Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Комплексный анализ текста. 9-й класс (урок в формате ЕГЭ и ГИА) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Комплексный анализ текста. 9-й класс (урок в формате ЕГЭ и ГИА)


Автор(ы): Козлова Анжелика Дмитриевна, учитель русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений учащихся
Задачи:
  • учить пользоваться знаниями о языке как инструментом для решения практических задач;
  • развивать, совершенствовать чувство языка, языковой интуиции;
  • воспитывать любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к слову при чтении текстов.
Тип урока: повторение и обобщение материала.
Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: дидактический материал, справочные материалы, фотографии с видом Байкала, компьютер, проектор.
Урок рассчитан на 2 часа.

Ход урока

1. Повторим орфографию (работа в парах сменного состава)

Этот вид работы позволяет развивать у учащихся орфографическую зоркость.
РАБОТА В ПАРАХ СМЕННОГО СОСТАВА
Карточка №1 Карточка № 2 Карточка № 3
Вставьте пропущенные буквы Вставьте пропущенные буквы Вставьте пропущенные буквы
покраше….ый пол прик…сновение (з,с) доровье
сваре….ый картофель выр…щенный (з,с) делает
глиня….ый горшок прил…гательное (з,с)десь
лимо….ый вкус изб…рательный (з,с)дание
сушё….ые грибы выг…рел (з,с)дешний
Карточка № 4 Карточка № 5 Карточка № 6
Вставьте пропущенные буквы Слитно или раздельно Вставьте пропущенные буквы
бе…вкусный (не)здоровится стро...щийся
ра…писание (не)был дума…щий
и…печь (не)хотелось слыш…щий
во…действовать (не)решил стел…щий
ра…делять (не)годовал пил…щий
Карточка № 7 Карточка № 8 Карточка № 9
Вставьте пропущенные буквы Вставьте пропущенные буквы Слитно, раздельно, через дефис
могуч… зал…зать на дерево кисло(сладкий)
много туч… зал…зать рану монголо(татарский)
плащ… пос…деть от горя общественно(полезный)
рож… цветы стали ув…дать северо(западный)
решение задач сп..шите данные вагоно(ремонтный)
Карточка № 10 Карточка № 11 Карточка № 12
Слитно или раздельно Вставьте пропущенные буквы Вставьте пропущенные буквы
(не)годующий взгляд увид…л они кол…т дрова
(не)засеянное поле раска…вшись они дремл…т
ещё (не)крашенный пол накле…л они пропол…т
(не)отправленное письмо услыш…л они не обид…тся
письмо (не)отправлен замет…в они устро..т
Карточка № 13 Карточка № 14 Карточка № 15
Вставьте пропущенные буквы Вставьте пропущенные буквы Вставьте пропущенные буквы
пр…зидент выйти замуж… реч…нка
пр…открыть брос…те мяч сгущ..нное молоко
пр..брежный старый печ…ник поговорить с врач…м
пр…хорошенький упасть навзнич… вычерпать ковш…м
пр…образовать умнож…те зайч…нок
Карточка № 16 Карточка № 17 Карточка № 18
Вставьте пропущенные буквы Вставьте пропущенные буквы Раздельно или через дефис
провер…нный пред…стория (по) осеннему лесу
смеш…нный дез…нформация (по) осеннему холодно
укуш…нный сверх…зысканный иду (по) новому мосту
постро…нный меж…нститутский выполнил (по) новому
потер…нный с…грать жить (по) прежнему

2. Тренировочные упражнения (работа в постоянных парах).

Учащимся предлагается прочитать текст и выполнить 14 заданий с кратким ответом.
Проверяется задание фронтально с использованием проектора.
Этот вид работы позволяет проверить языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знаний по орфографии, пунктуации и синтаксиса; владения основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях)
БАЙКАЛ
(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. 93) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
(6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист застывшее тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.
(9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой.
(16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.
(19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20) «Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, к...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2371

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340