Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Программа межпредметного элективного курса по информатике и географии для 9-го класса по теме Информационные технологии в курсе социально-экономической географии России
Автор(ы): Никифорова Наталья Васильевна, учитель информатики; Раецкая Анжела Павловна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Элективный курс «Информационные технологии в курсе социально-экономической географии России» рассчитан на учащихся 9 класса и носит интегрированный междисциплинарный характер. Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности социально-экономической географии России. Компьютер прочно вошел в жизнь человека и овладение навыками работы с различными компьютерными программами несомненно пригодится в дальнейшей жизни выпускников, поможет им эффективно и оптимально строить любую деятельность, в том числе и профессиональную. Независимо от выбора профессии, знания, полученные при изучении данного курса помогут повысить квалификацию работника. Курс основан на программах базовых курсов «Информатика и ИКТ» и «География России: население и хозяйство», рассчитан на один год обучения, 1 час в неделю (всего 35 часов). Данный элективный курс не требует серьезного знания математического аппарата и языков программирования. Основная цель данного элективного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства с возможностями компьютерных программ и получения навыков их использования при изучении курса географии. Целями курса также являются: - формирование у учащихся информационной компетенции;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной),
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
- создание условий для саморазвития и самовоспитания личности;
- формирование у обучаемых творческого мышления;
- развитие коммуникативных качеств учащихся;
- воспитание целеустремленности, коллективной и личной ответственности за результаты деятельности.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи: - развитие умения анализировать информацию из разных источников, преобразовывать ее в различные формы;
- формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта;
- овладение практическими навыками работы в прикладных программах;
- закрепление и расширение знаний по теме «Социально – экономическая география России».
Задачи решаются посредством: - проведения теоретических и практических занятий по тематике курса;
- выбора различных заданий для самостоятельной работы;
- использования в ходе практических работ различных информационных ресурсов (в том числе ресурсов сети Интернет);
- выполнения как индивидуальных, так и групповых заданий.
Курс имеет модульную структуру. Из данных модулей в зависимости от квалификации учителя и запросов учащихся можно выстраивать различные траектории, как групповой, так и самостоятельной работы. Отводится время для публичной презентации итогов самостоятельной и коллективной работ учащихся. В плане приведены параллельно темы географии и информатики. Курс географии можно заменить на другой предмет – биологию, историю, химию и т.д. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности В результате освоения содержания элективного курса учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Познавательная деятельность Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Участие в проектной деятельности. Создание собственных продуктов с использованием компьютерных технологий. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Творческое решение практических задач: умение отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Информационно-коммуникативная деятельность Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.) Использование мультимедийные ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентация результатов в познавательной и практической деятельности. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Рефлексивная деятельность Самостоятельная организация учебной деятельности (постановкам целей, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.) Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся: По информатике и ИКТ | По географии | Учащиеся должны знать - основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
уметь: - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- структурировать текст, использовать в тексте таблицы, изображения; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
| Учащиеся должны знать - основные географические понятия и термины по курсу «Социально-экономическая география»
- традиционные и новые методы географических исследований,
- особенности размещения основных видов природных ресурсов,
- численность и динамику населения субъектов России, их этнографическую специфику,
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства РФ,
- особенности современного геополитического положения России.
уметь: - определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития социально-экономических процессов,
- применять разнообразные источники географической информации для создания баз данных,
- составлять комплексную географическую характеристику регионов РФ.
| Содержание программы Графический редактор Paint: возможности, интерфейс, инструменты, графические примитивы. Использование средств графического редактора при изучении темы «Особенности ЭГП и ПГП России». Приложение Microsoft Excel: возможности, состав окна, адресация ячеек. Сортировка данных. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Статистическая обработка данных с помощью электронных таблиц при изучении темы «Население Российской Федерации». Приложение Microsoft Word: создание, редактирование документа. Работа с рисунками, таблицами, схемами. Использование возможностей приложения Word при изучении тем: «Формирование территории субъектов РФ. Особенности природы заданной территории. Крупнейшие и известнейшие предпри...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1662
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|