Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методическая разработка урока по географии в 7-м классе по теме Германия - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Методическая разработка урока по географии в 7-м классе по теме Германия


Автор(ы): Фарафонова Валентина Ивановна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природных особенностях страны, народах, населяющих страну, их основных занятиях, познакомить с достопримечательностями и историей отдельных городов Германии, развивать память, внимание, чувство патриотизма.
Задачи:
  1. Образовательная: сформировать у учащихся систему знаний об основных особенностях физико-географического положения, населения и его хозяйственной деятельности, достопримечательностях городов страны.
  2. Развивающая: способствовать формированию общеучебных навыков слушания; анализировать, выявлять причинно-следственные связи.
  3. Развивать пространственное воображение изучаемой страны и творческие способности учащихся посредством использования наглядных технических средств обучения.
  4. Совершенствовать развитие навыков работы учащихся дополнительными источниками географических знаний.
  5. Развивать умения и навыки работы школьников с тематическими картами атласа, контурной картой.
  6. Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, интернационализма, способствовать эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование урока: политическая и физическая карты Евразии, атласы, учебные картины, дополнительная литература, иллюстрации, учебник, контурные карты, мультимедийный проектор, диск “Энциклопедия. Столицы мира”, фотоальбомы, карточки для рефлексии, флешки городов для прикрепления на карте “заочного путешествия”.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-лекция с элементами заочного путешествия.
Структура урока:
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
  3. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
  4. Изучение нового материала.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.
  7. . Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Беседа по вопросам.
  1. К какому региону стран относится Германия?
  2. В какой части материка расположена страна?
  3. Назовите столицу Германии.
  4. Как назывались два государства Германии до объединения?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
При знакомстве с регионом Западная Европа мы выяснили, что эти страны выделяются высокоразвитым хозяйством и наиболее развита промышленность и сельское хозяйство в Германии, Франции, Великобритании. На сегодняшнем уроке мы выявим особенности физико-географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, выявим причины произошедших изменений в хозяйственной деятельности населения Германии. Познакомимся с достопримечательностями городов страны.
IV. Изучение нового материала.
План
  1. Физико-географическое положение страны.
  2. Особенности рельефа. Полезные ископаемые.
  3. Климат.
  4. Внутренние воды.
  5. Природные зоны.
  6. Народы, населяющие страну, их основные занятия.
  7. Заочное путешествие по отдельным городам Германии.
    (Доклады учащихся – опережающее задание)
Физико-географическое положение страны. Германия расположена на материке Евразия. Это одно из высокоразвитых государств в мире. В 1949 году на территории Германии были образованы два немецких государства – ФРГ, а в 1990 году произошло их объединение. На востоке страна граничит с Польшей, юго-востоке с Чехией, на юге с Австрией, Швейцарией, на западе с Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, на севере с Данией. Омывается водами Северного и Балтийского морей.
Работа учащихся с контурной картой, атласом.
Особенности рельефа. Полезные ископаемые. Территория Германии вытянута с севера на юг. По природным условиям, и по их использованию населением она неоднородна. В северной части страны лежит Северо-Германская низменность. Когда-то на территории Северо–Германской низменности было море, оставившее толщи осадочных отложений. Рельеф низменности сформировался под воздействием талых вод ледника. Между моренными холмами расположились небольшие озера ледникового происхождения. Как и в нашей стране, последний ледник был здесь сравнительно недавно, около 10000 лет назад.
На равнинах есть месторождения калийных солей, каменного и бурого угля. На побережье Северного моря наблюдается опускание земной коры. В результате значительная часть побережья оказалась под угрозой затопления морем, поэтому люди ограждают земли от наступающего моря. Большую часть страны занимает полоса средневысотных гор, которые покрыты лесом и очень живописны. (Использование учебной картины “Рудные горы”). Породы, слагающие горы, древние, твердые, кристаллические, чаще всего граниты, гнейсы, песчаники известняки. Рудные горы оправдывают свое название. Они довольно богаты полезными ископаемыми – цинком, свинцом, серебром, хотя сейчас руд осталось мало, они давно уже выработаны. На границе с Бельгией расположены Рейнские Сланцевые горы. Они названы по Рейну и состоят из глинистых сланцев. На горных пастбищах пасут скот, а на полях выращивают рожь, овес и картофель. В живописных горных массивах расположено много заповедников и мест летнего отдыха населения. На территории Германии расположены также горы Гарц, Тюрингенский лес. Южную часть Германии занимают северные хребты Альп и их предгорья. Это: Шварцвальд, Швабский Альб, Франконский Альб. Северные Альпы невысоки, и лишь отдельные вершины поднимаются до 3000 м. Здесь находится высшая точка Германии – гора Цугшпитце (2962 м). Здесь также с целью охраны природы созданы заповедники и национальные парки.
Климат. Климатические условия Германии благоприятны для проживания населения и ведения хозяйства. Страна расположена в умеренной зоне. Климат умеренный, морской и переходный от морского к континентальному. В горных районах проявляется высотная климатическая поясность. При распространении над Европой антициклона, приносящего массы холодного воздуха из Сибири, наблюдаются низкие температуры. Например, на Северо-Германской низменности температуры понижаются до –12°С. Летом температуры повышаются в южном направлении, и самые высокие показатели отмечаются на Верхнерейнской низменности. Средняя температура июля там 19°С, а средняя температура июля в Берлине 18,5°С.
Среднегодовое количество осадков в целом по стране составляет 600–700 мм. В средневысотных горах с наветренной западной стороны намного больше, с подветренной восточной (например, в Гарце) – меньше, в Альпах – 1000-2000 мм и более.
Внутренние воды. На территории Германии протекают следующие крупные реки: Рейн, Эльба, Везер, Дунай и на границе с Польшей протекает река Одра. Самая крупная и красивая река Рейн. (Учебная картина “Рейн в среднем течении”) Он многоводен и круглый год судоходен. Почему он многоводен? “Рейн” в переводе означает “чистый”. Рейн, протекающий в западной части Германии, является главной водной магистралью страны. Протекая через Боденское озеро, он служит естественной границей, разделяющей Германию, Швейцарию и Францию. В предгорьях Альп в Рейн впадает большое количество притоков. Между Бингеном и Бонном эта река прорезает глубокое ущелье в Рейнских Сланцевых горах, далее выходит на Северо-Германскую низменность и впадает в Северное море.
Природные зоны. На территории государства расположены следующие природные зоны - смешанные леса и широколиственные (Учебная картина о лесе). Лесов осталось мало. Они занимают ? часть площади страны и сохранились преимущественно в горах. Преобладают ландшафты, созданные человеком. Из деревьев растут в смешанных лесах и широколиственных лесах следующие породы: сосна, ель, дуб, бук, граб, береза и другие.
Характер почв, их разнообразие зависят, прежде всего, от местных материнских пород и характера растительного покрова. Почвы гор Средней Германии весьма разнообразны. Они используются под пастбища или леса. На низменностях и речных террасах распространены самые плодородные почвы - черноземы, встречающиеся к востоку от Гарца и в Тюрингенском бассейне переходящие в бурые лесные почвы. Здесь расположены лучшие пахотные земли.
Наиболее благоприятными условиями выделяется район Брауншвейга – Ганновера с чернозёмовидными почвами. Рейнская и Мозельская долины представляют собой полосу виноградников, садов, табачных плантаций, зону интенсивного пригородного хозяйства, снабжающую города по Рейну. Почвы Альп различаются в зависимости от высотного положения местности и крутизны склонов. Плодородие почв существенно повышено мелиорацией и регулярным внесением удобрений.
Фауна Германии не очень богата. Наиболее распространенные на территории Германии животные: белка, кабан и лисица, благородный олень, косуля, лань, зайцы, кролики, мышевидные грызуны. На альпийских лугах обитает сурок. В долине Эльбы – бобры, лесные куницы, дикие кошки.
Среди немногочисленных рептилий выделяется гадюка. Из птиц встречаются преимущественно воробьи, скворцы, дятлы, дрозды, кукушки, зяблики, ласточки, иволги, совы, сороки, луни, фазаны, куропатки. В заповедниках сохранились дрофы, филин, каменный орел, цапля, журавль, аист. Из болотных птиц– вальдшнепы, чибисы, бекасы, белые аисты. Влажные районы по берегам Балтийского и Северного морей имеют важное значение для перелетных птиц Европы, особенно уток, гусей и болотных птиц. В прибрежных водах водятся сельдь, треска, камбала, морской окунь; в реках страны – карп, форель, сом.
Народы, населяющие страну, их основные занятия. По национальному составу население Германии однородно. Почти 100% населения – немцы. После объединения двух государств ФРГ и ГДР (в 1990 году) численность населения страны составляет 82 млн. чел.
Обязательное обучение длится с 6 до 18-летнего возраста. После четырех лет Начальной школы ученик может выбирать между различными школами, с различным уровнем дальнейшего образования, между Основной школой, реальной школой (10 классов), Гимназией или Всеобщей школой. Кроме того, имеется особые школы с специально обученными преподавателями, для трудных детей.
По национальному составу в стране проживают: турки, итальянцы, греки, поляки, хорваты, боснийцы и австрийцы. Почти 90% населения живет в городах.
Культура и искусство Германии. Германия – страна великой культуры с мощными корнями. Имена Г.Шютца, И.С.Баха, Р.Вагнера, И.Брамса, Ф.Мендельсона-Бартольди и др. – в музыке, А-Дюрера, Л.Кранаха, Т.Рименшнайдера, Э.Л.Кирхнера и др. – в изобразительном искусстве, И.В.Гёте, Ф.Шиллера, Г.Гейне, Э.Т.А.Гофмана, Т.Манна и др. – в литературе имеют мировую известность и представляют собой явления не только немецкой, но и мировой культуры.
Германский национальный характер. Расхожее представление о немцах как о трудолюбивых, расчётливых, очень старательных, пунктуальных, а значит, склонных к невероятному крючкотворству и бюрократии и лишённых чувства юмора людях не совсем верно. Немцы аккуратны и не стремятся к изысканности в одежде. Обычно их деловые и выходные туалеты не отличаются шикарностью: они скромны и неброски. Нетребовательны немцы и к еде. Немцы обладают невероятным самообладанием: на бытовом уровне конфликты чрезвычайно редко разрешаются силой.
Хозяйство. Германия является одной из развитых стран мира. Из отраслей хозяйства страны главную роль играет промышленность. Фабрики и заводы изготовляют самую различную продукцию. Особенно в стране делают много машин. Машиностроительные и химические заводы известны во всем мире. Своим промышленным развитием выделяется Рурская область, здесь расположен Рурский каменноугольный бассейн. Химические товары, автомобили, изделия радиоэлектроники вывозят в большом количестве в другие страны. Назовите порты Германии. В портовых городах строят морские суда.
Климатические условия позволяют выращивать самые разные культуры. Основной продовольственной культурой является пшеница, выращивают также рожь, овес, сахарную свеклу и другие. Развито животноводство. Для выпаса крупного рогатого скота используют альпийские луга, пастбища. Занятия населения сельским хозяйством сказываются на национальной кухне, которая знаменита своими колбасами и сосиськами.
Заочное путешествие по отдельным городам Германии.
(Доклады учащихся – опережающее задание)
Ребята, несколько лет назад я побывала в Германии, поэтому мне хочется рассказать вам о достопримечательностях, обычаях этой страны. Мы совершим заочное путешествие по отдельным городам Германии. Свое путешествие мы начнем со столицы – Берлин. Город расположен на реке Шпрее. Главная площадь – Александр-плац. Своё название она получила в 1806 году в честь русского царя Александра I (Приложение1 1.15). Центром Александерплац является здание гостиницы “Штадт Берлин” высотой 137 м. Здесь же расположен многоэтажный универмаг “Центрум”. Другой эмблемой Берлина является телебашня высотой в 365 м. На высоте 200 м находится “Телекафе”, диск которого делает за час полный оборот вокруг своей оси. Украшением центра города является река Шпрее. Набережная Шпрее — традиционное место прогулок (Приложение1 1.6 – 1.7). Треугольник между Шпрее и каналом Купферграбен называется в Берлине очень поэтично — Остров музеев. На острове и поблизости находится ряд крупнейших музеев Берлина. Рядом со Шпрее расположена Национальная галерея (Приложение1 1.9 ).
В расположенном на Острове музеев Пергамском музее хранится известная коллекция произведений древнегреческого и древнеримского искусства, искусства Малой Азии: ворота богини Иштар, части храмов, скульптуры, надгробные р...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3093

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340