Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект обобщающего урока по русскому языку по теме Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число
Автор(ы): Ерёмина Светлана Георгиевна, преподаватель, заведующая кафедрой
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вступление. Необходимым условием качественного овладения русским языком является привитие учащимся интереса к предмету. Знания – это не только обучение, но и воспитание. Отсутствие интереса к предмету возникает в том случае, если знания формальны, они не находят применение в жизни, быстро забываются. При наличии же интереса знания усваиваются легко и прочно, студенты обнаруживают творческий подход к изучаемому. Поэтому использование занимательных материалов является одним из средств обучения русскому языку. Цель: обобщить знания студентов по определению одушевленности, числа и рода склоняемых и несклоняемых существительных Задачи: - развивать умения сравнивать существительные по схеме: множественное-единственное число-род (склоняемые), неодушевленность (одушевленность) - род (несклоняемые);
- развивать умения находить и исправлять грамматические и речевые ошибки; обобщать знания студентов о морфологических признаках имени существительного (одушевленность, род, число);
- отрабатывать навыки по орфографии, орфоэпии, морфологии, культуре речи;
- воспитывать профессиональные навыки будущего учителя;
- прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: - запись упражнения для орфоэпической тренировки на доске;
- индивидуальные карточки с текстом для исправления грамматических ошибок.
Межпредметные связи: культура речи, литература и выразительное чтение, методика преподавания русского языка, география. Ход урока Орфографический объяснительный диктант. Записать слово, объяснить орфограмм: (слова диктуются для каждого ряда) Пол-листа | Полвторого | Пол-одиннадцатого | Северокавказский | Древнерусский | Рабоче-крестьянский | Двухсотсемидесятиквартирный | Трехсотсорокадневный | Девяностолетний | Газификация | Авиалайнер | Агрикультура | Безынициативный | Межинститутский | Предыстория | Сверхъестественный | Межъюбилейный | Сэкономить | Щетка | Трещотка | Шепот | Галчонок | Волчонок | Собачонок | Назвать одушевленные существительные и доказать, что они являются одушевленными. 2. (Устно.) Исправить ошибки в образовании одушевленных существительных, называющих животных и птиц: Бык - бычиха, | петух - петушиха, | индюк - индиха (индейка), | Баран - баранка, | селезень - селезенка, | медведь - медведиха, | Боров - боровка, | гусь - гуська, | волк - волкушка | 3. Образовать единственное число мужского и женского рода от следующих существительных: Индейцы (индеец, индианка) Казахи (казах, казашка) Финны (финн, финка) Индийцы ( индиец, индианка) Французы (француз, француженка) Поляки (поляк, полька) Китайцы (китаец, китаянка) Австралийцы (австралиец, австралийка) 4. Лексическая работа. Дать лексическое значение следующим словам, определить многозначное слово: Досуг - свободное от работы время. Квартал – 1) часть города, ограниченная пересекающимися улицами; 2) четвертая часть отчетного года. Партер - нижний этаж зрительного зала с местами для публики. По лексическому значению определить слово: - (Ходатайство) - Официальная просьба.
- (Эксперт) - Специалист, дающий заключение при рассмотрении каких-нибудь вопросов.
5. Орфоэпическая тренировка. Исправить речевые и грамматические ошибки. - Говорил он, между прочим:
- “Красивее, мы так хочем,
- Досуг, квартал, хвоя, щавель.
- Кремень, партер и шинель,
- Ходатайство посылаем,
- Эксперт звонит каждый день”.
6. Выписать из текста орфоэпической тренировки существительные, которые употребляются только в ед. числе | только во множ. числе | и в ед. и во множ. числе | досуг | | квартал | хвоя | | кремень | щавель | | шинель | партер | | день | ходатайство | | | Дополните столбики следующими словами: вермишель, макароны, щипцы, конфеты, торт, качели, консервы, молодёжь, прятки. Образовать единственное число: валенки - валенок, туфли - туфля, ботинки - ботинок, манжеты -манжета, манжет, кеды - кед, коньки - конёк, кроссовки - <...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1450
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|