Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа межпредметного элективного курса по информатике и географии для 9-го класса по теме Информационные технологии в курсе социально-экономической географии России - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Программа межпредметного элективного курса по информатике и географии для 9-го класса по теме Информационные технологии в курсе социально-экономической географии России


Автор(ы): Никифорова Наталья Васильевна, учитель информатики; Раецкая Анжела Павловна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

Элективный курс «Информационные технологии в курсе социально-экономической географии России» рассчитан на учащихся 9 класса и носит интегрированный междисциплинарный характер. Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности социально-экономической географии России. Компьютер прочно вошел в жизнь человека и овладение навыками работы с различными компьютерными программами несомненно пригодится в дальнейшей жизни выпускников, поможет им эффективно и оптимально строить любую деятельность, в том числе и профессиональную. Независимо от выбора профессии, знания, полученные при изучении данного курса помогут повысить квалификацию работника.
Курс основан на программах базовых курсов «Информатика и ИКТ» и «География России: население и хозяйство», рассчитан на один год обучения, 1 час в неделю (всего 35 часов). Данный элективный курс не требует серьезного знания математического аппарата и языков программирования.
Основная цель данного элективного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства с возможностями компьютерных программ и получения навыков их использования при изучении курса географии.
Целями курса также являются:
  • формирование у учащихся информационной компетенции;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной),
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории,
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
  • создание условий для саморазвития и самовоспитания личности;
  • формирование у обучаемых творческого мышления;
  • развитие коммуникативных качеств учащихся;
  • воспитание целеустремленности, коллективной и личной ответственности за результаты деятельности.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
  • развитие умения анализировать информацию из разных источников, преобразовывать ее в различные формы;
  • формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта;
  • овладение практическими навыками работы в прикладных программах;
  • закрепление и расширение знаний по теме «Социально – экономическая география России».
Задачи решаются посредством:
  • проведения теоретических и практических занятий по тематике курса;
  • выбора различных заданий для самостоятельной работы;
  • использования в ходе практических работ различных информационных ресурсов (в том числе ресурсов сети Интернет);
  • выполнения как индивидуальных, так и групповых заданий.
Курс имеет модульную структуру. Из данных модулей в зависимости от квалификации учителя и запросов учащихся можно выстраивать различные траектории, как групповой, так и самостоятельной работы. Отводится время для публичной презентации итогов самостоятельной и коллективной работ учащихся.
В плане приведены параллельно темы географии и информатики. Курс географии можно заменить на другой предмет – биологию, историю, химию и т.д.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания элективного курса учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
Участие в проектной деятельности.
Создание собственных продуктов с использованием компьютерных технологий.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Творческое решение практических задач: умение отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)
Использование мультимедийные ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентация результатов в познавательной и практической деятельности.
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановкам целей, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.)
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
Поиск и устранение причин возникших трудностей.
Оценивание своих учебных достижений.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
По информатике и ИКТ По географии
Учащиеся должны знать
  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • структурировать текст, использовать в тексте таблицы, изображения; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Учащиеся должны знать
  • основные географические понятия и термины по курсу «Социально-экономическая география»
  • традиционные и новые методы географических исследований,
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов,
  • численность и динамику населения субъектов России, их этнографическую специфику,
  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства РФ,
  • особенности современного геополитического положения России.
уметь:
  • определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития социально-экономических процессов,
  • применять разнообразные источники географической информации для создания баз данных,
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов РФ.

Содержание программы

Графический редактор Paint: возможности, интерфейс, инструменты, графические примитивы. Использование средств графического редактора при изучении темы «Особенности ЭГП и ПГП России».
Приложение Microsoft Excel: возможности, состав окна, адресация ячеек. Сортировка данных. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Статистическая обработка данных с помощью электронных таблиц при изучении темы «Население Российской Федерации».
Приложение Microsoft Word: создание, редактирование документа. Работа с рисунками, таблицами, схемами. Использование возможностей приложения Word при изучении тем: «Формирование территории субъектов РФ. Особенности природы заданной территории. Крупнейшие и известнейшие предпри...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1662

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340