Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект и презентация урока русского языка в 7-м классе по теме Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект и презентация урока русского языка в 7-м классе по теме Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)


Автор(ы): Хусаинова Дилбар Рафхатовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • познакомиться с правописанием суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);
  • научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение. Словообразовательная разминка
На карточках.
Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу?
ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ? ВИДЕЛ – ВИДЕТЬ?
Какая приставка поможнт нам завершить действие?
УЧИЛ – ВЫУЧИЛ?
Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?
умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ
(на доске картинка с изображением неряшливого мальчика
На обратной стороне изображение аккуратного мальчика))
Объяснение нового материала.
III. Постановка проблемы
– Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах?
В какой морфеме?
ДОКЛАД ? ВАТЬ,
КОМАНД ? ВАТЬ,
ГОР ? ВАТЬ,
НАСТА ? ВАТЬ.
IV. Сообщение темы урока
Правописание гласных в суффиксах -ыва-(-ива-) и -ова-, (-ева-) (Приложение 1. Слайд 1).
– Мы убедились, что при написании этих суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Приложение 1. Слайд 2) – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами (Приложение 1. Слайд 3).
Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Приложение 1. Слайд 4).
Составим опорную схему в справочниках (Приложение 1. Слайд 5).
– Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?
Составление инструкции для применения правила (Приложение 1. Слайд 6).
V. Применение алгоритма
– «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы (Приложение 1. Слайд 7).
– Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляется после твердых согласных. И, Е – после мягких согласных)
– Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а час, пожалуйста послушайте сказку.
VI. Грамматическая сказка
Жили-были в русской грамматике суффиксы – -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы -ыва- и -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Приложение 1. Слайд 8).
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы -ыва- и -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы -ова- и -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам – -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах (Приложение 1. Слайд 9).
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это – -ыва- и -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О, Е.
– Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дают эта сказка? Еще раз сформулируем правило.
VII. Закрепление нового материала
Работа по алгоритму (Приложение 1. Слайд 10).
– Это задания не очень сложные, суффиксы даны, вам только нужно объяснить, почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания будут усложняться.
VIII. Работа с карточками
Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 посл. каждому ученику.)
  • Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.
  • Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
  • Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.
  • Всякий трус любит о храбрости беседо...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 4579

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340