Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Комплексный анализ текста в 5-м классе с интегрированием элементов урока рисования - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Комплексный анализ текста в 5-м классе с интегрированием элементов урока рисования


Автор(ы): Сергеева Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • Повторение и систематизация изученного в 5 классе по темам: «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика», «Морфемика», «Лексика», «Типы речи», «Стили речи».
  • Развитие умения учащихся работать с текстом на базе данных тем.
  • Развитие умения составлять текст на лингвистическую тему.
  • Умение систематизировать и обобщать изученный материал. Развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, диск «Русские художники-передвижники», диск с записью текста, распечатанные тексты у каждого учащегося и их рисунки на тему: « Рассвет». Диск «Типы речи», словообразовательные словари.
ХОД УРОКА
1. Организация внимания
2. Слово учителя (чтение учителем наизусть стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Рассвет»):
Вот – полосой зеленоватой
Уж обозначился восток, туда тепло и ароматы
Помчал по степи ветерок;
Бледнеют тверди голубые;
На горизонте – всё черней
Фигуры, словно вырезные,
В степи пасущихся коней.
– Это стихотворение русского поэта А.Н.Майкова. Называется оно «Рассвет». Таким увидел начало дня поэт. Сегодня на уроке мы познакомимся с прозаическим описанием зарождающегося дня. (Объявляются тема, цели и задачи урока).
3. Комплексный анализ текста
(На экране текст для комплексного анализа).
Ночь прибл..жалась к к..нцу. Перед нами ра..кинулся широкий луг, а в отд..лении бл..стела холодным син..м огнём спокойная река. В воздух.. ещё ст..яли прозрачные лун..ые нити, но небосклон нежно р..зовел.
Крас..та этой б..ръбы света лунной ночи и молодой з..ри была достойна кист.. лучшего художника.
(Выразительное чтение текста учителем, затем – учеником).
А)
– Можно ли эти предложения назвать текстом?
– Докажите, что это текст. (Все предложения связаны по смыслу, грамматически и объединены одной темой).
– Как устанавливается смысловая связь? Грамматическая?
– Как определить тему текста? (Задать вопросы: о ком или о чём говорится в тексте, найти «ключевые» слова).
Б)
– Что увидел автор? Какие образы природы изобразил? (Ночь, луг, реку, лунные нити, небосклон, молодую зарю).
– Что заметил, приметил? (Ночь приближалась к концу).
– В прямом или переносном значении употреблён глагол приближалась?
– Определите лексическое значение этого слова, подобрав к нему синонимы. (Подойти.)
– Определите грамматическое значение глагола. (Прош. вр., З л., ед.ч., ж.р.).
– Значит, ночь ещё не закончилась? Найдите в тексте предложение, которое подтверждает ваш ответ. («...стояли прозрачные лунные нити»).
– Значит, ночь ещё не закончилась. А рассвет уже наступил? (Нет).
– Подумайте, как можно назвать этот момент в изменении природы, когда ночь ещё не прошла, а рассвет ещё не наступил? (Рождение утра).
(Записать тему текста).

– Но что изменилось уже в природе? («.. .небосклон розовел»).
– Как же постепенно рождается день? (Рассвет, утро, день).
– Запишите в тетрадях эти слова. Определите части речи, подберите к ним антонимы. (Рассвет – закат, утро – вечер, день – ночь).
Вывод: В природе всё гармонично.
4. Определение основной мысли текста
– Как определить основную мысль текста? (Для чего, с какой целью написан автором текст)
– Что же заставило автора взяться за перо? (Красота зарождающегося дня). Найдите предложение, в котором раскрывается эта мысль. (В тетради записывается последнее предложение).
– Что служит автору для создания текста, образов, описания красоты природы? (Слово).
– Что используют художники, чтобы передать красоту природы на своих полотнах? (Краски и кисть).
– Как называют художников, изображающих природу? (Пейзажисты).
– Объясните лексическое значение слова «пейзаж». (Вид).
– Назовите русских художников-пейзажистов. (И Левитан, А Куинджи, И.Шишкин, Ф.Васильев и др.)
(На экране репродукции картин художников-пейзажистов).
– Вспомните названия картин, которые вам знакомы из уроков рисования.
Вывод: Своё мироощущение и красоту природы художники передают через краски, а писатели при помощи слова.
5. Рассмотрим рисунки на тему «Рассвет», которые вы нарисовали дома
– Кому из вас удалось передать через краски зарождающийся рассвет? Какие тона красок преобладают на ваших рисунках?
Вывод. Многим из вас удалось передать через краски зарождающееся утро.
6. Обратимся к типам речи
– Назовите типы речи и их характерные признаки. (Внимание детей на экран).
– Определите тип данного текста. (Описание)
– Найдите элементы описания. (Общий вид, детали, вывод).
– Какие художественные выразительные средства помогают автору создать образ зарождающегося дня? (Эпитеты, метафоры).
(В тетради выписываются 2-3 примера эпитетов и метафор).
– Найдите оксюморон. (Холодным огнём).
– Приведите пример оксюморона.
– Для чего служат тропы? (Для выразительности и точности передачи речи.)
Общий вывод.
При работе с текстом необходимо:
1) внимательно причитать текст
2) понять его смысл
3) определить тему
4) основную мысль
5) озаглавить текст
7. Расскажите о стилях речи
– Определите стиль данного текста. Обоснуйте свой ответ. (Художественный стиль. Для художественного стиля характерна лексика – художественные выразительные средства).
8. Переходим к следующему этапу работы
1. Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные орфограммы. Графически выделите условия выбора. (Взаимопроверка).
2. Синтаксический разбор первого предложения. (Од...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3710

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340