Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Повышение уровня физической подготовленности и активизация двигательной деятельности учащихся в учебном процессе через соревновательно-игровой метод - Спорт в школе и здоровье детей - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Спорт в школе и здоровье детей

Повышение уровня физической подготовленности и активизация двигательной деятельности учащихся в учебном процессе через соревновательно-игровой метод


Автор(ы): Балыбердин Игорь Алексеевич, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
План
  1. Сущность соревновательно - игрового метода
  2. Использование подвижных игр и соревнований в учебно-воспитательном процессе:
    • на уроках по легкой атлетике;
    • на уроках лыжной подготовки
    • на уроках спортивных игр
    • на уроках гимнастики
  3. Литература
Успешное выполнение учебной программы по физическому воспитанию сегодня не мыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов, в том числе и соревновательно-игрового.
Гибкий вариативный характер этого метода позволяет рационально использовать различные средства в физическом воспитании. Значительно повышается заинтересованность учащихся, увеличивается моторная плотность уроков, их эффективность. Эмоциональный характер воздействия соревновательных упражнений и подвижных игр позволяет комплексно воспитывать широкий диапазон физических качеств, например, динамическую силу, прыжковую выносливость, гибкость, ловкость и т.д. Воспитание морально-волевых качеств осуществляется в условиях борьбы с соперником, при коллективном характере действий, значительных физических и эмоциональных напряжениях. Личные интересы в играх или соревнованиях подчиняются коллективным целям, вырабатывается уважение к товарищам по команде, сопернику. Роль соревновательно-игровых упражнений возрастает тогда, когда они тесным образом увязываются с учебным материалом урока, поскольку позволяет быстрее усвоить его доступными средствами При помощи соревновательно-игровых заданий решаются самые разнообразные задачи, начиная от воспитательных и образовательных до оздоровительных.
Используя игровые задания и соревновательные упражнения воспитывают смелость и настойчивость в достижении цели, коллективизм и товарищество, быстроту и ловкость, силу и гибкость, выносливость и волю к победе. Применять эти задания можно во всех частях урока, особенно когда необходимо внести в него новизну эмоционального восприятия упражнений.
На всех уроках преподаватель использует соревновательно-игровой метод. С этой целью подбираются разнообразные упражнения, подвижные игры, отвечающие задачам урока. Тем самым подводим учащихся к необходимости приобретения того или иного навыка, который способствует решению поставленных задач, лучшей плотности урока и более правильной дозировке упражнений на протяжении всего урока. Сложные игровые упражнения чередуются с более простыми, не требующими концентрированного внимания. Соответственно, дается отдых отдельным группам мышц, системам организма, которые только что интенсивно работали.
Подвижные игры и соревновательные упражнения должны соответствовать той части урока, в которую они введены. Во вводной части урока используются упражнения, способствующие подготовке организма учащихся к предстоящей работе в основной части. Это различные комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, проводимые в движении и на месте в виде соревнований, выполняемых в парах с элементами силовых единоборств. Принцип таков: кто быстрее и большее число раз добьется победы.
Выполнять соревновательно-игровые задания в основной части урока можно как начале её, так и в середине, либо в конце. Важно, чтобы соревновательно-игровая деятельность логически вытекала из потребности закрепить те или иные умения и навыки.
В заключительной части урока соревновательно-игровые задания используются для расслабления и успокоения организма после нагрузки либо эмоционального подъема.
Использование соревновательно-игровых упражнений в учебно-воспитательном процессе по разделам учебной программы. Легкая атлетика, как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.
На уроках легкой атлетики используем следующие игровые задания:
“Быстро по местам”
Задачи: Развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности, совершенствование умения ориентироваться.
Построение Содержание Правила Методические указания
По первому сигналу игроки разбегаются, по второму – все должны построиться в указанном месте. Варианты построения: а)В общей или отдельной шеренгах; б)В общем или отдельном круге; в)Квадрат. Команда, сумевшая быстрее занять свое место, побеждает. Заранее познакомить с сигналами, исходным положением, формой строя и местом.
“Эстафетный бег”
Задачи: Развитие скоростной выносливости, ловкости, внимательности.
Построение Содержание Правила Методические указания
Команды соревнуются в эстафетном беге. Варианты: а)построение в колонны по одному; б)построение в шеренги, при перебежке меняются местами. Игроки стартуют раздельно или одновременно. Побеждает та команда, которая быстрее закончит задание. Четко разъяснить правила игры.
Кроме перечисленных применяем такие как: “Вызов номеров”, “Черные и белые”, “Третий лишний”, “Голова и хвост”, “Прыжковая эстафета”, “Кто дальше” и др.
Применение соревновательно-игровых заданий является эффективным средством совершенствования лыжных ходов, а так же физических качеств на уроках лыжной подготовки. С помощью игр и соревновательных заданий учащиеся приобретают необходимые навыки передвижения по дистанции, куда входят спуски и подъемы, а так же закрепляются умения применять технику лыжных ходов с учетом рельефа местности.
Игровые и соревновательные задания можно разделить на группы:
  1. Совершенствование техники лыжных ходов на учебной лыжне.
  2. Повороты на месте и в движении.
  3. Совершенствование техники спусков и подъемов на гористой местности.
  4. Развитие физических и функциональных возможностей организма.
  5. Приобретение умения соревноваться и тактически противостоять сопернику, ориентироваться на местности, рационально использовать лыжную технику.
“Точно в цель”
Задача: развитие скоростно-силовых качеств, закрепление техники метания малого мяча в соревновательных условиях
Построение Содержание Правила Методические указания
Построение в колонну по одному. Игроки метают мяч в стену на дальность отскока, с попаданием в цель. Варианты: метание проводится по различным кругам мишени. Кто больше попал - победитель. За дальность отскока добавляется очко. По мере освоения добиваться более точного броска, сильного отскока, используя разбег.
Эстафета “Елочкой”
Задачи: Совершенствование техники подъема “Ёлочкой”, развитие силовой выносливости в игровых условиях.
Построение Содержание Правила Методические указания
Со старта преодолевают подъем “Ёлочкой”, затем спускаются вниз. После чего стартует следующая пара. В паре побеждает игрок, быстрее поднявшийся в гору. Побеждает команда, у которой больше побед. В конце подъема поставить флажки.
“Скользи дальше”
Задачи: Совершенствование техники одновременного безшажного хода, развитие силы при отталкивании палками, выносливости.
Построение Содержание Правила Методические указания
Участники игры предварительно сделав 3 шага разгона, стартуют с интервалом 3-5 сек. Выполняют одновременно отталкивание и скольжение на указанном отрезке дистанции. Вариант: С места выполняют одно отталкивание палками, затем ещё одно. Побеждает команда, участники которой сумели преодолеть отрезок дистанции без дополнительных шагов. Внимание обращать на одновременное отталкивание и навал туловища.
Также используем следующие игры: “Гонка с выбыванием”, “Гонка за лидером”, “К своим палкам”, “Лучший гонщик” и др.
Особой популярностью соревновательно-игровой метод пользуется на уроках по спортивным играм, который применяется на стадии закрепления и совершенствования игрового навыка. Техника владения мячом успешно отрабатывается как в эстафетах, так и в подвижных играх. Для овладения техникой перемещения применяются следующие упражнения: разновидности бега с остановкой по сигналу, эстафеты с разновидностью прыжков, подвижные игры. При обработке и совершенствовании передачи ловли мяча используются всевозможные передачи в парах, тройках, эстафеты во встречных и параллельных колоннах, кругах, шеренгах. Много игровых заданий выполняется для закрепления бросков мяча (с места, с шага, в прыжке, в движении, после остановки, после поворота, с сопротивлением).
“Подбрось - поймай”
Задачи: Формирование навыка подбрасывания и ловли мяча, развитие координации движений.
Построение Содержание Правила Методические указания
Построение в две шеренги. По сигналу подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят и прокатывают партнерам, те, в свою очередь, выполняют тоже самое. Побеждает команда, которая быстрее и точнее выполнит задание: а)Меньше число падений; б)Точное прокатывание. Ловлю и подбрасывание мяча можно выполнять с ударом о пол или стену, стоя на месте или в прыжке.
“Обведи и передай”
Задачи: совершенствование навыка ведения мяча с изменением направления закрепление передачи и ловли мяча.
Построение Содержание Правила Методические указания
Построение в колонны, впереди лежат мячи. Первый обводит препятствие, в конце разворачивается и передает мяч очередному игроку, а сам встает позади всех. При потере мяча, начинать с того места, где была потеря. Ведение выполняют правой и левой рукой
“Снайперские броски”
Задачи: Формирование навыка техники броска мяча в корзину, закрепление ловли мяча.
Построение Содержание Правила Методические указания
Построение в колонну к щитам. Игрок после ведения бросает мяч в кольцо, затем ловит мяч и передает следующему игроку, а сам встает в колонну. Варианты: а) Бросает, пока не попал; б)Броски с места или в прыжке. Побеждает тот, кто больше забросит мячей в кольцо или раньше закончит эстафету. Необходимо следить за техникой движений и точн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2108

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340