильных ответов, неточностей, время ответа, определяя, кто победил в штурме.
4. Лабораторная работа.

К доске выходят победители интеллектуального штурма. Они выполняют задания по определению строения сложноподчиненного предложения, средств связи в нем, особенностях пунктуации. Учащиеся записывают предложения в таблицу в колонку “Материал для наблюдений”, а после синтаксического разбора коллективно выполняется аналитическая работа, ее результаты записываются в колонку таблицы “Выводы”.
Таблица
материал для наблюдений выводы
1. Человек создан для счастья, как птица для полета.[ ], (как).
2. Мы в ответе за тех, кого приручили.
[ ], (кого).
3. Берегите природу, ибо все мы ее дети.
[ ], (ибо).
1. Неполное предложение подчеркивает единство всего предложения.2. Важна форма придаточного предложения.
3. В СПП важен подбор союза.
5. Сотворчество как этап урока.
1.Обучение рецензированию. Проверка домашнего задания.
Было задано написать мини-сочинение - размышление над одним из предложенных высказываний:
1) Человек создан для счастья, как птица для полета. (В.Короленко)
2) Мы в ответе за тех, кого приручили. (А.Сент-Экзюпери)
Прослушаем три-четыре работы, рецензируем их. Оценка выставляется и за сочинение, и за рецензию.
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1484

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340