Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Комплексный анализ текста. 9-й класс (урок в формате ЕГЭ и ГИА)
Автор(ы): Козлова Анжелика Дмитриевна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений учащихся Задачи: - учить пользоваться знаниями о языке как инструментом для решения практических задач;
- развивать, совершенствовать чувство языка, языковой интуиции;
- воспитывать любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к слову при чтении текстов.
Тип урока: повторение и обобщение материала. Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах. Оборудование: дидактический материал, справочные материалы, фотографии с видом Байкала, компьютер, проектор. Урок рассчитан на 2 часа. Ход урока 1. Повторим орфографию (работа в парах сменного состава) Этот вид работы позволяет развивать у учащихся орфографическую зоркость. РАБОТА В ПАРАХ СМЕННОГО СОСТАВА Карточка №1 | Карточка № 2 | Карточка № 3 | Вставьте пропущенные буквы | Вставьте пропущенные буквы | Вставьте пропущенные буквы | покраше….ый пол | прик…сновение | (з,с) доровье | сваре….ый картофель | выр…щенный | (з,с) делает | глиня….ый горшок | прил…гательное | (з,с)десь | лимо….ый вкус | изб…рательный | (з,с)дание | сушё….ые грибы | выг…рел | (з,с)дешний | | Карточка № 4 | Карточка № 5 | Карточка № 6 | Вставьте пропущенные буквы | Слитно или раздельно | Вставьте пропущенные буквы | бе…вкусный | (не)здоровится | стро...щийся | ра…писание | (не)был | дума…щий | и…печь | (не)хотелось | слыш…щий | во…действовать | (не)решил | стел…щий | ра…делять | (не)годовал | пил…щий | | Карточка № 7 | Карточка № 8 | Карточка № 9 | Вставьте пропущенные буквы | Вставьте пропущенные буквы | Слитно, раздельно, через дефис | могуч… | зал…зать на дерево | кисло(сладкий) | много туч… | зал…зать рану | монголо(татарский) | плащ… | пос…деть от горя | общественно(полезный) | рож… | цветы стали ув…дать | северо(западный) | решение задач | сп..шите данные | вагоно(ремонтный) | | Карточка № 10 | Карточка № 11 | Карточка № 12 | Слитно или раздельно | Вставьте пропущенные буквы | Вставьте пропущенные буквы | (не)годующий взгляд | увид…л | они кол…т дрова | (не)засеянное поле | раска…вшись | они дремл…т | ещё (не)крашенный пол | накле…л | они пропол…т | (не)отправленное письмо | услыш…л | они не обид…тся | письмо (не)отправлен | замет…в | они устро..т | | Карточка № 13 | Карточка № 14 | Карточка № 15 | Вставьте пропущенные буквы | Вставьте пропущенные буквы | Вставьте пропущенные буквы | пр…зидент | выйти замуж… | реч…нка | пр…открыть | брос…те мяч | сгущ..нное молоко | пр..брежный | старый печ…ник | поговорить с врач…м | пр…хорошенький | упасть навзнич… | вычерпать ковш…м | пр…образовать | умнож…те | зайч…нок | | Карточка № 16 | Карточка № 17 | Карточка № 18 | Вставьте пропущенные буквы | Вставьте пропущенные буквы | Раздельно или через дефис | провер…нный | пред…стория | (по) осеннему лесу | смеш…нный | дез…нформация | (по) осеннему холодно | укуш…нный | сверх…зысканный | иду (по) новому мосту | постро…нный | меж…нститутский | выполнил (по) новому | потер…нный | с…грать | жить (по) прежнему | 2. Тренировочные упражнения (работа в постоянных парах). Учащимся предлагается прочитать текст и выполнить 14 заданий с кратким ответом. Проверяется задание фронтально с использованием проектора. Этот вид работы позволяет проверить языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знаний по орфографии, пунктуации и синтаксиса; владения основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях) БАЙКАЛ (1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. 93) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний. (6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист застывшее тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря. (9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой. (16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго. (19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20) «Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, к...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2371
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|