Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах


Автор(ы): Проценко Лилия Владимировна, учитель биологии

Цель:
  • показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует.
  • обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей;
Оборудование:
  • 3% раствор пероксида водорода,
  • раствор йода,
  • лист элодеи (другого растения),
  • кусочки сырого и вареного картофеля,
  • сырого мяса,
  • микроскопы,
  • пробирки.
Информация для учащихся.
Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2О2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н2О2:2 Н2О2 2 Н2О2 + О2
Ход работы.
  1. на срез картофеля капните разведенным раствором йода, наблюдайте явление. Объясните изменение окраски среза.
  2. поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля.
  3. прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н2О2.
  4. опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.
  5. на предметное стекло, в каплю воды положите лист элодеи (тонкий срез) и рассмотрите под микроскопом при малом увеличении место среза.
  6. нанесите на лист 1-2 капли Н2О2, накройте покровным стеклом и вновь рассмотрите срез. Объясните явление.
  7. составьте частные и общий вывод по лабораторной работе, исходя из цели работы.
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения!
? ?
  1. Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода?
  2. Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?
Л/р. № 2 “Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза”
Цель:
  • убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.
Оборудование:
  • микроскопы,
  • луковица лука,
  • концентрированный раствор NaCl,
  • фильтровальная бумага,
  • пипетки.
Ход работы
  1. снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2);
  2. приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;
  3. с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
  4. рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
  5. нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.
  6. в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
  7. сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения!
? ?
  1. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.
  2. Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?
Л/р. № 3 “Рассматривание клеток растений, грибов и животных под микроскопом”
Цель
:
  • рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
Оборудование:
  • микроскопы,
  • готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток,
  • таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.
Работа в классе естественнонаучного направления может проводиться не на готовых микропрепаратах, а на приготовленных, а для этого:
  • чашки Петри,
  • луковица,
  • лабораторные ножи,
  • пинцеты,
  • пипетки,
  • стеклянные мазевые ложечки,
  • выращенная культура плесневого гриба пеницилла или мукора.
Ход работы:
  1. рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
  2. зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
  3. сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.
  4. сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.
! ! Вспомните требования к составлению сравнительной таблицы!
? ?
  1. О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.
  2. О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.
  3. Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
Л/р. № 4 "Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой"
Цель:
  • углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;
  • сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
Оборудование:
  • наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации и пр.
  • не менее 30 (100) экземпляров одного вида;
  • метр для измерения роста учащихся класса.
Ход работы:
  1. расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины;
  2. измерьте длину объектов, рост одноклассников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:
    Размер объектов V
    Число объектов n
  1. постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; составления таблицы и графика!
? ?
  1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.
  2. Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?
Л/р. № 5 “Описание фенотипов растений”
Цель:
  • убедиться в существовании модификационной изменчивости путем описания и сравнения фенотипов конкретных растений.
Оборудование:
  • два экземпляра натуральных или гербарных образцов злаковых растений одного сорта.
Ход работы
  1. рассмотреть два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта, сравните эти растения, найдите черты сходства и отличия.
  2. результаты наблюдения фенотипов занесите в сравнительную таблицу, (критерии сравнения могут быть качественные и количественные);
  3. выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.
  4. сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости.
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!
? ?
  1. 1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип.
  2. 2. Можно ли на садовых участках, имеющих разную экспозицию, при одинаковом уходе, вырастить одинаковый урожай овощей? Почему?
Л/р. № 6 “Морфологический критерий в определении вида”
Цель:
  • используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.
Оборудование:
  • гербарные или живые образцы растений одного вида.
Ход работы
  1. Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи учебника ботаники, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?
  2. Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.
  3. Заполните таблицу:
Название семейства и общие признаки семейства № растения Признаки вида Название вида
Первое растение
Второе растение
Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 18584

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
Сюда
Доставим со скидкой продукты сюда можно найти на нашем сайте.
www.tavriav.ua