Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Методическая разработка урока физики по теме Баллистическое движение, 10-й класс, автор учебника В.А. Косьянов
Автор(ы): Рудик Ольга Николаевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проект урока. Методический анализ изучаемой темы. - Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания по физике.
- Глубина изложения материала определяется учебником В.А. Касьянова “Физика. 10 класс” (М.: Дрофа, 2000).
- Тема “Баллистическое движение” рассматривается в разделе “Механика” в главе “Кинематика материальной точки”. Эта тема предпоследняя в данной главе, завершающейся изучением кинематики периодического движения.
На предыдущих уроках были рассмотрены основные понятия кинематики (траектория, перемещение, скорость, ускорение), особенности прямолинейного равномерного и равноускоренного движений, свободного падения тел. Учащиеся научились строить и читать графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени, решать графические и аналитические задачи. познавательная (история баллистики, моделирование физического процесса, связь физики с математикой и др.), практическая (расчет траектории снаряда, реальное движение тел в атмосфере, максимальные высота и дальность полета тел в спорте, технике и быту), воспитательная: восприятие фотографий знаменитых фонтанов Москвы и Петродворца, Бородинской панорамы, Сталинградской битвы. - Учебный материал целесообразно изучать на двух уровнях (А и В) в ходе группой работы.
- Тема математизирована, поэтому следует повторить необходимые сведения из курса математики, а также осуществить межпредметные связи с историей, физкультурой, ОБЖ, литературой (включая русский фольклор).
- Максимальный результат может быть достигнут в классах с достаточно сильной математической подготовкой, с развитыми навыками самостоятельной работы (с учебником и инструкциями) при сформированном доброжелательном отношении ребят друг к другу.
Цели деятельности педагога. Образовательные: “получить” учащихся, знания которых удовлетворяют требованиям, изложенным ниже. Развивающие: продолжить работу по развитию мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений; овладению методами научного исследования (собирать установки по схемам, делать выводы на основе анализа общих и отрицательных черт объектов и др.). Воспитательные: продолжить работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному труду; положительных мотивов учения, коммуникативных умений; гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира. Требования к усвоению содержания учебного материала. 1 уровень усвоения. Учащиеся должны знать: - определение баллистического движения,
- модель этого движения и границы ее применимости,
- качественную зависимость дальности L и высоты H полета снаряда от угла его вылета,
- факты
баллистическая кривая (в отсутствие сопротивления воздуха) – парабола, вертикальная компонента скорости в верхней точке траектории равна нулю; уметь: - приводить примеры баллистического движения,
- использовать границы применимости модели этого движения;
иметь представление: - о том, что баллистическое движение – результат сложения двух прямолинейных: движения равномерного по горизонтальной оси и равнопеременного по вертикальной оси;
- об основных параметрах баллистического движения (времени подъема и полета, максимальных высоте и дальности полета).
К вышеперечисленному для 1 уровня следует добавить: знание: - закона баллистического движения в координатной форме.
2 уровень усвоения. - уравнения траектории тела,
- формул для расчета основных параметров этого движения,
- формул для расчета скорости снаряда в произвольной точке траектории и угла наклона вектора скорости к горизонтали;
умение: - решать задачи с использованием названных законов и формул.
Методы развития положительной мотивации учения. К изучению данной темы учащихся могут побудить: - интерес к примерам баллистического движения,
- задачи, в которых отражен учебный материал, важный для будущей жизни;
- желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности.
Действия учащихся и методы обучения. На различных этапах урока учащиеся слушают, читают текст учебника и проводят анализ структуры учебного материала (ДЭЗ), приводят примеры, демонстрируют и наблюдают опыты, пользуются готовыми схемами (объяснительно-иллюстративный метод); проговаривают “про себя”, в парах и в классе изучаемый материал; заполняют схемы (репродуктивный метод); отвечают на проблемные вопросы учителя (проблемный метод); включаются в аргументацию выдвинутой гипотезы, обобщают факты, изложенные учителем в определенной последовательности; выделяют части схем, записей, ориентирующих на выделение проблемы; выполняют новые для себя практические экспериментальные задания (частично-поисковый метод); выясняют причины приближенного выполнения теоретических закономерностей при их проверке на практике (исследовательский метод). Дидактические средства. Учебник “Физика – 10” В.А.Касьянова (М.: Дрофа, 2000). Дидактический раздаточный материал. Задания в текстовой форме для самоконтроля (два варианта). Планки самооценки работы на уроке. Задания для отчета о групповой деятельности. Наборы рисунков, фотографий, текстов, иллюстрирующих изучаемое явление. Материалы для выпуска газеты “Баллистического движение”. Домашнее задание. а) основное: § 17, вопросы на с. 71. б) дополнительное: прочитать материал, предложенный для дополнительного изучения в газете “Баллистическое движение”; подобрать пословицы и поговорки, литературные тексты, иллюстрирующие баллистическое движение. Деятельность учителя и учащихся на уроке. Оборудование. - Для работы групп экспериментаторов: баллистические пистолеты (2), измерительная лента (2), демонстрационный метр (1), рулетка, микрокалькуляторы (2), штатив с муфтой, кольцом и лапкой (2), скотч.
- Инструкция по технике безопасности.
- Наборы рисунков, статей из журналов, маркеры, фломастеры, лист ватмана, ножницы, клей.
- Кодоскоп.
- Оформление кабинета: демонстрационный планшет с иллюстрациями баллистического движения, плакаты к §17, демонстрационные планшеты “цветового” анализа настроения.
Основная литература: - Касьянов В.А. Физика – 10. – М.: Дрофа, 2000.
- Качинский А.М., Кимбар Б.А. Задания к лабораторным работам практикума по физике. 8 – 10 классы. – Минск: “Нар. асвета”, 1976.
- Программно-методические материалы. Физика 7 – 11 классы / Сост. В.А. Коровин, Ю.И. Дик. – М.: Дрофа, 1999.
- Рекомендации по организации и содержанию методической работы и образовательного процесса на 2001/2002 учебный год. Под ред. Т.В.Есенковой, В.А.Основиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.
- Особенности обучения физики в условиях работы по базисному учебному плану: Методическое пособие / Под ред. В.А. Основиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
- Физика в школе. – 2001. - №5.
- Квант. – 1987. – №7, №9; 1989. – №8; 1990. – №6, №9; 1992. – № 12; 1993. – №3 – 4.
Дополнительная литература. - Андреев С.Н. Футбол – твоя игра. – М.: Просвещение, 1988.
- Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. Т. 4: Сталинградская битва....
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2666
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|