Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Комплексный анализ текста в 7-м классе с углубленным изучением русского языка
Автор(ы): Сазонова Вера Григорьевна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - образовательные: определить тему, идею произведений, выявить художественные изобразительные средства, образную систему стихотворений, совершенствовать навыки аналитической работы с текстом;
- развивающие: создать условия для обогащения словарного запаса речи, усиления коммуникативных качеств; формирование умений анализировать и сравнивать, обобщать, доказывать, проникать в тайну авторского замысла;
- воспитательные: формирование патриотических чувств, любви к своему языку, к природе, умение видеть и понимать прекрасное.
Оборудование: эпиграф к уроку на планшете, тексты стихотворений у каждого на столах, задания по группам, словари, распечатки для проведения разминки и рефлексии, иллюстрации и рисунки детей с изображением природы, магнитофон с записью классической музыки. Оформление доски На отдельном планшете эпиграф к уроку: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.Тютчев На доске задания для дежурных: (дежурные выполняют работу до начала урока) 1.Определить тип связи словосочетаний, написанных на доске, какие это изобразительные средства, выделить морфемы в выделенных словах. Серебр..ный убор, пуш..стые обл..ка, лютуют морозы, кружева из снега, очарова..ный красотой, закута..ные в шали, невыносимо холодно, 2. Сделать синтаксический разбор предложения: Кто не любит родную природу, тот не знает народной души. Ход урока Цель формулируют дети, учитель при необходимости обобщает. Учитель: Да, ребята, наша задача состоит в том, чтобы научиться анализировать текст, определить тему, идею, найти яркие художественные средства, синтаксические конструкции, определить их роль в тексте, а также провести сопоставительный анализ разных текстов. Но вначале мы проведем небольшую разминку. Пока консультант проверит работу дежурных, вы, ребята, попробуйте вставить необходимые слова в тексты с пропусками. (Дети стараются распространить данный им текст необходимыми художественными средствами, может быть причастными или деепричастными оборотами, наречиями, изобразительными средствами). См. приложение 1. Учитель: Справился ли с проверкой консультант? (Консультант задает несколько вопросов дежурным, которые работали у доски) Учитель: Что у вас получилось, ребята? Сумели вы приукрасить текст? И какие изобразительные средства вам помогли в этом? (Прослушивается работы учеников 1-2. См приложение 1) (Затем читается и комментируется эпиграф.) Учитель: Ребята, эпиграфом к уроку мы взяли слова Тютчева, как вы понимаете это стихотворение? (Дети объясняют, как они понимают основную мысль написанного ). Учитель: Правильно, значит, одной из проблем нашего урока будет необходимость доказать, что в природе есть душа, и каждый по-своему ее ощущает, вы сейчас уже попробовали тоже показать в своих творческих работах, что в природе есть душа. Ребята, прежде чем мы начнем работу над анализом текста, давайте подумаем, что нам необходимо друг другу напомнить, чтоб работа с текстом была успешной, плодотворной, интересной? Дети: Нам необходимо выяснить, что такое текст, тема, идея. (И далее дети задают друг другу вопросы о стилях, типах, изобразительных средствах) Учитель: Дети, но сегодня мы с вами попробуем провести исследовательскую работу, а для этого обратимся к текстам разных авторов, попробуем поискать доказательства того, что в природе есть душа, как воспринимает природу поэты, что им в этом помогает? Какие синтаксические конструкции и изобразительные средства. У каждого на столе тексты и задания к ним. Сосредоточьтесь, найдите нужные ответы на вопросы, отметьте свои ответы в опорных таблицах. Вы работаете парами, но можете при необходимости обратиться за консультацией к учащимся вашей группы. Самостоятельная поисковая работа детей (в парах) (У всех на столах карточка-информатор с заданием по тексту, а также напечатанные тексты других групп. См. приложение 2) Дети фиксируют ответы в опорных схемах, им напоминается вопрос, поставленный в начале урока, доказать правдивость слов Тютчева, что в природе есть душа, отметить особенности синтаксиса в каждом тексте. Физкультминутка (Дети под музыку поют песню о вводных словах и одновременно делают зарядку, физорг помогает в этом учителю. Может быть другой вариант разминки, например, орфоэпическая). Учитель: Первый ряд расскажет о своей исследовательской работе. Чем интересен ваш текст? Дети: Художественный стиль, повествование с элементами описания. Здесь описывается поздняя осень. Автор оживляет природу, образно рисует ее, олицетворения помогают в этом. Автор воспринимает природу как нечто живое благодаря таким художественным средствам, как метафоры, олицетворения: лес млея дрожал, сосна надменна, ковер озими, жертвы холода, тусклое серебро, все одето. Наречия: еще вчера, пышно, надменно, сегодня, вдруг, бело, безжизненно, кругом – все эти наречия дают возможность конкретнее представить происходящее, придает простоту и лаконизм, емкость мысли и выразительность речи. Деепричастия и деепричастные обороты продолжают действия совершенные глаголом и конкретизируют его. Учитель: Обратите внимание, что здесь всего три предложения, каждое из которых осложнено. Зачем это делает автор? (Это способствует созданию единого образа природы, получается целостное восприятие картины) Учитель: Второй ряд комментирует свой результат исследования. Что вы выяснили? Чем интересно ваше стихотворение? Дети:...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2030
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|