Главная / Методические материалы / Классное руководство
Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы
Автор(ы): Марьясова Светлана Николаевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Общение имеет большое значение для формирования психики, ее развития и становления человека как личности. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в их отношениях с окружающими. Выработать поведение ребенка, его речь, стиль общения можно, прежде всего через развитие коммуникативной культуры, а также примером самих родителей, взрослых. Наш выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн писал: "Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать"[5]. Каждый из нас учится продуктивно общаться с окружающими в самых разных ситуациях с детства и затем обогащает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни. Не все люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в общение, т.е. возникают психологические трудности. Классный руководитель должен помочь детям преодолеть трудности в общении, пока они еще учатся в школе. Сформировавшиеся отношения к другим людям и к самому себе, если они становятся устойчивыми в личности, образуют в ее структуре коммуникативную культуру и очень определенно складываются на характере человека. В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения. С одной стороны, возросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем, возрос уровень контроля родителей за учебно-воспитательным процессом в школе; формируется практика привлечения родителей к управлению школой. С другой стороны, намечается тенденция к отчуждению между родителями и педагогами. Педагоги все больше отходят от педагогического взаимодействия с семьей учащегося, ограничиваясь информационной и организационной функциями. Это негативно сказывается на воспитании учащихся и вызывает необходимость пересмотра всей системы взаимодействия школы и семьи, а, следовательно, и поиска путей подготовки учителя, способного решать сложные педагогические задачи. В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, негативное влияние средств массовой информации, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, неправильное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений среди школьников. В последние годы эта проблема приобрела значительную актуальность. Причем проблемы эти касаются не только старших подростков (как это было прежде), но и детей младшего возраста. Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания. Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей могут стать родительские семинары, мини-лекции со специалистами, групповые дискуссии, консультации, классные родительские собрания, посещение семьи, деловые игры, вечера вопросов и ответов, “круглый стол”, конференция, дни открытых дверей, обзор педагогической литературы и т.д. Классное родительское собрание является важной формой работы классного руководителя с родителями. На собрании обычно обсуждают актуальные вопросы учебно-воспитательной работы, а также проводятся небольшие беседы педагогического содержания, включая сообщения учителей-предметников, идет обмен опытом по воспитанию детей в семье, обсуждаются нестандартные подходы в воспитании, выслушиваются советы отдельных родителей о воспитании детей в своей семье. Проведение родительского собрания требует предварительной подготовки: - тщательно продумать “сценарий” собрания;
- подготовить вопросы, которые следует задать родителям;
- продумать оформление классной комнаты;
- за несколько дней до собрания желательно провести анкетирование родителей или детей, чтобы посмотреть на проблему их глазами;
- можно использовать домашние и классные сочинения детей, выдержки из которых послужат примером для обсуждения;
- привлекать к подготовке собрания родительский комитет класса или отдельных активных родителей.
Организуя собрания по такой схеме можно за короткое время добиться значительных результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни школы, принимают активное участие в ее работе. Посещение семьи. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Педагог уже во время первого посещения семьи видит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат семьи, в каких условиях развивается ребенок. На основе бесед и наблюдений педагог может четко определить дальнейшие воспитательные задачи. Деловые игры. Деловая игра – простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. День открытых дверей – это название объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей школы в специально отведенный для этого день. К их проведению привлекаются методисты, социальные педагоги, психологи. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнивать умения и поведение своего ребенка с умением и поведением других детей; перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий. Родители могут увидеть уроки и внеклассные занятия, посмотреть, как учат их детей, как учатся и работают сами школьники, что требует от них учитель, какими приемами он пользуется. Перечень форм привлечения родителей к взаимодействию со школой, классным руководителем, несомненно, может быть расширен. Все они способствуют созданию благоприятных условий для совместной деятельности. Таким образом, необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей. Проект воспитательной работы “Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей” Цели: развитие коммуникативной культуры у учащихся через повышение уровня воспитанности. Задачи: - формирование теоретических знаний и практических навыков коммуникативной культуры у учащихся начальных классов;
- раскрытие творческих способностей школьников;
- достижение у учащихся повышенного уровня воспитанности;
- определение способов взаимодействия классного руководителя и семьи.
- Программа рассчитана на весь курс начальной школы. Необходимыми условиями реализации программы являются:
- создание дружеской, доверительной, теплой атмосферы на занятиях;
- ориентированность на интересы детей;
- совместная работа классного руководителя и родителей учащихся, их творческое отношение к проводимым делам.
В основу программы положены такие принципы, как общедоступность, личностная ориентация, креативность, самосовершенствование, учет возрастных особенностей детей, и их потребностей. Целевая аудитория: ученики начальной школы, учителя, родители. Ожидаемые результаты реализации программы: - повышение уровня воспитанности через развитие коммуникативной культуры;
- повышение дидактического потенциала семьи.
Формы работы: класс делится на микрогруппы по 5 человек, что поможет ребятам лучше узнать и заботиться друг о друге, дает возможность быстрее разрешать межличностные конфликты. Групповая организация класса способствует формированию терпимости и возникновению дружбы в коллективе. Навыки, полученные в процессе групповой организации класса, включают умение слушать, становится на общую точку зрения, правильно общаться, разрешать конфликты и работать сообща. При групповой организации класса значительно легче и быстрее усваиваются нравственные принципы. Группы комплектуются по желанию ребят, соответственно родители тоже делятся на группы, в которых участвуют их дети. План воспитательной работы классного руководителя 1-го класса Месяц | Темы | Сроки | Ответственные | сентябрь | Этическая беседа-практикум “Прогулка по городу вежливости” Классный час “Зачем мы ходим в школу?” Выставка “Осенних красок красота” Праздник Осени Родительское собрание “Моделирование воспитательной работы класса” | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | кл. руководитель, родители кл. руководитель, 1 экипаж к...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3324
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|