Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Комплексная разработка уроков по фонетике в 5-м классе - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Комплексная разработка уроков по фонетике в 5-м классе


Автор(ы): Чмирев Александр Александрович, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Школьный курс изучения фонетики тесно связан с морфологией и лексикой.
Урок обычно начинаю с вопроса: что было задано на дом. Ученик должен дать полный развернутый ответ; назвать изучаемую тему и подробно рассказать о задании к упражнению.
После ответа начинается проверка домашнего задания. Большое внимание обращаю на знание грамматических правил и практическое применение в речи учащихся. На каждом уроке обязательно повторяю часть ранее пройденного материала, увязывая его с темой нового урока.
При изучении фонетики необходимо использовать знания учащихся по ней, полученные в начальной школе.
Я ставлю отметки не только за выполнение домашних заданий, но и за ответы по объясненному новому материалу; если ученик при этом активно работает и неоднократно толково отвечает с места, то двоек за ответы в процессе закрепления нового материала никогда не ставлю.
Качество полученных знаний зависит прежде всего от работы на уроке. Поэтому я тщательно готовлюсь к каждому уроку: продумывая в деталях каждый этап и даже предполагаемые ответы учащихся. Такая подготовка позволяет мне точно распределить время на уроке, выполнить намеченный план, не задерживая учащихся после звонка.
При объяснении предпочитаю индуктивный способ преподнесения материала, поэтому ставлю вопросы так, чтобы дети сами приходили к правильному выводу. При этих условиях учащиеся более сознательно усваивают тему, работают активнее и легче подбирают свои примеры.
Закрепление нового материала стараюсь разнообразить: здесь имеет место и работа с учебником, и устные и письменные упражнения, и работа с орфографическим словарем и т. д.
Одним словом, упражнения по закреплению должны быть интересными, яркими и воспитывающими.
Все мои учащиеся приобрели орфографические словари, работу с которыми нельзя забывать в течение всего периода обучения детей русскому языку. Работа со словарем имеет большое значение для усвоения орфографии и для развития речи.
Далее я большое значение придаю наглядности.
Использование наглядных таблиц при объяснении материала не только помогает лучшему и прочному усвоению нового материала, но и экономит время. Много наглядных пособий приходится готовить самому. В целях экономии времени я обычно применяю выборочную запись на доске и в тетрадях: предложение зачитывается целиком, а записываются только некоторые слова или словосочетания.
Для поднятия орфографической грамотности трудные для правописания слова (участвовать, чувствовать, опасность, блеснуть, гигантский, расчет, рассчитывать, шел и т.п.) постоянно ввожу в работы обучающего и контрольного характера.
Постоянно веду борьбу за правильную устную речь учащихся, добиваюсь содержательных ответов, вообще борюсь за культуру речи.
Нельзя мириться с фактами неправильной постановки ударения, например, в таких словах, как ходатайство, средства, портфель, шофер, документ, молодежь и т.д.
Много места уделяю различным видам грамматического разбора в пределах, доступных для учащихся 5 класса.
Значение грамматического разбора, и в частности фонетического, очень велико. При правильной его постановке учащиеся более глубоко и четко усваивают грамматические явления. То, что недостаточно было понято учениками при объяснении нового материала, становится ясно после ряда упражнений по разбору, так как при этом довольно подробно анализируются с разных сторон особенности изучаемых явлений.
Фонетика обязательно должна быть пройдена так, чтобы учащиеся усвоили соотношения между звуками и буквами, между произношением и правописанием.
Звуки речи следует рассматривать не только вне слов, но и обязательно в словах, во взаимодействии с другими звуками.
Сообщив учащимся на уроках основные сведения о нормах русского литературного произношения, на протяжении всего курса я слежу за правильным их соблюдением.

УРОК №1
ТЕМА УРОКА: ВУКИ РЕЧИ.
Гласные и согласные звуки

Сообщаю учащимся, что в 5 классе они приступают к изучению курса фонетика. Изучение фонетики начинаю с ознакомления с органами речи и звукообразованием.
Звуки речи произносятся благодаря работе органов речи: дыхательного аппарата, гортани, полости рта; полости носа; голосовые связки сходясь и натягиваясь, преграждают выход выдыхаемому воздуху, который, прорываясь, образует звуковые волны. (Ученики прикладывают к гортани палец, произносят гласные и звонкие согласные звуки, проверяя этим работу гортани на ощупь).
Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.
1. Из чего состоит каждое слово? (Из звуков)
2. Сколько звуков в слове стол? Ручка?
3. Сколько звуков в слове ключ?
4. Что мы наблюдаем одинаковое в данных словах? (Одинаковые звуки).
5.А что разное в этих словах? (Смысловая сторона слова).
Далее говорю: Итак, слова отличаются друг от друга по смыслу и звучанию.
6. Приведите примеры слов, которые одинаково звучат, но различны по смыслу. / Рой землю, рой пчел /
Затем проходит работа по закреплению материала:
1 . Из чего состоит наша речь?
2. Чем отличаются слова друг от друга?
3. На какие части распадается слово со звуковой стороны? (На слоги, а слоги делятся на звуки).
Сообщаю, что при помощи легких, гортани, мягкого неба: языка, зубов, губ мы произносим звуки. Одни звуки образуются при участии голоса, а другие - без голоса. Напоминаю, что звуки речи делятся на гласные и согласные. При произнесении гласных звуков, воздух, выдыхаемый нами, не встречает препятствие. А при произнесении согласных звуков, воздух, выдыхаемый нами, встречает препятствие. Препятствием могут быть: зубы, гортань, мягкое небо
В русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Согласные звуки состоят из голоса и шума, а также только из шума. В русском языке двадцать согласных звуков: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].
4. Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произношении которых в полости рта воздух встречает препятствие).
5. Из чего состоят согласные звуки? (Одни из голоса и шума, другие только из шума).
6. Из чего состоят звуки [г], [ж], [з]? (Из голоса и шума).
7. Из чего состоят звуки [к], [с], [т], [ш]? (Tолько из шума).
Сообщаю, что особое место в русском языке занимает звук [й]. Он не составляет слога и называется неслоговым или кратким. Далее сообщаю детям, что звуки указываются в квадратных скобках или иначе в транскрипции, чтобы мы отличали их от букв.
Затем выполняется упражнение № 245 и повторяются гласные звуки. После этого выполняется упражнение № 250 и повторяются согласные звуки. Таким образом ученики определяют, какими гласными звуками и какими согласными звуками различаются слова.
Задание на дом: выучить по учебнику пп.40 и 41, письменно сделать упражнение № 246 ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 4373

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340