Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
По следам чеховских героев - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

По следам чеховских героев


Автор(ы): Сорокина Галина Анатольевна, преподаватель литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

Все чаще в последние десятилетия мы говорим о переоценке ценностей, о том, что подрастающее поколение больше всего ценит комфорт, обеспеченность, материальные блага, достигнутые любыми средствами. Важно заставить учеников задуматься о других ценностях человеческой жизни. Материал для такого разговора дают рассказы А. П. Чехова и его биография. Поэтому на уроке предлагаются вопросы по биографии писателя, что на первый взгляд не совсем соответствует теме занятия, но помогает в решении воспитательных целей.
Основная цель проведения занятия – формирование умения выражать своё мнение логично, убедительно, грамотно; умения мыслить, размышлять, доказывать свою точку зрения. Для этого предлагается ряд вопросов: Ваше представление о человеке, которого видите на портрете? Какого человека можно считать интеллигентным? Что для вас обозначает данное слово? Что значит уважать человека? Любая ли цель хороша в жизни?
Другая цель проведения занятия – формирование речевой компетенции, которая предполагает овладение богатством языка, расширение словарного запаса учащихся. Не секрет, что сегодня школьники не умеют говорить, им не хватает слов для выражения своих мыслей. Поэтому даже в старших классах необходимо учить пересказывать текст. Чтобы эта работа не носила чисто механический характер, используем элементы ролевой игры: пересказ от лица разных героев. Это задание предполагает и умение находить в рассказах Чехова детали, которые помогают понять основной смысл, увидеть особенности чеховского стиля.
Занятие проводится с целью закрепления навыков работы с текстом. Важно научить видеть не только то, что лежит на поверхности, но и понять основную мысль чеховских произведений.
Литература всегда была и будет одним из важных средств воспитания личности. И изучение творчества А. П. Чехова дает материал для размышлений и для серьезного разговора со школьниками. Урок проводится как обобщающее занятие после изучения рассказов Чехова.

Проведение урока

Были определены следующие учебные и воспитательные цели: размышление о смысле жизни, о постановке жизненных целей и способах их достижения, о причинах деградации человеческой личности, об ответственности человека за свои поступки.
Учащийся должен знать:
  • основные этапы биографии А. П. Чехова
  • содержание произведений «Человек в футляре», «Крыжовник», «Вишневый сад»
  • основные темы творчества писателя
  • особенности индивидуального стиля автора
Учащийся должен уметь:
  • анализировать изучаемые произведения
  • характеризовать главных героев
  • высказывать и обосновывать собственную точку зрения, опираясь на текст
  • давать связный ответ в устной форме на поставленный вопрос
Учащийся должен иметь представление:
  • о стилевом своеобразии чеховских рассказов
  • об особенностях композиции
  • о литературоведческих понятиях: подтекст, лиризм, комедия, драма
На занятии использовалось следующее оборудование:
  • портрет писателя
  • тексты чеховских произведений
  • проектор
ХОД УРОКА
Урок начинается с проведения словарной работы, так как необходимо убедиться, что учащиеся понимают значения тех терминов, которые употребляет преподаватель и которые необходимы для расширения словарного запаса обучаемых. Объяснить значения терминов, записанных на доске: деградация, драма, лирика, комедия, подтекст, сатира, юмор.
1. Беседа о личности А. П. Чехова.
– Ваше представление о человеке, которого видите на портрете? (Портрет писателя демонстрируется через проектор или любым другим способом). Обоснуйте свое мнение. (Если ответить на вопрос одним словом, то наиболее точно подойдет слово «интеллигентность» в лучшем смысле этого слова.)
– Какого человека можно считать интеллигентным? Что для вас обозначает данное слово? Чтобы понять, как тяжело было Чехову добиться этого, нужно вспомнить факты его жизни (сидение в лавке, спевки в церковном хоре).
В «Записных книжках» Чехова немало размышлений о жизни вообще и о человеке в частности. Там есть и такие записи: «Всю жизнь выдавливал из себя по капле раба» (цитата демонстрируется на доску через проектор)
– Что значит рабство в понимании Чехова? (Зависимость от других, от чужого мнения, от невозможности писать и говорить то, что думаешь.)
– Почему всю жизнь, а не сразу? (Самая трудная работа – работа над самим собой. Сделать это сразу невозможно, надо заниматься этим всю жизнь, постоянно. Не давая себе никаких поблажек и послаблений. И жизнь Чехова – лучшее тому подтверждение.)
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (из записных книжек Чехова)
– Как понимаете данные слова?
– О какой красоте идет речь? (Самое главное – это красота не внешняя, а внутренняя: красота чувств и мыслей.)
«Какое наслаждение – уважать человека!» (из записных книжек Чехова)
– Почему «наслаждение»?
– Что значит уважать человека? (Для Чехова подлинное удовольствие, если человек достоин уважения: есть чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, следование нравственному кодексу; если человек не чувствует себя маленьким, а достоин звания человека.)
На этом этапе занятия развивается умение формулировать и обосновывать собственное мнение.
2. Фронтальный опрос
– Как данные даты, названия, имена связаны с жизнью и творчеством А. П. Чехова?
  • 1860 год
  • Антоша Чехонте
  • «Остров Сахалин»
  • «Чайка»
  • «Как бы чего не вышло»
  • Назовите рассказы, в которых главный герой является врачом
  • МХАТ
  • первое опубликованное произведение Чехова
  • Таганрог
3. Работа с текстами произведений
– А. П. Чехов пришел в литературу как автор юмористических рассказов. Учащимся дается задание выполнить художественный пересказ юмористических рассказов Чехова «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»
– Над чем смеется Чехов в ранних рассказах?
– Что нового внес Чехов в тему «маленького человека»? (В литературе XIX века одной из главных тем стала тема «маленького человека». Поставленная в произведениях Гоголя и Достоевского, получила продолжение в рассказах Чехо...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1461

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340