Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методическая разработка урока физики по теме Баллистическое движение, 10-й класс, автор учебника В.А. Косьянов - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Методическая разработка урока физики по теме Баллистическое движение, 10-й класс, автор учебника В.А. Косьянов


Автор(ы): Рудик Ольга Николаевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проект урока.
Методический анализ изучаемой темы.
  • Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания по физике.
  • Глубина изложения материала определяется учебником В.А. Касьянова “Физика. 10 класс” (М.: Дрофа, 2000).
  • Тема “Баллистическое движение” рассматривается в разделе “Механика” в главе “Кинематика материальной точки”. Эта тема предпоследняя в данной главе, завершающейся изучением кинематики периодического движения.
На предыдущих уроках были рассмотрены основные понятия кинематики (траектория, перемещение, скорость, ускорение), особенности прямолинейного равномерного и равноускоренного движений, свободного падения тел. Учащиеся научились строить и читать графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени, решать графические и аналитические задачи.
  • Значимость темы:
познавательная (история баллистики, моделирование физического процесса, связь физики с математикой и др.),
практическая
(расчет траектории снаряда, реальное движение тел в атмосфере, максимальные высота и дальность полета тел в спорте, технике и быту),
воспитательная: восприятие фотографий знаменитых фонтанов Москвы и Петродворца, Бородинской панорамы, Сталинградской битвы.
  • Учебный материал целесообразно изучать на двух уровнях (А и В) в ходе группой работы.
  • Тема математизирована, поэтому следует повторить необходимые сведения из курса математики, а также осуществить межпредметные связи с историей, физкультурой, ОБЖ, литературой (включая русский фольклор).
  • Максимальный результат может быть достигнут в классах с достаточно сильной математической подготовкой, с развитыми навыками самостоятельной работы (с учебником и инструкциями) при сформированном доброжелательном отношении ребят друг к другу.
Цели деятельности педагога.
Образовательные
: “получить” учащихся, знания которых удовлетворяют требованиям, изложенным ниже.
Развивающие: продолжить работу по развитию мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений; овладению методами научного исследования (собирать установки по схемам, делать выводы на основе анализа общих и отрицательных черт объектов и др.).
Воспитательные: продолжить работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному труду; положительных мотивов учения, коммуникативных умений; гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Требования к усвоению содержания учебного материала.
1 уровень усвоения.
Учащиеся должны
знать:
  • определение баллистического движения,
  • модель этого движения и границы ее применимости,
  • качественную зависимость дальности L и высоты H полета снаряда от угла его вылета,
  • факты
баллистическая кривая (в отсутствие сопротивления воздуха) – парабола,
вертикальная компонента скорости в верхней точке траектории равна нулю;
уметь:
  • приводить примеры баллистического движения,
  • использовать границы применимости модели этого движения;
иметь представление:
  • о том, что баллистическое движение – результат сложения двух прямолинейных: движения равномерного по горизонтальной оси и равнопеременного по вертикальной оси;
  • об основных параметрах баллистического движения (времени подъема и полета, максимальных высоте и дальности полета).
К вышеперечисленному для 1 уровня следует добавить:
знание:
  • закона баллистического движения в координатной форме.
2 уровень усвоения.
  • уравнения траектории тела,
  • формул для расчета основных параметров этого движения,
  • формул для расчета скорости снаряда в произвольной точке траектории и угла наклона вектора скорости к горизонтали;
умение:
  • решать задачи с использованием названных законов и формул.
Методы развития положительной мотивации учения.
К изучению данной темы учащихся могут побудить:
  • интерес к примерам баллистического движения,
  • задачи, в которых отражен учебный материал, важный для будущей жизни;
  • желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности.
Действия учащихся и методы обучения.
На различных этапах урока учащиеся слушают, читают текст учебника и проводят анализ структуры учебного материала (ДЭЗ), приводят примеры, демонстрируют и наблюдают опыты, пользуются готовыми схемами (объяснительно-иллюстративный метод);
проговаривают “про себя”, в парах и в классе изучаемый материал; заполняют схемы (репродуктивный метод);
отвечают на проблемные вопросы учителя (проблемный метод);
включаются в аргументацию выдвинутой гипотезы, обобщают факты, изложенные учителем в определенной последовательности; выделяют части схем, записей, ориентирующих на выделение проблемы; выполняют новые для себя практические экспериментальные задания (частично-поисковый метод);
выясняют причины приближенного выполнения теоретических закономерностей при их проверке на практике (исследовательский метод).
Дидактические средства.
Учебник “Физика – 10” В.А.Касьянова (М.: Дрофа, 2000).
Дидактический раздаточный материал.
Задания в текстовой форме для самоконтроля (два варианта).
Планки самооценки работы на уроке.
Задания для отчета о групповой деятельности.
Наборы рисунков, фотографий, текстов, иллюстрирующих изучаемое явление.
Материалы для выпуска газеты “Баллистического движение”.
Домашнее задание.
а) основное: § 17, вопросы на с. 71.
б) дополнительное: прочитать материал, предложенный для дополнительного изучения в газете “Баллистическое движение”; подобрать пословицы и поговорки, литературные тексты, иллюстрирующие баллистическое движение.
Деятельность учителя и учащихся на уроке.
Оборудование.
  1. Для работы групп экспериментаторов: баллистические пистолеты (2), измерительная лента (2), демонстрационный метр (1), рулетка, микрокалькуляторы (2), штатив с муфтой, кольцом и лапкой (2), скотч.
  2. Инструкция по технике безопасности.
  3. Наборы рисунков, статей из журналов, маркеры, фломастеры, лист ватмана, ножницы, клей.
  4. Кодоскоп.
  5. Оформление кабинета: демонстрационный планшет с иллюстрациями баллистического движения, плакаты к §17, демонстрационные планшеты “цветового” анализа настроения.
Основная литература:
  1. Касьянов В.А. Физика – 10. – М.: Дрофа, 2000.
  2. Качинский А.М., Кимбар Б.А. Задания к лабораторным работам практикума по физике. 8 – 10 классы. – Минск: “Нар. асвета”, 1976.
  3. Программно-методические материалы. Физика 7 – 11 классы / Сост. В.А. Коровин, Ю.И. Дик. – М.: Дрофа, 1999.
  4. Рекомендации по организации и содержанию методической работы и образовательного процесса на 2001/2002 учебный год. Под ред. Т.В.Есенковой, В.А.Основиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.
  5. Особенности обучения физики в условиях работы по базисному учебному плану: Методическое пособие / Под ред. В.А. Основиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
  6. Физика в школе. – 2001. - №5.
  7. Квант. – 1987. – №7, №9; 1989. – №8; 1990. – №6, №9; 1992. – № 12; 1993. – №3 – 4.
Дополнительная литература.
  1. Андреев С.Н. Футбол – твоя игра. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. Т. 4: Сталинградская битва....

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2666

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340