Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Комплексный анализ текста в 5-м классе с интегрированием элементов урока рисования
Автор(ы): Сергеева Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Повторение и систематизация изученного в 5 классе по темам: «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика», «Морфемика», «Лексика», «Типы речи», «Стили речи».
- Развитие умения учащихся работать с текстом на базе данных тем.
- Развитие умения составлять текст на лингвистическую тему.
- Умение систематизировать и обобщать изученный материал. Развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, диск «Русские художники-передвижники», диск с записью текста, распечатанные тексты у каждого учащегося и их рисунки на тему: « Рассвет». Диск «Типы речи», словообразовательные словари. ХОД УРОКА 1. Организация внимания 2. Слово учителя (чтение учителем наизусть стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Рассвет»): Вот – полосой зеленоватой Уж обозначился восток, туда тепло и ароматы Помчал по степи ветерок; Бледнеют тверди голубые; На горизонте – всё черней Фигуры, словно вырезные, В степи пасущихся коней. – Это стихотворение русского поэта А.Н.Майкова. Называется оно «Рассвет». Таким увидел начало дня поэт. Сегодня на уроке мы познакомимся с прозаическим описанием зарождающегося дня. (Объявляются тема, цели и задачи урока). 3. Комплексный анализ текста (На экране текст для комплексного анализа). Ночь прибл..жалась к к..нцу. Перед нами ра..кинулся широкий луг, а в отд..лении бл..стела холодным син..м огнём спокойная река. В воздух.. ещё ст..яли прозрачные лун..ые нити, но небосклон нежно р..зовел. Крас..та этой б..ръбы света лунной ночи и молодой з..ри была достойна кист.. лучшего художника. (Выразительное чтение текста учителем, затем – учеником). А) – Можно ли эти предложения назвать текстом? – Докажите, что это текст. (Все предложения связаны по смыслу, грамматически и объединены одной темой). – Как устанавливается смысловая связь? Грамматическая? – Как определить тему текста? (Задать вопросы: о ком или о чём говорится в тексте, найти «ключевые» слова). Б) – Что увидел автор? Какие образы природы изобразил? (Ночь, луг, реку, лунные нити, небосклон, молодую зарю). – Что заметил, приметил? (Ночь приближалась к концу). – В прямом или переносном значении употреблён глагол приближалась? – Определите лексическое значение этого слова, подобрав к нему синонимы. (Подойти.) – Определите грамматическое значение глагола. (Прош. вр., З л., ед.ч., ж.р.). – Значит, ночь ещё не закончилась? Найдите в тексте предложение, которое подтверждает ваш ответ. («...стояли прозрачные лунные нити»). – Значит, ночь ещё не закончилась. А рассвет уже наступил? (Нет). – Подумайте, как можно назвать этот момент в изменении природы, когда ночь ещё не прошла, а рассвет ещё не наступил? (Рождение утра). (Записать тему текста). – Но что изменилось уже в природе? («.. .небосклон розовел»). – Как же постепенно рождается день? (Рассвет, утро, день). – Запишите в тетрадях эти слова. Определите части речи, подберите к ним антонимы. (Рассвет – закат, утро – вечер, день – ночь). Вывод: В природе всё гармонично. 4. Определение основной мысли текста – Как определить основную мысль текста? (Для чего, с какой целью написан автором текст) – Что же заставило автора взяться за перо? (Красота зарождающегося дня). Найдите предложение, в котором раскрывается эта мысль. (В тетради записывается последнее предложение). – Что служит автору для создания текста, образов, описания красоты природы? (Слово). – Что используют художники, чтобы передать красоту природы на своих полотнах? (Краски и кисть). – Как называют художников, изображающих природу? (Пейзажисты). – Объясните лексическое значение слова «пейзаж». (Вид). – Назовите русских художников-пейзажистов. (И Левитан, А Куинджи, И.Шишкин, Ф.Васильев и др.) (На экране репродукции картин художников-пейзажистов). – Вспомните названия картин, которые вам знакомы из уроков рисования. Вывод: Своё мироощущение и красоту природы художники передают через краски, а писатели при помощи слова. 5. Рассмотрим рисунки на тему «Рассвет», которые вы нарисовали дома – Кому из вас удалось передать через краски зарождающийся рассвет? Какие тона красок преобладают на ваших рисунках? Вывод. Многим из вас удалось передать через краски зарождающееся утро. 6. Обратимся к типам речи – Назовите типы речи и их характерные признаки. (Внимание детей на экран). – Определите тип данного текста. (Описание) – Найдите элементы описания. (Общий вид, детали, вывод). – Какие художественные выразительные средства помогают автору создать образ зарождающегося дня? (Эпитеты, метафоры). (В тетради выписываются 2-3 примера эпитетов и метафор). – Найдите оксюморон. (Холодным огнём). – Приведите пример оксюморона. – Для чего служат тропы? (Для выразительности и точности передачи речи.) Общий вывод. При работе с текстом необходимо: 1) внимательно причитать текст 2) понять его смысл 3) определить тему 4) основную мысль 5) озаглавить текст 7. Расскажите о стилях речи – Определите стиль данного текста. Обоснуйте свой ответ. (Художественный стиль. Для художественного стиля характерна лексика – художественные выразительные средства). 8. Переходим к следующему этапу работы 1. Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные орфограммы. Графически выделите условия выбора. (Взаимопроверка). 2. Синтаксический разбор первого предложения. (Од...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3710
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|